Закон об установлении сервитута

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Закон об установлении сервитута

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Что такое сервитут?

Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона – владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Он обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению – договору между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка. Сервитут необходимо официально зарегистрировать в Росреестре.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Правообладатель участка при проведении различных операций  (к примеру, передача его в аренду, оформление договора ссуды) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Закон об установлении сервитута

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/ZK-RF/glava-iv/statja-23/

Как оформить сервитут на земельный участок

Закон об установлении сервитута

Обремененный земельный участок – земля, в отношении которой возникает сервитут. Частный сервитут в пользу отдельного физлица или предприятия оформляется соглашением об ограниченном пользовании земельным участком в простой письменной форме. Согласно п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник соседнего участка вправе предъявить требование к собственнику другого участка о предоставлении права ограниченного пользования таким участком. Установление сервитута бывает платным и бесплатным.

Обременение сервитутом земельного участка, равно как и любое его изменение, прекращение, регистрируется государством в установленном порядке.

Установления сервитута может потребовать лицо, которому земля предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, иные лица в предусмотренных законом случаях. Соглашение об обременении прав на землю заключается только ее владельцем.

Такие же сделки может совершать лицо, которому земля, принадлежащая муниципалитету или государству, передана в бессрочное пользование на основании договора аренды на срок более 1 года или для пожизненного владения с правом наследования.

Сервитут допускается только в случае, если невозможно обойтись без вынужденного пользования чужой территорией.

Установление земельного сервитута

Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.

Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.

Основания возникновения сервитута

Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:

  • потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования – жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
  • строительство дорог, транспортных узлов;
  • возведение линий электрификации, инженерных сетей;
  • дренажные работы;
  • установка геодезических, межевых знаков;
  • сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
  • разведение рыбы, рыболовство, охота;
  • временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.

Появляется потребность в использовании соседней территории для:

  • строительства;
  • установки оборудования связи;
  • монтажа коммуникаций;
  • перемещения к объекту недвижимости;
  • иных нужд, не ущемляющих владельца участка.

Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:

  • федерального закона;
  • акта органов местного самоуправления;
  • акта регионального законодательства субъекта РФ;
  • судебного решения.

Условия и процедура установления сервитута

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Обратите внимание!
Размер платы за сервитут собственник устанавливает самостоятельно или при помощи независимой экспертизы.

Право ограниченного пользования участком нельзя использовать в качестве залога, его нельзя отчуждать.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.

Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель.

Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек.

И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

Обратите внимание!
Понятие «соразмерной платы» за использование чужой земли содержится в Земельном кодексе (ч. 6 ст. 23).

На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.Бланк доступен для скачивания и просмотра.Скачать образец соглашения об установлении сервитута (.docx)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kak-oformit-servitut-na-zemelnyi-uchastok-5bf3e5893a20d300aa3ed581

Юридическое бюро Юрьева – Сервитуты в российском законодательстве

Закон об установлении сервитута

Сервитуты представляют собой весьма уникальное правовое явление и своим появлением обязаны древнеримским юристам.

Сервитут происходит от лат «servus» – раб и представляет собой вещное право, позволяющее пользоваться чужой вещью в ограниченном отношении (для прохода, проезда, прокладки труб через соседний участок, а также для обеспечения любых других нужд, если удовлетворить их иначе как посредством установления сервитута невозможно).

В дореволюционной России сервитуты весьма успешно применялись на практике для разрешения разнообразных земельных споров между соседями.

В советский период эти права на чужие вещи стали совершенно излишними и временно были забыты. Гражданский кодекс РФ не только включил сервитуты в перечень вещных прав (ст.

216), но и урегулировал некоторые принципиальные вопросы, связанные с возникновением и прекращением сервитутов.

В соответствии с п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком – сервитута. Таким образом, можно говорить о нескольких условиях, при наличии которых собственник недвижимости вправе требовать от соседа установления сервитута:

1. Наличие двух недвижимых вещей, принадлежащих разным лицам на праве собственности (пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования).

2. Наличие общей границы между недвижимостями.

3. Более выгодное положение одного участка по отношению к другому, вследствие чего служащий участок может удовлетворять потребности соседа (в обеспечении водоснабжения, прохода или проезда, опоры для здания и др.).

Основная масса норм о сервитутах содержится в Гражданском кодексе РФ (статьи 216, 274-277, 553, 613 и 694) и Земельном кодексе (статья 23 и др.). Отдельные нормы содержатся в природоресурсном законодательстве (Водный кодекс, Лесной кодекс и др.), а также в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Поскольку речь идет о правах на недвижимость (прежде всего на земельные участки, но Гражданский кодекс признает возможность обременения сервитутами зданий, сооружений и др. недвижимости – ст. 277), следовательно, как и любые другие права на недвижимость, сервитуты подлежат государственной регистрации и считаются установленными с момента такой регистрации (статья 27 Закона о регистрации).

Рассмотрим поэтапно процесс установления сервитута.

Сервитут может возникнуть в результате юридического состава, включающего в себя один из двух юридических фактов (договор об установлении сервитута или судебное решение) и акт государственной регистрации сервитута.

Соглашение сторон всегда было самым распространенным основанием возникновения вещных прав. К сожалению, договор об установлении сервитута детально не урегулирован законодательством РФ, поэтому все необходимые сведения о форме, условиях, сторонах договора можно почерпнуть лишь из общих положений Гражданского кодекса о договорах.

 Одной из сторон договора является собственник (именно собственник и никто другой) недвижимой вещи, обременяемой сервитутом (служащего участка).

Другой стороной (сервитуарием) является собственник участка, в пользу которого устанавливается сервитут (кроме собственника сервитуарием может быть также лицо, имеющее право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения на данный участок).

В некоторых случаях сервитуарий должен отвечать и определенным специальным требованиям (например, лицензией на недропользование).

  Требования к форме договора об установлении сервитута нигде не сформулированы, но поскольку ст.

27 ФЗ Закона о регистрации говорит о том, что сервитут регистрируется лишь при наличии соглашения о сервитуте, можно сделать вывод о том, что должна быть соблюдена простая письменная форма соглашения о сервитуте (при ее несоблюдении стороны в случае спора лишаются возможности прибегать к свидетельским показаниям, но могут использовать иные доказательства – ст. 162 Гражданского кодекса РФ).

 Условие о предмете является существенным в любом договоре, при отсутствии которого договор считается незаключенным.

К предмету договора об установлении сервитута следует отнести прежде всего наименование самого сервитута и его конкретное содержание (например, право прохода в ночное время через участок соседа по тропе), а также сведения об участках, позволяющие достоверно установить их местоположение (адрес, кадастровый номер).

Если это возможно, на кадастровом (для земельных участков) или ином плане недвижимости отметить, как именно будет осуществляться сервитут (т.е. отметить дорогу, тропу, водоем). План с отмеченным на нем сервитутом следует оформить приложением к договору, в силу прямого указания Закона о регистрации.

Некоторые авторы предлагают в качестве существенного рассматривать условие о цене. Это вряд ли можно признать справедливым, поскольку в соответствии с п. 1 ст.

432 к существенным относятся условия, названные таковыми в законе или иных правовых актах (о цене же как существенном условии договора об установлении сервитута нигде не упоминается). Конечно, принцип возмездности сервитута, установленный п. 5 ст.

274 Гражданского кодекса, предполагает, что должна быть согласована плата за пользование чужой недвижимостью. Но, во-первых, эта плата может быть определена по правилам статьи 424, а, во-вторых, ничто не мешает сторонам заключить безвозмездный договор об установлении сервитута.

При этом необходимо отметить, что 17 марта 2004 года Росземкадастром были утверждены “Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут”.

Земельный кодекс говорит также о возможности установления срочных сервитутов (смешав тем самым сервитуты с арендой), с чем автор настоящей статьи не может согласиться, поскольку сервитут представляет собой вещное, а не обязательственное, право, а существование вещных прав не может обуславливаться каким-либо сроком ввиду их природы.

Как бы то ни было в отношении земельных участков возможно установление срочных сервитутов, поэтому по соглашению сторон в договор об установлении сервитута можно включить условие о сроке, по истечении которого действие сервитута прекратится.

Это не касается других объектов недвижимости, поскольку положения Земельного кодекса на них не распространяются, а Гражданский кодекс не говорит о существовании срочных сервитутов.

Сам по себе договор об установлении сервитута (как сделка) государственной регистрации не подлежит. Регистрации, согласно статье 27 Закона о регистрации, подлежит лишь право, возникшее на основании данного договора.

В соответствии с вышеупомянутой нормой государственная регистрация сервитута производится на основании следующих документов: а). заявления сервитуария; б). соглашения об установлении сервитута (целесообразно заверить его нотариально, чтобы не возникло сомнений в подлинности подписей сторон).

Сервитут считается установленным с момента его регистрации в Едином государственном реестре предприятий.

В судебном порядке можно требовать принудительного установления сервитута, если сосед отказывается заключать договор об установлении сервитута.

В исковом заявлении об установлении сервитута, которое подается в районный суд по месту нахождения недвижимости (статья 30 Гражданского процессуального кодекса РФ), должны быть указаны фактические обстоятельства, которые позволяют говорить о необходимости установить тот или иной сервитут.

Так, сервитут прохода или проезда через соседний участок может быть установлен, если потенциальный сервитуарий докажет, что иначе как через участок соседа попасть на свой участок он не может.

Таким образом, если суд установит, что удовлетворение нужд собственника иначе как посредством установления сервитута невозможно, он должен вынести решение об установлении сервитута.

Целесообразно, конечно, чтобы судебным решением была установлена и плата за пользование обремененным участком, в противном случае стороны вновь окажутся в подвешенном состоянии, когда сервитуарий будет пользоваться своим правом, а плата за пользования в силу ее неопределенности не будет взиматься (спор о конкретной сумме опять-таки придется решать в судебном порядке). Плата за пользование может взиматься как единовременно, так и в виде периодических платежей.

В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации вступившее в силу законное решение суда является основанием для государственной регистрации сервитута.

Иногда закон сам прямо указывает на возможность установления сервитута в том или ином случае..

Так при продаже земельного участка без расположенного на нем здания или сооружения, если в договоре купли-продажи участка условия пользования соответствующей частью земельного участка не определены, продавец сохраняется за собой право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением (статья 553 Гражданского кодекса РФ). Поскольку специальных правил о регистрации сервитута в силу прямого указания Гражданского кодекса Законом не установлено, представляется, что и в этом случае у заинтересованного собственника недвижимости имеется лишь право требовать заключения соглашения о сервитуте или обращаться в суд с заявлением об установлении сервитута, а регистрации такого сервитута производится в общем порядке – при предоставлении договора об установлении сервитута или судебного решения.

Сервитут прекращается свое действие в случае отпадения оснований, в связи с которыми он был установлен (например, была проложена новая дорога к участку сервитуария).

В этом случае стороны опять-таки могут договориться полюбовно, заключив соглашение о сервитуте, или разрешать спор в судебном порядке. Некоторые авторы полагают, что сервитут может быть прекращен и простым расторжением договора об установлении сервитута.

Представляется, что это невозможно, также как невозможно прекратить возникшее право собственности, расторгнув уже исполненный договор купли-продажи.

Другое дело, если договор был признан недействительным или незаключенным и применены последствия недействительности сделки, в этом случае сервитут считается неустановленным, а запись о нем подлежит исключению из Единого государственного реестра предприятий.

Надеемся, что данная статья поможет Вам правильно защитить свои права и установить сервитут в свою пользу (либо наоборот, добиться его прекращения). Юристы Юридического бюро Юрьева готовы оказать Вам поддержку в разрешении любых проблем, связанных с установлением и прекращением сервитутов.

Благодаря тому, что на нашем счету имеется целый ряд успешно проведённых судебных процессов об установлении сервитута как со стороны истцов, так и со стороны ответчиков в самых разных регионах страны, мы можем с уверенностью сказать, что в настоящее время мы являемся признанными специалистами по сервитутам во всей России.

Источник: http://juryev.ru/grazhdanskoe-pravo/131-servituty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.