Закон о выделении леса

Статья 25. Виды использования лесов

Закон о выделении леса

Статья 25. Виды использования лесов

1. Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 N 307-ЭС16-21320 по делу N А26-4184/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что расчет арендной платы условиями торгов и условиями договора аренды не предусмотрен.

Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса. Такой вид использования осуществляется арендатором лесного участка одновременно с заготовкой древесины.

Суды установили, что в спорный период у арендатора отсутствовала необходимость в создании объектов лесной инфраструктуры в объеме, указанном в проекте освоения лесов, что исключает обязанность арендатора лесного участка вносить плату за не созданный объем лесной инфраструктуры.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 307-КГ17-5557 по делу N А05-3328/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании незаконными распоряжений, об обязании принять решение о предоставлении в аренду лесных участков.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что при использовании лесов для ведения сельского хозяйства договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу, по результатам торгов.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд округа руководствовался пунктами 6, 15 части 1, частью 2 статьи 25, статьей 38, частями 1, 4 статьи 71, частью 1 статьи 72, частями 1, 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), пунктом 3 статьи 39.

1 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что при использовании лесов для ведения сельского хозяйства договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу, по результатам торгов, при этом положения части 3 статьи 74 Лесного кодекса не предусматривают исключения из общего правила в случаях, предусмотренных статьей 38 Лесного кодекса.

Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 307-ЭС17-1422 по делу N А26-1495/2013Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по арендной плате за 2012 год за неосвоенный годовой объем заготовки древесины и пеней за просрочку уплаты долга.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что расчет арендной платы исходя из средних ставок за 1 кубический метр древесины действующим законодательством, условиями торгов и условиями договора аренды не предусмотрен.

Кроме того, в силу статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).

Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а допускается одновременно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 307-ЭС17-897 по делу N А26-1503/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по арендной плате, пеней.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, отказывая в иске, суды пришли к выводу, что в спорный период отсутствовала необходимость по созданию лесной инфраструктуры, что исключает обязанность арендатора лесного участка по рубке древесины и, соответственно, по внесению платы за изъятие лесных ресурсов.

Отказывая в иске, суды трех инстанций исходили из того, что в силу статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а допускается одновременно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.

Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 302-ЭС16-21388 по делу N А10-589/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании заключить договор аренды лесного участка.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку возможность одновременного многоцелевого лесопользования спорным лесным участком, арендного пользования лесным участком для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на условиях охотсоглашения независимо от наличия обременения не доказана.

Вопреки выводов судов первой и кассационной инстанций, положения статей 25, 27 Закона об охоте, статей 25, 36 Лесного кодекса Российской Федерации, не содержат положений о возможности заключения договора аренды в отношении всего лесного участка, расположенного в границах предоставленных охотничьих угодий, либо в отношении необременных лесных участков, определенных в охотохозяйственном соглашении и на условиях, предусмотренных данным охотохозяйственным соглашением.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/LK-RF/glava-2/statja-25/

Порядок обеспечения граждан древесиной для собственных нужд в Ленинградской области

Закон о выделении леса

Порядок обеспечения граждан древесиной для собственных нужд в Ленинградской области

Обеспечение граждан древесиной для собственных нужд осуществляется на основании ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд и периодичность ее предоставления определены областным законом Ленинградской области от 28.06.2007 № 108-оз «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд».

В соответствии с указанным областным законом, объемы заготовки гражданами ликвидной древесины для собственных нужд определяются в соответствии с нормативами:

  • для строительства жилых домов – до 150 м3 один раз в десять лет;
  • для ремонта или реконструкции жилых домов, пострадавших от пожаров и стихийных бедствий – до 150 м3;
  • для ремонта или реконструкции жилых домов – до 50 м3 один раз в десять лет;
  • для строительства и ремонта хозяйственных построек, иных личных, домашних целей – до 15 куб. м один раз в пять лет;
  • для отопления жилых домов – до 15 м3 ежегодно.

Порядок заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд установлен Постановлением Правительства Ленинградской области от 4 июля 2007 года № 164.

Для получения права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждане подают в комитет по природным ресурсам Ленинградской области заявление, в котором указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество гражданина;
  • паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан);
  • адрес по месту регистрации;
  • адрес по месту фактического проживания;
  • контактный телефон;
  • наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
  • требуемый объем древесины в м3, ее качественные показатели;
  • дата и подпись заявителя;
  • приложения (копия паспорта, разрешение на строительство, документ о праве на землю, справка о пожаре)
  • согласование объема древесины администрации муниципального образования (дата, подпись, печать)
  • согласование объема древесины лесничеством (дата, подпись, печать).

Образцы заявлений представлены в разделе – Формы документов (Лесопользование) 

Заявление заполняется заявителем с внесением всех указанных выше сведений разборчиво шариковой ручкой или распечатано посредством электронных печатающих устройств. Подчистки, помарки, исправления в заявлении не допускаются.В предоставлении гражданам права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд может быть отказано в следующих случаях:

  • превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленных областным законом от 28 июня 2007 года N 108-оз «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Ленинградской области»;
  • отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд между гражданином и комитетом по природным ресурсам Ленинградской области подписывается сторонами в течение трех месяцев со дня выхода распоряжения комитета по природным ресурсам о принятии решения по подготовке проекта указанного договора.

Проекты договоров купли-продажи лесных насаждений оформляются во всех районах Ленинградской области лесничествами-филиалами Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» после утверждения комитетом по природным ресурсам объемов древесины для нужд граждан по лесничеству.

 Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд имеет срок действия до одного года.

Плата за древесину, заготавливаемую по договору купли-продажи лесных насаждений, определяется в соответствии со ставками платы, установленные постановлением Правительства Ленинградской области от 25 апреля 2007 года № 93 «Об установлении для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Ленинградской области» и перечисляется по реквизитам, полученным в лесничествах при оформлении договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с нормами Областного закона Ленинградской области от 28.06.2007 года №108-оз гражданам запрещена предпринимательская деятельность по реализации заготовленной древесины для собственных нужд, а также статьей 5.

6 Областного закона Ленинградской области от 02.07.

2003 года №47-оз «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Источник: https://nature.lenobl.ru/ru/deiatelnost/lesopolzovanie/vnimaniyu-grazhdan/zagotovka-drevesiny-dlya-sobstvennyh-nuzhd/poryadok-obespecheniya-grazhdan-drevesinoj-dlya-sobstvennyh-nuzhd-v-le/

Как получить лес на строительство дома бесплатно — закон о выделении леса

Закон о выделении леса

Как получить лес от государства бесплатно? Не все знают, но граждане РФ обладают правом получать определенное количество древесины бесплатно. Материал предназначается для строительства дома и предоставляется каждые 25 лет. На данный момент единых федеративных законов для каждого региона в отношении древесины нет.

Поэтому все детали и объемы рекомендуется уточнять отдельно для каждого региона.

В случае если гражданин РФ лишился своего деревянного дома по причине пожара или другой непредвиденной ситуации, он имеет право претендовать на выделение ему леса вне очереди. В этом случае он должен будет предоставить справки, подтверждающие случившееся.

Лес предоставляется гражданам в виде определенной территории, предназначенной для дальнейшей вырубки. Срубить указанные деревья можно самостоятельно, попросить друзей или привлечь специальные компании. После этого срубленную древесину нужно будет доставить на место строительства. Когда вырубка территории будет закончена на указанной территории, нужно будет навести порядок.

  • Какой закон регулирует выделение леса под строительство дома
  • Сколько леса положено на гражданина РФ — 100 или 150 кубов
  • Можно ли получить делянку леса для вырубки
  • Какие условия по предоставлению леса для многодетных семей
  • Условия программы — 300 кубов леса в Перми и Пермском крае

Какой закон регулирует выделение леса под строительство дома

Положения, согласно которым можно получить лес для строительства, рассмотрены в ст. 30 Лесного Кодекса РФ. В данной статье указанно, что получить бесплатно лес можно под строительство своего дома.

Для получения материала для постройки потребуется составлять договор купли продажи лесных деревьев. В субъектах страны могут действовать локальные законы с отдельными нормативами и порядком выделения леса.

Для того чтобы определить нормы заготовки бесплатного леса под строительство вам следует изучить местное законодательство региона, в котором вы проживаете. В данных законах перечислен порядок предоставления дерева для наземных построек, строительство загородного дома.

Стоит отметить: также материал можно получить в целях ремонта и строительства жилых помещений. В каждом из случаев могут назначаться отдельные сроки.

Обычно право на заготовку леса предоставляется один раз в 20 либо 25 лет. Допустимый объем от 50 до 300 кубометров. Все зависит от местного законодательства региона.

В среднем по всем регионам на каждого гражданина можно получить до 150 кубометров леса.

На региональном уровне в учет берется специфика местных строительных материалов, технологии строительства. Например, в Ростовской области используя 40 кубометров дерева можно построить дом общей площадью в 80 квадратных метров. В других регионах для аналогичного строительства может потребоваться в два раза больше материала.

Кроме региона допустимое количество дерева может также зависеть от нужд, под которые оно выдается, например:

  1. Для отопления может выдаваться до кубометров один раз в течение года.
  2. Для строительства материал предоставляется один раз в 25 лет:
    • под строительство жилого дома до 150 кубометров дерева;
    • для строительства дома на даче до 30 кубометров дерева;
    • для построек хозяйственного назначения до 20 кубометров.

Для того чтобы получить бесплатное дерево потребуется составить соответствующее заявление. Образец данного заявления можно будет получить в лесничестве по вашему месту жительства. После того как заявления и прочие документы будут приняты с гражданином заключается договор о купле-продаже леса.

Кроме заявления потребуется также приложить следующие документы:

  • справку о количестве человек в семье;
  • подтверждение того что вы являетесь собственником земельного участка;
  • при постройке нового дома следует приложить разрешение на строительные работы.

Можно ли получить делянку леса для вырубки

Делянку леса можно получить как при помощи некоторых фирм, так и самостоятельно. И в том, и в другом случае весь процесс сопровождается необходимыми правовыми документами.

Рассмотрим, как это можно сделать самостоятельно, и в каком порядке действовать.

Для начала необходимо определиться, с какой целью необходимо получить делянку:

  1. В личных целях для заготовок дров для обогрева домов, пиловочники для собственных нужд.
  2. В коммерческих целях, то есть, полученные пиломатериалы пойдут н продажу.
  3. Прокладка трубопроводов или дорог.

Но вне зависимости от целей важно соблюдать закон и все нормы пользования выданным участком. Итак, вот что необходимо сделать:

  1. Если вы собираетесь получить место как владелец жилого помещения, который отапливается дровами, то вам необходимо обратиться в лесничество по месту нахождения дома. Ведь по закону таким гражданам раз в год выделяется участок под вырубку. В лесничество вы должны подать заявление и документально доказать что вы действительно проживаете в доме, который отапливается дровами. Документ такой вы можете достать в органах местного самоуправления.
  2. В заявлении или отдельно (посоветуйтесь в лесничестве) укажите все первостепенные данные, а именно адрес, ФИО и информацию из паспорта. Также укажите полное наименование лесничества, на территории которого вы собираетесь производить вырубку. Дальше важна цель. В нашем случае, это «для собственных нужд» и объем древесины, который вы желаете получить с выделенной территории. Важно учитывать, что в каждом конкретном регионе установлена отдельная норма по количеству дров. Ну а сам объем вы имеете право рассчитать на основе площади отапливаемого жилого помещения. Не забудьте о предпочитаемых характеристиках древесины.
  3. После подачи заявления с подтверждающим проживание документом, оформляется договор аренды участка леса. Именно этот документ позволит беспрепятственно срубать вывозить древесину. Без него такие действия считаются незаконными. При хорошем исходе это грозит штрафом и полным возмещением ущерба.

Но нельзя вырубать абсолютно всю растительность. В лесохозяйственном регламенте указаны правила, по которым должна производиться вырубка. Выборочно можно срубать только те, что:

  • повалены;
  • усохли или только начинают усыхать;
  • повреждены вредителями или уже давно болеют.

Есть участки, на которых разрешена сплошная вырубка. Это те места, в которых лес потерял биологическую устойчивость.

Примите во внимание: еще одним обязательным условием является очищение делянки по завершении вырубки. Убрать нужно ветви, высокие пеньки, бытовой мусор.

Если это условие не будет соблюдено, то экологическая комиссия, которая это контролирует, не примет участок и наложит крупный штраф.

Какие условия по предоставлению леса для многодетных семей

По закону многодетные семьи имеют право бесплатно получить земельный участок под строительство дома.

Желающим построить дом в регионах предлагается бесплатная делянка леса под вырубку.

Положено от 200 до 300 кубометров в зависимости от семьи и региона. По правилам 50% деревьев должна составлять деловая хвойная древесина.

Но семьи самостоятельно должны производить вырубку и заготовку. Важно также учитывать правило, которое касается чистоты при сдаче объекта.

Условия программы — 300 кубов леса в Перми и Пермском крае

Выдача деловой древесины многодетным семьям осуществляется для строительства дома.

Но по условиям программы семьи могут получить до 300 кубов древесины либо вместо дополнительных кубов выбрать денежную компенсацию.

Компенсация должна пойти на возмещение затрат на процесс вырубки, транспортировки и заготовки.

Смотрите видео, в котором разъясняется, как практически получить лес на строительство дома от государства бесплатно:

Источник: https://sovetnik.guru/grazhdanskoe-pravo/sotsialnye-vyplaty/les-na-stroitelstvo-doma-besplatno.html

Лесной кодекс РФ

Закон о выделении леса

Добро пожаловать на сайт «Лесной кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Действующий Лесной кодекс России был принят в 2006 году. Он стал основным документом, регламентирующим так называемые лесные отношения лиц, находящихся в зоне российской юрисдикции. Под лесными понимаются отношения, которые складываются при с эксплуатации древесных и не древесных ресурсов, а так же охраны и воспроизводства лесов (ст. 3).

Лес и его ресурсы

Для того, чтобы понять как регулировать лесные отношения, необходимо, прежде всего, выяснить что представляет собой их объект. Кодекс определяет лес очень просто – это экосистема и ресурс (ст. 5). Этот двуединый подход является несомненным достоинством документа. Однако привести развёрнутое определение леса всё же стоило бы.

Проблема состоит в том, что любая хозяйственная деятельность в лесу обязательно влечёт за собой существенные и порой радикальные нарушения экологических систем. В результате лес как экосистема и ресурс прекращает своё существование.

Чёткое и понятное определение, конечно, не предотвращает разрушений, но позволяет принять адекватные решения по величинам ущерба, характеру его возмещения в деньгах и натуре, необходимости перевода земель лесного фонда в другие категории.

В результате этой неопределённости суды вынуждены привлекать в качестве оснований для своих решений определения, содержащиеся в других документах. Например, Конституционный Суд РФ вынес постановление (№ 12-П от2.06.

2015), в котором производится отсылка сразу к двум нормативным актам федерального значения. Поскольку Лесной кодекс считает лес экосистемой, суд основывает свое решение на том, что в ФЗ №7 содержится определение экосистемы как природного объекта.

Это даёт основание считать лес природным объектом.

Такое обращение к другим нормативам помогает выйти из сложных ситуаций. Однако проблема точной терминологии значительно обширней, чем просто поиск оснований для определения ущерба. Дело в том, что в соответствии с положениями ст. 6 ЛК РФ, характер использования лесов зависит от того, на землях какой категории они располагаются.

Основной базой лесов России являются, конечно, земли лесного фонда. Следовательно, в Земельном кодексе и стоит искать определение лесов как части ландшафта. Статья 101 ЗК РФ определяет такие земли как территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства.

При этом в данный момент лесная экосистема на таких территориях может быть разрушена полностью, что не является основанием перевода земель в другую категорию. Ведь при надлежащих мерах охраны или воспроизводства здесь успешно может протекать процесс восстановления лесной растительности.

Управление лесами

Лес – это комплексный ресурс, являющийся источником древесины, пищи и других востребованных в обществе компонентов экосистем, образованных деревьями, растущими сомкнутым пологом. Редколесье, то есть экосистемы, сформированные деревьями, растущими на большом расстоянии друг от друга, могут считаться или не считаться лесом. Всё зависит от точки зрения.

Если редколесья образовались на землях лесного фонда, то такая экосистема с точки зрения закона можно считаться лесом. При формировании таких сообществ на землях муниципалитетов, госзапаса, или сельхозиспользования эти древесные сообщества могут не посчитать лесом.

Управление – это совокупность действий по поддержанию оптимального состояния объекта. Соответственно, управление лесами заключается в системе действий, осуществляемых уполномоченными органами для того, чтобы при сочетании эксплуатации, охраны и восстановлении обеспечить постоянство существования лесных экосистем на данной территории.

Система управления

Этой теме посвящена Глава 10 ЛК РФ. Осуществляется управление с помощью:

Глава 9 распределяет обязанности в сфере управления лесами и регулирования их использования. Разделение этих полномочий осуществляется по принципу государственной иерархии.

Организации федерального уровня государственной власти осуществляют нормирование всех действий, необходимых для того, чтобы планировать и контролировать эксплуатацию, охрану и восстановление лесов страны.

На уровне субъектов федерации производится зонирование территорий, устанавливается величина оплаты за единицу объёма разрабатываемого лесного ресурса, определяется порядок заготовки не древесных ресурсов. На местном уровне определяется характер пользования конкретными участками, проводятся лесопожарные мероприятия, учитывается количество заготавливаемой древесины.

Эксплуатация

Этой важной и в то же время проблемной теме посвящена большая часть Лесного кодекса России. Из всех категорий пользования лесами больше всего внимания уделяется рубкам. И это понятно. Рубки не только самый распространённый способ эксплуатации лесных ресурсов, но и самый разрушительный. Они регулируются с помощью следующих мер.

  1. Определения допустимых объёмов и видов рубок.
  2. Выделения расчётной лесосеки после учёта и зонирования территорий.
  3. Формирования перечня видов деревьев, которые разрешено рубить. Отдельно существует перечень тех видов, которые запрещено уничтожать любым способом. К ним относятся не только виды, внесённые в Красную книгу.
  4. Учета и маркировки древесины. Маркировка обязательна для особо ценных видов деревьев. К ним относятся ясень, бук, дуб, сибирский или корейский кедр, если его рубка разрешена данным субъектом федерации.
  5. Разделения лесов на категории – эксплуатационные, защитные и резервные. Отдельной категорией считаются леса, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, где хозяйственное использование ограничено или полностью запрещено.
  6. Деления рубок на категории. Рубки могут быть сплошными и выборочными. Это деление связано с определением нагрузки на данную территорию. Сплошные рубки допускаются там, где по прогнозам лес способен восстановиться даже при сильной хозяйственной нагрузке. Выборочный способ позволяет оставлять не разрушенные участки леса, которые способствуют лучшему и быстрому возобновлению экосистем.
  7. Разделения условий рубок в зависимости от категории лиц. Заготовка может осуществляться частными компаниями, государственными или муниципальными учреждениями, В зависимости от ситуации могут быть заключены договоры купли-продажи леса, аренды участков.

ЛК РФ предусматривает и другие способы эксплуатации лесов. К ним относятся, прежде всего, сбор пищевых дикоросов, живицы, лекарственных растений.

Сохранение и восстановление

Данной теме посвящены нормативы, содержащиеся в пяти главах (2.4, 3, 3.1, 3.2, 4). Под охраной подразумеваются действия по недопущению гибели лесов от пожаров, загрязнений и самовольных нерегулируемых рубок.

Защита предполагает недопущение гибели деревьев от вредных для них организмов. Охрана – это меры по сохранению леса как экосистемы и ресурса.

Защита направлена на сохранение леса как источника древесины, поскольку в экосистемах вредителей нет, здесь все организмы на своём месте.

Воспроизводство лесов – это действия по восстановлению лесной растительности там, где она полностью погибла или не способна восстановиться естественным образом (ст. 61). Производится это с помощью:

  • ухода;
  • сбора семян;
  • посадок деревьев.

При этом участкам, на которых проводится восстановление, присваивается статус земель, занятых лесами.

Таким образом, Лесной кодекс РФ представляет собой документ, посвящённый правовым основам эксплуатации, охраны и восстановления лесов как экосистем и источников древесных и не древесных ресурсов. Его особенностью является комплексный характер, предполагающий обеспечение постоянства процесса использования и восстановления одного из ключевых ресурсов и экологических объектов суши Российской Федерации.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.