Законы лесной жизни

Законы лесного мира (по С. А. Хлатину) [1985 – – Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл]

Законы лесной жизни

Биология лесных древесных пород, их рост и развитие, отношение к почве и климату, взаимосвязи между древесными породами и окружающей средой в разной степени познаны человеком и составляют науку о лесе.

Жизнь девственного леса, не тронутого человеком, идет в строго установленном тысячелетиями порядке. Законы жизни леса непреложны. Все лесные древесные породы – это дикорастущие растения.

Каждая из них имеет только ей присущие особенности, расселяется в определенных климатических и почвенных условиях. Дуб, например, не поселится в Архангельской области, а ель – в Херсонской.

Под еловым пологом никогда не будет расти сосна, равно как бук не будет расти на сухих песчаных почвах, а саксаул – в Карпатах.

Девственный лес прочно закрепляет за собой занятую территорию. Хвойные породы за свою двухсот-трехсотлетнюю жизнь через каждые 3 – 5 лет, в семенные годы, обильно покрывают семенами почву.

Часть лесных семян гибнет, часть сохраняется в подстилке до лучших времен, а часть прорастает и дает всходы. Старые деревья рубят по одному и группами. На вырубках, полянах и прогалинах, освещенных солнцем, из лучших семян вскоре появляются всходы.

Между деревьями до зрелого возраста идет борьба за существование, и выживают особи, наиболее приспособленные к условиям данного места.

Так из года в год, из века в век, постепенно сменяя друг друга, живут поколения: за поколениями. Такой естественный лес устойчив против вредных воздействий насекомых, грибов, бактерий благодаря слаженности всех его отправлений и этапов жизни.

Как и все природные ресурсы, человек использует лес для своих нужд, вырубает его. Когда лес вырубают под пашню, под карьер для добычи полезных ископаемых или под застройку, т. е. площадь, которую он занимает, используют не для ведения лесного хозяйства, тогда не возникает вопроса, в каком порядке его рубить.

Совсем другое положение создается, когда вырубают лес для получения древесины и на освободившейся площади должно вырасти новое поколение, которое через 80 – 100 лет будет, в свою очередь, тоже вырублено.

В таких случаях при рациональном использовании природных ресурсов соблюдают определенную последовательность, вырубая участки леса с таким расчетом, чтобы к нужному времени на первом участке выросло новое поколение леса, пригодное для рубки.

В процессе роста нового поколения леса человек помогает природе – разводит (сеет или сажает) лес там, где по каким-либо причинам он не возобновляется, ухаживает за лесом в разные периоды его жизни. Техника ведения лесного хозяйства на основе лесоведения является предметом другой части учения о лесе – лесоводства.

Лесоводство – это биологически и технически грамотное ведение лесного хозяйства с учетом внутренних законов жизни леса и его влияния на окружающую среду.

В пользовании лесом человек не следует слепо темпам жизни леса.

Лесоводы ищут такие пути решения задачи, чтобы, не нарушая законов жизни леса, по возможности быстро, в большем количестве и без значительных затрат сил и средств извлечь из леса лучшую древесину.

Живая природа плохо переносит резкие вторжения, поэтому в лесах, где имеется хороший подрост, рекомендуются так называемые постепенные рубки. Весь взрослый лес изреживается вырубкой в 2 – 3 приема, с промежутками в 10 – 15 лет и более.

В естественных условиях сплошное уничтожение леса является исключительным явлением. Оно может быть вызвано стихийным бедствием – лесным пожаром или нападением вредных насекомых. Однако можно вырастить здоровый и устойчивый древостой и при сплошной рубке, если рубить узкими полосами – лесосеками.

Семена сосны и ели выпадают из шишек и рассыпаются приблизительно на расстояние двойной высоты дерева. В среднем у спелого леса высота деревьев бывает около 20м.

Если сплошную рубку производить не с опушки леса, а на расстоянии 50 – 100 м от нее, то семена будут осыпаться на вырубку с двух стен леса, с каждой стороны на расстоянии до 40 м.

Середина вырубки будет меньше обеспечена семенами, поэтому вдоль нее на расстоянии 40 м один от другого оставляют несрубленными деревья с хорошо развитой кроной – семенники. Ширина вырубленной лесосеки составляет при этом 100 – 120 м.

Для полной гарантии обсеменения стену леса со стороны господствующих ветров (в европейской части это западная сторона) вырубают не ранее как через 3 – 5 лет, так как семенные годы у хвойных пород повторяются именно в эти сроки.

Этот широко применяемый в хорошо поставленных лесных хозяйствах узколесосечный способ рубки с оставлением семенников и со сроком примыкания лесосек в 3 – 5 лет в большинстве случаев не требует расходов на посев и посадку леса.

ПОМНИТЕ,

…что лес не только украшение Земли, но и подлинный друг здоровья людей. Лесной воздух, прежде чем попасть в легкие человека, проходит через естественный фильтр. Так, посадка из 400 молодых тополей за летний сезон задерживает 340 кг пыли, а листья вяза – в 6 раз больше.

Источник: http://plantlife.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st098.shtml

Конспект урока по окружающему миру на тему

Законы лесной жизни

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Класс: 3

Автор учебника: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков

Тема:Законы лесной жизни

Цель:  формировать представление о многообразии растений леса.
Развивать знания о том, что для здоровья человека важен чистый, богатый кислородом воздух.
Развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, рассуждать, вести совместную работу, дискуссировать.
Воспитывать желание практически использовать полученные знания..

Задачи:

 -продолжить работу над формированием общеучебных навыков , основанных на способности учащихся анализировать , сравнивать, наблюдать;

 -развивать навык работы в группах;

– воспитывать навык правильного отношения к окружающему миру.

Формируемые УУД:

Личностные УУД

 Понимание красоты природы родного края

Эмоционально-положительный настрой на урок.

Познавательные УУД
Строить небольшое сообщение в устной форме
Анализировать, проводить сравнение, 
Устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные УУД
Учитывать другое мнение и позицию.
Умение договариваться, приходить к общему мнению

Регулятивные УУД
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Оборудование и наглядные пособия: презентация по теме, карточки, незаконченные картины «Лесные этажи»,энциклопедии, материалы интернет-сайтов, компьютерное сопровождение, документ-камера

I. Этап мотивации к учебной деятельности 

(Класс разделен на 3 группы.)

1. Чтобы успешно работать на уроке возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга и улыбнемся. Слайд 1.

Я, ты, он, она –Вместе дружная семья.Улыбнись соседу справа,Улыбнись соседу слева.Мы с тобой друзья.

2.Прогноз погоды.Слайд .

– Слово синоптикам

1 ученик Сегодня 18 февраля 2015 года. Время года – зима, февраль – последний месяц зимы, день недели – среда.

2 ученик Ясно. Температура воздуха –10°С. Ветер-… На деревьях иней. Земля покрыта снежным покровом, но кое-где проталинки. Природа готовится к наступлению весны.

Работа в парах. Выбрать народные приметы о феврале

Народные приметы:

Тёплый февраль приносит холодную весну.

Гром зимой – к сильным ветрам.

Кольцо вокруг луны – к снегу.

В феврале много инея на деревьях — будет много меда.

Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму.

Дым из трубы идёт вверх – к морозу, вниз – к снегу.

Собака по снегу валяется – к вьюге.

Февраль строит мост, а март его ломает.

3.Девиз урока: Слайд .

“Не страшны нам любые испытания.Вперёд, друзья,

Откроем новые знания!”

– Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

II. Этап актуализации знаний, постановки проблемы.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда? Спросите вы. Давайте послушаем музыку и заглянем через маленькое окошко в этот загадочный мир..

Документ- камера +аудио

(: «Звуки леса» и через объектив, используя документ – камеру, отгадываем картинку «Лес» ).

 Какие звуки природы услышали? Какую картинку увидели?

– Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

Слайд Открывается картинка

III. Этап формулирования темы урока

-Давайте познакомимся с отрывком из сказки Юрия Дмитриева о лесе.

1.Инсценировка

“Один художник решил нарисовать лес.

– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

– Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье.

– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.”

2.- Что же такое лес?

Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

– Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете?

Ответы детей.

3.Работа со словарями

-От какого слова образовалось это слово? (общество)

СЛОВАРЬ – значение слова «Сообщество». Ученик зачитывает

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

III. Этап формирования нового знания.

-Что вы хотите сегодня узнать о природном сообществе – лес?

«Корзина предположений» – ученик в роли учителя пишет на доске

Слайд (план желаемого узнать по теме)

1.Работа с учебником. с.38-39 “Законы лесной жизни”

Объяснительное чтение по абзацам

Слайды

1 ученик. На опушке леса выросло дерево. Вырасти – уже не просто: для этого надо соблюдать законы лесной жизни. Вы видели молодой ельник? Ростом он по пояс, а пробраться сквозь него трудно, так тесно стоят ёлочки друг к другу.

2 ученик. Но в старом хвойном лесу вы свободно проходите под кронами могучих деревьев. А ведь и здесь когда-то была чаща. Но выжили из ёлочек лишь те, которые смогли приспособиться к этим условиям. Остальные исчезли.

3 ученик. Наше деревце подошло лесному содружеству. Вместе с другими растениями оно включилось в “общественную жизнь” леса.

– Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место.

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.

4 ученик. – А вот если наше деревце – береза, то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю светом.

У: Какой мы сделаем вывод?

(В еловом лесу растут тенелюбивые растения, а светолюбивые – в лесу, где растут берёзы.)

-Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами.

2.Работа в группах:

1группа.Упорядочить растения по ярусам (доска) – таблички

2 группа.Узнать по описанию растение и ответить на вопрос :

В каком лесу и в каком ярусе может расти это растение?

3 группа.Разложить картинки с растениями по ярусам

– Почему растения располагаются ярусами?

Вывод: Существуют законы лесной жизни, которые надо соблюдать.

IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

– Чем является лес для живых организмов?

(Домом.)

У: – Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, кого и что ещё можно увидеть в лесу?

(Животных и грибы.)

У: Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. С каким деревьями в сообществе растут грибы?

Российский мастер грибного промысла и тихой охоты Дмитрий Зуев сказал:

«Грибы без дерева и дерево без гриба не жильцы»

1.Установите соответствие

Коллективная работа на доске

Слайд

Дубовик Осина

Подосиновик Берёза

Подберёзовик Ель

Белый гриб Дубовик

Почему грибам нужны деревья?

(Грибы и деревья обмениваются органическими веществами, необходимыми для роста.)

5. Физкультминутка

У: Ребята, мы достаточно долго путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.

 Физминутка. «Лес»

2.Аукцион «Животный мир леса»

(Расширить свои знания, используя «Лесную энциклопедию»

Слайд

3.Проблемная ситуация Работа в группах:

1 группа:

Для защиты от зайцев молодые деревья обнесли изгородью. Но за изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, ежи. В итоге расплодились ……, которые…

2 группа:

Под тенью деревьев разросся папоротник. Деревья вырубили. Что произойдёт с папоротником?

3 группа:

Жалейкин прогнал дятла с сухой берёзы: «Носищем своим все берёзы попортишь» . И стал берёзовую рощу от дятла охранять …В результате..

V. Этап включения изученного в систему знаний

1.Поиск информации.

– В каждой группе работали исследователи и корреспонденты. Вот, что они узнали из газет, справочников, сети Интернет

Слайды

-Интернет

  • 1.На леса России приходится 22 процента площади лесов мира.
  • 2.Под лесами в Кантемировском районе занято 3,8% территории, леса в основном лиственные, но встречаются и сосновые насаждения.
  • 3.Леса Кантемировского района______________________
  • 1.В районе имеются особо охраняемые природные территории: заказник «Степной» и пять памятников природы
  • 2.Для защиты от образования оврагов создаются искусственные защитные насаждения. Посадочный материал выращивается в питомниках лесхоза.
  • 3.РИА ВОРОНЕЖ Кантемировские охотники установили две подкормочные площадки в лесополосах Кантемировского района, куда засыпали кукурузу, пшеницу для диких кабанов, косуль, зайцев.
  • 1.Кантемировский вестник

В начале октября были выпущены 420 фазанов в дикую природу.

В Воронежском заповеднике завершился зимний учёт животных. Учтены следы 11 видов: лося, кабана, косули, волка, лисицы, белки, куницы, горностая, зайцев: беляка и русака.

В рамках акции «Берегите лес!» сотрудники ОМВД России около села Бугаевка раздавали проезжавшим по дороге памятки c информацией об ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесу.

2.Творческая работа (задания по выбору обучающихся)- Список заданий предоставляется детям каждой группы

1. Составить правила поведения в лесу. Работа на планшете.

2.Пофантазируй, что думают фотограф, охотник и заяц в зимнем лесу. Запиши.

3.Придумай название знакам охраны леса.

4.Нарисуй знаки на тему «Берегите лес!»

5.Прочитай выразительно стихотворение «Забывчивый охотник на привале…»

6.Заполни схему «Значение леса для древнерусского человека»-рабочая тетрадь №79,с.36

7. Заполни схему «Значение леса для современного человека»-рабочая тетрадь №79,с.36

8.Ответь на вопросы блиц-турнира

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1.ролик «Зима в лесу»

2.- Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые вас интересовали в начале урока?

– Были ли у вас затруднения?

– Смогли ли мы их преодолеть?

3. «Деревце»

Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик.

– Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

-Просим участников семинара тоже прикрепить листочки. Зелёные – кто чувствовал себя комфортно, удовлетворён уроком и с любовью относится к природе леса.

Жёлтые – если урок показался скучным и неинтересным.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-zakoni-lesnoy-zhizni-434845.html

Презентация на тему: Законы лесной жизни

Законы лесной жизни
Презентация на тему: Законы лесной жизни

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Законы лесной жизни учитель начальных классов МАОУ лицей №28 имени Н.А. Рябова, г. ТамбовВасильева Ирина Николаевна

№ слайда 2 Описание слайда:

Лес — это сложное природное сообщество

№ слайда 3 Описание слайда:

Деревья могут достигать высоты 30 метров

№ слайда 4 Описание слайда:

Кустарники могут достигать в высоту от 1 до 6 метров

№ слайда 5 Описание слайда:

мохгрибыландышкислица

№ слайда 6 Описание слайда:

Ярусы леса

№ слайда 7 № слайда 8 Описание слайда:

Теневыносливые растения хвойного леса

№ слайда 9 № слайда 10 № слайда 11 № слайда 12 Описание слайда:

Светолюбивые растения леса

№ слайда 13 № слайда 14 № слайда 15 № слайда 16 № слайда 17 Описание слайда:

Животный мир леса

№ слайда 18 Описание слайда:

короедлистогрыз

№ слайда 19 Описание слайда:

Изображение леса: www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/196/kartinki24_forest_0023.jpg Изображение можжевельника: http://www.koreiz.ru/photography/dscf6002.jpgИзображение орешника: http://www.torange.ru/photo/10/13/%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%85-%D0%BB%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-1324283929_91.jpgИзображение жимолости: http://www.kartinki24.

ru/uploads/gallery/comthumb/262/kartinki24_fruits_0042.jpgИзображение шиповника: http://www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/262/kartinki24_fruits_0060.jpgИзображение бересклет http://hiero.ru/pict/3e5/2056273.jpgИзображение ландыша: http://foto-cvetov.com/landysh/landysh_2.jpgИзображение кислицы: http://florall.ru/files/images/MIL22022.

jpgИзображение колокольчика: http://www.senpolia.ru/img/igra/photo/2007/files/p967ywzt15au3q4xr_b.jpgИзображение фиалки: http://img.tourister.ru/files/2/9/7/5/6/5/2/original.jpgИзображение грибов: www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/354/kartinki24_fungus_0042.jpgИзображение мха: http://www.fotoplex.ru/photos/sergio/2005_11_20/i-22992.

jpg

№ слайда 20 Описание слайда:

Изображение брусники: www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/262/kartinki24_fruits_0031.jpgИзображение ярусов леса: http://chembios.ucoz.ru/_ph/1/193822301.jpgИзображение кислицы: http://florall.ru/files/images/f_0050.jpgИзображение черники: http://nature.baikal.ru/phs/norm/84/8404.

jpgИзображение ожики: http://www.landart.ru/flowers/pic-flowers/Luzula-pilosa-f.jpgИзображение грушанки: http://nature.baikal.ru/phs/norm/30/3035.jpgИзображение зимолюбки: http://www.aorta.ru/images/med/137-1.jpgИзображение гудьеры: http://lvgira.narod.ru/im/goodyera_repens.

jpgИзображение осоки: http://www.mobot.org/gardeninghelp/images/low/B870-0515061gk.jpgИзображение сосны: http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/600/2993.jpgИзображение малины: http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/600/281.jpgИзображение калины: http://marmeladov.

ru/userfiles/images/kalina.jpg

№ слайда 21 Описание слайда:

Изображение шиповника: http://photos.zamri.ru/omnifer/20429__89e3a_512.jpgИзображение боярышника: http://www.rostochek.ru/uploads/00612.jpgИзображение маслят: http://www.naturephoto.ru/Images/T-12-03-web.jpgИзображение белого гриба: http://www.ebftour.ru/images/load/Image/1(438).jpgИзображение сыроежки: http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/600/256.

jpgИзображение подосиновика: http://www.nkj.ru/upload/iblock/61c/61cc7ed7c8b711424d4cd8e75dd97d9c.jpg Изображение оленя: http://www.epochtimes.ru/images/stories/06/photos2011/142_oleni_3.jpgИзображение ежа: http://bela.su/img/yozh1.jpg Изображение лисы: http://smaylik.ru/uploads/posts/2000/1040/image.jpgИзображение белки: http://www.deti.religiousbook.org.

ua/img/belka.jpg

№ слайда 22 Описание слайда:

Изображение медведя: http://img.desktopwallpapers.ru/animals/pics/bear-1600.jpgИзображение куницы: http://cdn.lenta.ru/images/0000/0299/000002991890/pic_1365162818.jpgИзображение зайца: http://clow.ru/a-anim/208-2.jpgИзображение рыси: http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/11/21/006.

jpgИзображение волка: http://www.epochtimes.ru/images/stories/06/photos2011/142_volki_4.jpgИзображение гадюки: http://pik.ua/images/_news/3959.jpgИзображение короеда: http://www.interfotki.ru/content/photo/13/76/137642/wvy2gf_cont.jpgИзображение листогрыза: http://www.vokrugsveta.

ru/photo/thumbnails/600/2261.jpg

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/zakony-lesnojj-zhizni.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.