Заявление на публичный сервитут

Содержание

Утверждена унифицированная форма ходатайства об установлении публичного сервитута – Новости ЕРЗ.РФ

Заявление на публичный сервитут

На портале правовой информации размещен приказ Минэкономразвития №542 от 10.10.2018 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержащего обоснования необходимости установления публичного сервитута».

www.ocenka74.nethouse.ru 

С 1 сентября 2019 года вступили в силу нормы 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации…», предусматривающие упрощение размещения линейных объектов. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) дополнен новой главой «V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях».

Нормами ст. 39.37 341-ФЗ предусмотрено, что публичный сервитут может устанавливаться для использования земельных участков:

1. на срок от 10 до 49 лет в целях размещения объектов:

электросетевого хозяйства;

• тепловых сетей;

• водопроводных сетей;

• сетей водоотведения;

• линий и сооружений связи;

• линейных объектов системы газоснабжения.

При этом такие объекты должны относиться к объектам федерального, регионального или местного значения, либо быть необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

2. на срок не более 1 года для проведения инженерных изысканийв целях:

подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

• для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

• для строительства, реконструкции сооружений (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения).

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании соответствующего ходатайства.

Вышеназванным актом Минэкономразвития утверждена унифицированная форма ходатайства об установлении публичного сервитута.

www.wiki-land.ru

Согласно утвержденной форме, в ходатайстве необходимо указывать:

1. Наименование уполномоченного органа.

2. Сведения о заявителе:

3. Сведения о представителе заявителя:

наименование (полное и сокращенное);

адрес (почтовый, фактический, электронной почты);

ОГРН;

ИНН;

4. Цель установления публичного сервитута.

5. Срок публичного сервитута. Он определяется по соглашению сторон. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

6. Срок, в течение которого в соответствии с расчетом заявителя использование земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости, в соответствии с их разрешенным использованием, будет невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств).

www.rosotkat.ru

7. Обоснование необходимости установления публичного сервитута. Оно должно содержать реквизиты решений уполномоченных органов власти в зависимости от вида размещаемого объекта, цели строительства и вида организации, которой направлено ходатайство, и др.

8. Сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд в том случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения.

9. Кадастровые номера земельных участков (при их наличии).

10. Вид права, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю (если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции или эксплуатации инженерного сооружения).

11. Сведения о способах представления результатов рассмотрения ходатайства (в виде электронного документа и бумажного документа).

www.vzt-ocenka.ru

12. Документы, прилагаемые к ходатайству. Перечень документов указан в ч. 5 ст. 39. 41 ЗК РФ.

13. Согласие на обработку персональных данных.

14. Подтверждение достоверности сведений.

15. Дата, подпись.

В ст. 39.40 ЗК РФ определены лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута. К таковым относятся субъекты естественных монополий, организации связи, иные уполномоченные лица.

Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

Вышеупомянутый приказ Минэкономразвития №542 вступил в силу 9 января 2019 года.

www.ckperd.ru

СПРАВКА

Публичный сервитут — вид земельного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком), устанавливаемого законом или иным нормативным правовым актом в случаях необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков.

Другие публикации по теме:

Сроки подключения сетей к строящемуся жилью сократит публичный сервитут

Минэкономразвития: не требуется одновременно регистрировать права на помещение в МКД и доли в праве на участок, если на одном участке строится несколько МКД

Росреестр: доля отказов и приостановлений при регистрации недвижимости снизилась до целевых значений

Источник: https://erzrf.ru/news/utverzhdena-unifitsirovannaya-forma-khodataystva-ob-ustanovlenii-publichnogo-servituta

Приложение. Ходатайство об установлении публичного сервитута | ГАРАНТ

Заявление на публичный сервитут

Приложение
к Требованиям к формеходатайства об установлении публичногосервитута, содержанию обоснованиянеобходимости установленияпубличного сервитута, утвержденным

приказом Минэкономразвития России

от 10 октября 2018 г. N 542

Форма

Ходатайство об установлении публичного сервитута
1_____________________________________________________(наименование органа, принимающего решение об установлении публичного сервитута)
2Сведения о лице, представившем ходатайство об установлении публичного сервитута (далее – заявитель):
2.1Полное наименование
2.2Сокращенное наименование
2.3Организационно-правовая форма
2.4Почтовый адрес (индекс, субъект Российской Федерации, населенный пункт, улица, дом)
2.5Фактический адрес (индекс, субъект Российской Федерации, населенный пункт, улица, дом)
2.6Адрес электронной почты
2.7ОГРН
2.8ИНН
3Сведения о представителе заявителя:
3.1Фамилия
Имя
Отчество (при наличии)
3.2Адрес электронной почты
3.3Телефон
3.4Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя
4Прошу установить публичный сервитут в отношении земель и (или) земельного(ых) участка(ов) в целях (указываются цели, предусмотренные статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации или статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”):_______________________________________________________________
5Испрашиваемый срок публичного сервитута ____________________________
6Срок, в течение которого в соответствии с расчетом заявителя использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации невозможно или существенно затруднено (при возникновении таких обстоятельств) ________________________________
7Обоснование необходимости установления публичного сервитута _________
8Сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения (в данном случае указываются сведения в объеме, предусмотренном пунктом 2 настоящей Формы) (заполняется в случае, если ходатайство об установлении публичного сервитута подается с целью установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд) _____________________________
9Кадастровые номера земельных участков (при их наличии), в отношении которых испрашивается публичный сервитут и границы которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости
10Вид права, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю (если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции или эксплуатации инженерного сооружения)
11Сведения о способах представления результатов рассмотрения ходатайства:
в виде электронного документа, который направляется уполномоченным органом заявителю посредством электронной почты_________(да/нет)
в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении или посредством почтового отправления_________(да/нет)
12Документы, прилагаемые к ходатайству: _____________________________
13Подтверждаю согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе в автоматизированном режиме
14Подтверждаю, что сведения, указанные в настоящем ходатайстве, на дату представления ходатайства достоверны; документы (копии документов) и содержащиеся в них сведения соответствуют требованиям, установленным статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации
15Подпись:Дата:
___________(подпись)___________________(инициалы, фамилия)“___” _____ _____ г.

Источник: https://base.garant.ru/72141628/10ed0f917186039eb157d3ba4f962ee5/

Заявление на установление сервитута на земельный участок

Заявление на публичный сервитут

   Вы — собственник земельного участка, при этом неважно, физическое вы или юридическое лицо.

Однако вы не можете пользоваться своим земельным участком в полном объеме, потому что, скажем, не имеете объективной возможности подъехать к участку на своем автомобиле, поскольку расположение других участков вам в этом препятствует. Очевидно, вы зададитесь вопросом, как разрешить такую ситуацию?

   Мы ответим на ваш вопрос — нужно установить сервитут. Однако соседи уже ответили вам отказом. Опять же вопрос, что дальше? Хорошо, ответим и на этот вопрос — нужно обратиться в суд с исковым заявлением. А теперь поподробнее…

ВНИМАНИЕ: наш юрист по установлению сервитута на землю в Екатеринбурге поможет Вам профессионально и в срок, задайте нам вопрос прямо сейчас!

Как составить иск об установлении сервитута на земельный участок?

   Для начала нужно определить в какой суд нужно подавать иск. В случае, если вы являетесь физическим лицом, то нужно обращаться в районный суд по месту нахождения земельного участка, в отношении которого вы собираетесь установить сервитут.

   В случае, если вы и ответчик являетесь юридическими лицами, вам нужно будет обратиться с иском в Арбитражный суд субъекта, в котором находится земельный участок, на который у вас имеются виды. Ответчиком будет являться лицо, имеющее на праве собственности земельной участок, в отношении которого вы собираетесь установить сервитут

Поняв куда и к кому вам нужно обращаться, необходимо составить сам иск.

Иск состоит из четырех основных частей:

  • Шапка искового заявления;
  • Описательная часть, в которой вы описываете необходимость установления сервитута и отсутствие иных вариантов, позволивших бы вам пользоваться своим земельным участком в полной мере;
  • Мотивированная часть, т.е. часть, в которой вы обосновываете свои требования, с точки зрения норм законодательства, Постановлений Пленума Верховного суда, обзоров судебной практики и так далее. Стоит сразу же отдавать себе отчет, что вне зависимости от целей установления сервитута, нормативно-правовая база, которую надлежит применить в таких спорах, достаточно велика и сложна для лиц, не обладающих специальными юридическими познаниями;
  • Просительная часть, т.е. часть, где вы просите установить сервитут. Казалось бы, что сложного в том, чтобы о чем-то попросить суд? Не все так просто, умение правильно просить — не самое легкое умение.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, а также заказывайте исковое в суд у наших адвокатов

Кто может подать иск об установлении сервитута?

   Обратиться с иском в суд для установления сервитута может исключительно собственник земельного участка, право пользования к которому ограничено объективными обстоятельствами.

   Поэтому вам следует понимать, что у вас возникает право требовать установления сервитута только в случае, если у вас нет иных объективных способов пользоваться Вашим земельным участком в полной мере!

ПОЛЕЗНО: читайте как инициировать прекращение земельного сервитута по ссылке

Госпошлина в суд за установление сервитута

   В соответствии с налоговым законодательством, необходимая к уплате государственная пошлина в суд по исковому заявлению с требованием по установлению сервитута составляет 300 рублей.

   При этом Вам стоит понимать, что это не единственная пошлина, которую вам предстоит заплатить. Так, в случае, если суд удовлетворит ваши требования по установлению сервитута, то необходимо будет уплатит также госпошлина за государственную регистрацию в Росреестре. Такая госпошлина составляет 1500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических.

   Стоит понимать, что такого рода судебные споры, достаточно сложны в доказывании и обоснованности для простых обывателей, с точки зрения юриспруденции, поэтому советуем Вам обратиться к земельным адвокатам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры», для составления искового заявления об установлении сервитута. Вы же не будете сами строить ракету, даже если вы являетесь космонавтом, правильно?

Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда

В Администрацию г. Екатеринбург

от

Общества с ограниченной ответственностью «С»

Юридический адрес: 620049, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская

ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении постоянного права ограниченного пользования (сервитута)

   Общество с ограниченной ответственность «С» является титульным владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург.

   Смежные участки находится во владении … соответственно.

   Между указанными участками, по их границам в данный момент проходит грунтовая дорога для проезда (прохода) к данным участкам, которая после дождя становится не пригодной для передвижения.

   В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

   Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

   В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

   Приведенные нормы предоставляют право владельцу земельного участка в случае реальной невозможности обеспечения доступа (в частности, проход / проезд) к принадлежащему земельному участку обратиться за установлением соответствующего обременения.

Подобные правоотношения с собственниками смежных участков регулируются посредством установления сервитута.

Правовым основанием государственной регистрации обременения является решение органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок.

  В данном случае без установления сервитута для прохода и проезда доступ к ранее названным земельным участкам Общества с ограниченной ответственностью «С» будет невозможен, ибо данный участок полностью окружен иными объектами недвижимости, а существующая грунтовая дорога приходит в негодность после выпадения осадков. В таком случае реализация правомочий владения и пользования гарантированные гражданским законодательством не будут реализованы.

   Более того, следует отметить, что сегодня фактически запрашиваемый сервитут установлен – в требуемом месте существует грунтовая дорога. Следовательно, владельцы земельных участок пришли к соглашению об установлении сервитута. Таким образом, юридическое закрепление сложившихся отношений не нарушит права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы так же нарушены не будут.

   На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 264, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

  • Установить бессрочное постоянное право (сервитут) прохода и проезда по границам земельных участков длинной 490 и 1105 метров соответственно, шириной 8 метров.
  • О принятом решении по настоящему заявлению уведомить Общество с ограниченной ответственностью «С» путем направления его почтой в адрес: 620049, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Первомайская.

Дата, подпись

ПОЛЕЗНО: читайте как подписать соглашение о земельном сервитуте без суда

Отзыв о работе нашего юриста по сервитуту и земельным отношениям

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/zajavlenie-na-ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок

Заявление на публичный сервитут

Одним из судебных способов защиты является исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок. Причем сервитут может устанавливаться не только на землю. Но и в отношении иной недвижимости (здание, помещение и т.п.). Что такое сервитут, для чего такой иск и как его составить – об этом расскажем ниже.

Сервитут – право ограниченного пользования недвижимым имуществом. Это не аренда, то есть право владения не возникнет. Но это право пользования, ограниченное определенными целями и границами.

Пример искового заявления об установлении сервитута на земельный участок

В Армавирский городской суд Краснодарского края

Истец: Тарасов Николай Петрович,

место жительства: 362902, Краснодарский край,

г. Армавир, ул. Морская, 29

Ответчик: Солнцева Раиля Тимуровна,

место жительства: 362902, Краснодарский край,

г. Армавир, ул. Морская, 12,

дата рождения и место жительства,

идентификатор не известны

Истец с 2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером к3:32:8928 и жилого дома с кадастровым номером 7ц9:489:у3, расположенные по адресу г. Армавир, ул. Морская, 29. Ответчик – собственник смежного земельного участка и жилого дома по адресу г. Армавир, ул. Морская, 12.

Принадлежащий по праву собственности истцу земельный участок не имеет отдельного прохода и проезда на улицу общего назначения. При проведении межевых работ кадастровый инженер установил, что проход и проезд к моему дому осуществляется через смежный земельный участок, ул. Морская, 12.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с ч. 1 ст.

274 Гражданского кодекса РФ сервитут может устанавливаться, в том числе, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца, не создавая существенных неудобств для собственника обременяемого земельного участка.

Иные способы прохода (проезда) к моему земельному участку через территории общего назначения отсутствуют. Второй смежный участок – лесной массив, где дороги общего назначения вообще отсутствуют. В целях установления границ и площади части земельного участка, которая необходима для проезда и прохода, кадастровый инженер разработал схему (прилагается).

Мой сосед на контакт не идет, в устной форме отказывает, примирительные процедуры не осуществлялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 274-276 Гражданского кодекса РФ, ст. 131-132 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Установить право постоянного бессрочного пользования (сервитут) на часть земельного участка площадью 152 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 37а:27864:98:1, расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Морская, 12, общей площадью 1265 кв.м, с целью обеспечения прохода (проезда) к земельному участку истца согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории.

Приложение:

1. Квитанция об уплате госпошлины

2. Уведомление об отправлении документов и иска ответчику

3. Выписка из ЕГРН на земельные участки истца и ответчика

4. Схема границ сервитута на кадастровом плане территории

5. Сведения публичной кадастровой карты территории

Тарасов Н.П.      Тарасов           20.05.2022 г.

Сервитут известен еще со времен Древнего Рима. Именно как ограниченное право пользования чужим земельным участков. Возник такой правовой институт потому, что при владении землей могут возникнуть нюансы. Например, земельный участок находится на удалении от дороги.

И собственник такого земельного участка должен каким-то образом проезжать к своему участку. Или здание принадлежит одному человеку, а земля вокруг него – другому. В качестве примера приведем и ситуацию: нужно протянуть водопровод к дому через землю соседа. И так далее.

Гражданский кодекс РФ посвящает сервитуту статьи 274-277. Совсем немного. В основном юристы при ведении дел, касающихся установления сервитута, используют судебную практику.

Наиболее часто используемый документ – Обзор ВС РФ от 26 апреля 2017 г. Он содержит основные постулаты и касается практики применения Гражданского кодекса РФ.

При самостоятельной подготовке иска рекомендуем с ним ознакомиться.

Цели и порядок установления сервитута

Цели установления сервитута могут быть разными. Статья 274 называет основные:

  • проход, проезд через соседний земельный участок
  • строительство, реконструкция, эксплуатация линейного объекта (газ, вода, канализация и т.п.)
  • иные нужды – их перечень не ограничен.

Прежде чем обращаться в суд с иском об установлении сервитута на земельный участок обратите внимание на Земельный кодекс РФ. Он содержит 2 специальные главы:

  • V.3 – сервитут на участок государственной, муниципальной собственности (и собственность на который не разграничена)
  • V.7 – публичный сервитут (очень специальные случаи, круг субъектов ограничен).

До подачи иска нужно обратиться к кадастровому инженеру. Он подготовит схему границ сервитута. Все потому, что эти границы суд обязательно должен указать в своем решении. Некоторые судьи могут оставить иск без движения, когда истец не укажет границы.

Сервитут должен быть единственным способом удовлетворить потребности истца. Если есть несколько путей прохода, то важно учитывать баланс все сторон. Для этого можно посоветоваться с юристом, кадастровым инженером, иным специалистом.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора закон не устанавливает. Но суд может уточнить, а пытались ли стороны заключить соглашение (формулировка ст. 274 ГК РФ). Обратите внимание: соглашение о сервитуте одна из сторон регистрирует в ЕГРН. Только тогда соглашение считается заключенным.

Составление и подача искового заявления

Составить иск об установлении сервитута не сложно. В отличие от доказательств необходимости его установления (единственный способ удовлетворить нужды собственника). Поэтому в подавляющем большинстве случаев по делу проводится землеустроительная экспертиза. Но это будет уже после подачи и принятия иска.

При подготовке документов в суд руководствуемся общими правилами подачи искового заявления. Истец (тот, для чьих нужд нужен сервитут и обязательно собственник) подает документы в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Того земельного участка, “на который” устанавливается сервитут. Ответчик – собственник земельного участка.

Госпошлина для истца – физического лица составляет 300 руб. (неимущественного характера). Иск может подать и организация, и родители несовершеннолетнего (собственник земельного участка).

Что может сделать ответчик? Заявить возражения, предоставить отзыв. Доказать, что есть и иные возможности (без установления сервитута) удовлетворить нужды истца. Наконец, ответчик может требовать соразмерную плату за пользование своим земельным участком. Для определения ее размера суд часто требует назначения экспертизы.

Исковое заявление об установлении сервитута на земельный участок почти никогда суд не рассмотрит быстро, ведь это и экспертиза, и установление верных границ сервитута, его цели, срока (!), платы.

Источник: https://iskiplus.ru/iskovoe-zayavlenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Процедура установления публичного сервитута на земельный участок

Заявление на публичный сервитут

Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.

Публичный сервитут: понятие и законодательство

Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.

Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.

При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.

Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.

Порядок установления

Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:

  • обеспечение прохода граждан;
  • проезда через земельный участок;
  • размещения на участке межевых, геодезических знаков;
  • использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
  • проведения дренажных работ на участке;
  • забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
  • прогона с/х животных через участок;
  • сенокошения, выпаса животных;
  • использования участка для охоты и рыболовства;
  • использования участка для изыскательских и исследовательских работ.

Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.

Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:

  1. Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
  2. Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
  3. отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
  4. Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.

Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.

Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:

  • граждане: местные жители, члены СНТ;
  • юридические лица, КФХ;
  • государственные органы власти;
  • органы местного самоуправления.

Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:

  1. Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
  2. Назначение общественных слушаний и их проведение.
  3. Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
  4. Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
  5. Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.

Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.

Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:

  1. При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
  2. При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
  3. Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.

Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.

Общественные слушания

Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:

  • местные жители;
  • представители компаний, работающих на данной территории;
  • собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
  • представители госвласти.

По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.

Перечень документов

В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:

  • заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
  • акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
  • кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
  • паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
  • протокол общественных слушаний.

В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.

Сроки и стоимость установки публичного сервитута

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Заявление об установлении публичного сервитута

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.

Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.

Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.

Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html

Публичный сервитут. Официальный портал Администрации города Омска

Заявление на публичный сервитут

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Положение о порядке организации и проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного на территории города Омска, утверждено постановлением Администрации города Омска от 29.01.2010 № 48-п.

Куда обращаться и что приложить к заявлению

Заявления заинтересованных лиц об установлении публичного сервитута направляются в Администрацию города Омска.

В заявлении указываются:

  • обоснование необходимости установления публичного сервитута с приложением документов, подтверждающих наличие интересов местного населения в установлении публичного сервитута, использование земельного участка неопределенным кругом лиц;
  • наименование и адрес заинтересованного лица или его представителя, в случае если заявителем является физическое лицо указать фамилию, имя, отчество;
  • местоположение, кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установление публичного сервитута;
  • цели установления публичного сервитута;
  • срок действия публичного сервитута;
  • сведения о правообладателе земельного участка, в отношении которого предполагается установление публичного сервитута.

К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, в отношении которого планируется установление публичного сервитута.

Порядок и сроки рассмотрения заявления

При поступлении заявления департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в месячный срок со дня получения заявления обеспечивает:

  • подготовку заключения о доступе к земельному участку заинтересованного лица;
  • подготовку заключения о необходимости и целесообразности (отсутствии необходимости, нецелесообразности) установления публичного сервитута в отношении земельного участка и направление его заинтересованному лицу и в уполномоченный орган (департамент имущественных отношений);
  • в случае необходимости и целесообразности установления публичного сервитута направление в уполномоченный орган схемы границ земельных участков, попадающих в сферу действия публичного сервитута, в бумажном виде и в электронном виде в формате MapInfo.

После получения информации от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уполномоченный орган в трехмесячный срок со дня поступления заявления осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Омска о проведении общественных слушаний.

Уполномоченный орган в течение двух месяцев с даты опубликования правового акта Администрации города Омска о проведении общественных слушаний обеспечивает:

  • сбор дополнительных документов, необходимых для проведения общественных слушаний;
  • определение председателя и секретаря общественных слушаний, ответственных за проведение общественных слушаний;
  • ознакомление с документацией о возможности установления публичного сервитута всех заинтересованных лиц;
  • информирование о проведении общественных слушаний правообладателя земельного участка, в отношении которого предполагается установление публичного сервитута.

Общественные слушания должны быть проведены в срок не ранее двух месяцев и не позднее трех месяцев с даты опубликования правового акта Администрации города Омска о проведении общественных слушаний

Заключение о результатах общественных слушаний подлежит опубликованию в средствах массовой информации в срок не позднее 30 дней с момента его подписания и размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.

Источник: https://www.admomsk.ru/web/guest/progress/city-property/land/easement/open

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.