Выкуп земель для государственных и муниципальных нужд

Содержание

Земельное право

Выкуп земель для государственных и муниципальных нужд

Признавая необходимость изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Иные обстоятельства определяются федеральными законами, а для случаев изъятия, в том числе выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены Земельным кодексом РФ (ст. 79, 83, 94, 101).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения выкупной цены земельного участка, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 3К РФ).

Гражданский кодекс РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г.

В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином, предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.

При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.

В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению.

Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

Источник: https://isfic.info/gorelik/kodolo32.htm

Продажа земли государственной и муниципальной собственности в 2019 году: основания и порядок, образец договора купли-продажи, необходимые документы | Земельный эксперт

Выкуп земель для государственных и муниципальных нужд

Земли государственной и муниципальной собственности могут быть не только переданы во временное пользование, но и проданы. Варианты реализации наделов обозначены в ст. 39.3 ЗК РФ. Порядок продажи земельного участка предполагает проведение торгов в виде аукциона, кроме некоторых других ситуаций, в частности:

  • если участок образован из земли, ранее оформленной в аренду для освоения территории;
  • если участок образован из земли, переданной некоммерческим организациям для дальнейшей застройки, например, кооперативам или садовым обществам;
  • если участки образованы из земель, переданных некоммерческой организации в рамках ИЖС;
  • если участок образован из земли, переданной юр. лицу для ведения дачного хозяйства и являющейся территорией общего пользования;
  • если на участке имеются постройки;
  • земли оформлены для нужд граждан в порядке бессрочного постоянного использования;
  • земли продаются крестьянско-фермерскому хозяйству в установленных законом случаях;
  • земли реализуются для организации ЛПХ

Каждый из видов земель продается в порядке, установленном российским законодательством. Сделки купли-продажи обязательно проходят процедуру регистрации в Росреестре.

Торги, как форма продажи земель государственной и муниципальной собственности

Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляется путем организации торгов в виде аукциона. Благодаря использованию этого варианта, земли могут быть проданы по более высокой цене, а также отпадает необходимость в выборе покупателя.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Торги проводятся в следующем порядке, установленном ст. 39.12 ЗКРФ:

  1. Организатор назначает место и время прохождения процедуры, а также разъясняет порядок предоставления заявок на участие в торгах. Извещение помещается на электронном ресурсе организатора, а также в прессе, не менее чем за 30 дней до начала процедуры.
  2. Граждане, желающие принять участие, не позднее 5 дней до начала конкурса подают заявку (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на участие в аукционе по продаже земли]). Каждый претендент имеет право на подачу одного заявления.
  3. Проводятся торги, ведется обязательный протокол. В документе фиксируется окончательная цена.
  4. После выявления победителя происходят расчеты, и составляется договор купли-продажи.
  5. Право на землю официально ставится на учет в назначенном законом порядке.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности без торгов производится лишь в отношении тех наделов, которые описаны в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Заключение договора купли-продажи

Купчая оформляется в письменном виде на типовом бланке. Участниками данной сделки выступают распорядители надела – администрация, федеральный орган, а также граждане или организации. Первые являются продавцами, а вторые покупателями. Каждый из участников должен быть дееспособным, а также подтвердить свои полномочия соответствующими документами.

В договоре обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • место и дата осуществления сделки;
  • реквизиты сторон;
  • права и обязанности сторон;
  • сведения об объекте сделки, включая технические параметры участка;
  • порядок выполнения расчетов по сделке;
  • расчет стоимости участка;
  • условия опротестования сделки;
  • подписи сторон.

Обязательным условием для вступления данного соглашения в законную силу является его регистрация в Росреестре. Для этого покупатель обязан обратиться в данный орган и подать пакет необходимых документов.

Постановка на учет осуществляется не позднее десяти дней и помимо договора купли-продажи могут потребоваться дополнительные документы.

Список документов

В качестве документов для оформления договора купли-продажи (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора купли-продажи земли]) могут выступать следующие бумаги:

  • паспорт покупателя и документы продавца;
  • технические бумаги на землю;
  • документы, являющаяся основанием для проведения сделки;
  • бумаги, подтверждающие отсутствие обременений;
  • финансовые документы, указывающие на оплату всех необходимых сумм.

Могут потребоваться дополнительные документы во время официальной регистрации сделки в Росреестре.

Цена продажи земельного участка

В статье 39.4 Земельного кодекса РФ указаны порядок и правила исчисления стоимости надела, который будет реализован на торгах.

Прежде всего, следует отметить, что цена площади, проданной на торгах, определяется по итогам конкурса или в случае размера начальной заявки которая представлена в единственном виде.

При заключении договора о реализации земли без прохождения конкурса, цена земли определяется в соответствии с федеральными или муниципальными законодательными актами.

Устанавливают данные правила и размеры выплат уполномоченные органы. Важно отметить, что цена участка, реализующегося без торгов, не может превышать его кадастровую стоимость.

Для иностранных граждан размер оплаты определяется отдельно, руководствуясь положениями кодекса РФ.

Пример по продаже земли государственной и муниципальной собственности

Игорь Анисимов обратился в администрацию своего региона с просьбой продать ему земельный участок, поскольку на территории располагается его ЛПХ.

Через некоторое время мужчина получил отказ, аргументированный тем, что муниципалитет будет проводить аукцион в отношении надела, и он может его выкупить исключительно в рамках прохождения этой процедуры.

Анисимов пояснил, что имеет право на покупку земли без проведения аукциона, поскольку там находится его ферма, однако, ничего не вышло. Через некоторое время чиновники назначили аукцион.

Поскольку у Игоря не было достаточно средств, чтобы выкупить землю по аукционной цене, да и в торгах участие планировали принимать несколько человек, мужчина обратился к юристу и с его помощью было составлено исковое заявление о признании действий администрации противоправными. В результате судебного заседания было вынесено решение об отмене аукциона и передаче земли по кадастровой стоимости Анисимову.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Реализация земель, принадлежащих муниципалитету или государству, происходит согласно установленному законом порядку.
  2. Участки могут быть проданы в стандартном порядке – путем оформления купчей и ее дальнейшей регистрации, а могут быть реализованы на торгах.
  3. Торги проходят в форме аукциона, что позволяется реализовать земли по достаточно высокой цене, а также исключить сложности при выборе покупателя.
  4. Процесс торгов также определен земельным законодательством и содержит ряд обязательных действий.
  5. Организаторы обязаны опубликовать извещение о проведении аукциона за 30 дней до его начала.
  6. Потенциальные участники подают заявку и вносят задаток. Если заявка одна, то конкурс все равно считается состоявшимся. Заявление на участие подается не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.
  7. Во время торгов обязательно ведется протокол и по итогам конкурса составляется договор.
  8. Сделка обязательно проходит регистрацию в Росреестре и только тогда вступает в законную силу. Для постановки на учет требуется не только договор купли-продажи, но и пакет обязательных документов на землю.
  9. В договоре купли-продажи указываются все существенные условия, включая подробное описание земельного участка и его цену.
  10. Цена зависит от того, каким образом реализуется участок. Если продажа осуществляется на торгах, то стоимость определяется в процессе проведения аукциона. В том случае, когда надел реализуется без торгов, цена устанавливается не выше кадастровой стоимости.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по продаже земли государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Добрый день, меня зовут Татьяна, и я столкнулась с небольшой сложностью. Дело в том, что я узнала, что скоро администрация будет продавать наделы под ИЖС. Я решила приобрести площадь и отправилась подавать заявку на участие в аукционе.

Во-первых, выяснилось, что стоимость земель была гораздо выше кадастровой, хотя это противоречило нормам закона, и, во-вторых, мне отказали в заключении договора купли-продажи, потому что моя заявка на конкретный участок была единственной.

Подскажите, законны такие действия, и как опротестовать высокую стоимость земли?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна. Прежде всего, вы заблуждаетесь относительно стоимости. Согласно ст. 39.4 ЗК РФ, земли продаются по цене, не превышающей кадастровый показатель только в том случае, если не проводится аукцион. Если имеют место торги, то цена будет установлена на том уровне, который заявил выигравший покупатель.

Что касается отказа по причине единственной заявки, то такие действия неправомерны. В данном случае выкупная стоимость определяется по уровню данной заявки и это не может стать причиной отказа.

Сейчас вам следует обратиться в суд и попытаться оспорить действия организаторов торгов. Если судья примет решение в вашу пользу, то вы сможете купить землю.

Список законов

  • Статья 39.3 ЗК РФ
  • Статья 39.12 ЗК РФ
  • Статья 39.4 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/prodazha-zemli-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

Продажа земельного участка в 2020 году без торгов

Выкуп земель для государственных и муниципальных нужд
(материал обновлен 12 декабря 2019 года)

Продажа земельного участка без торгов, то есть без аукциона, возможна в 10-ти случаях.

Иными словами, есть 10 оснований, когда продажа земельных участков проходит без аукциона.

Речь идет о продаже муниципальных и государственных участков.

Много это или мало судить не берусь, потому что всё относительно.

Прежде чем рассматривать основания без аукционной продажи земельных участков, отметим следующее.

Для граждан самыми востребованными являются всего 2 основания.

По этим основаниям физлица покупают земельные участки без торгов.

Именно с этих 2-х оснований и начнем рассмотрение продажи земельных участков.

Оставшиеся 8 случаев для массового применения менее интересны.

1. Продажа земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.

Собственник здания, сооружения или помещения имеет право выкупить земельный участок, на котором расположена недвижимость.

Например.

Если дом или другая недвижимость в собственности, то администрация обязана продать земельный участок.

При этом продажа земельного участка проводится без аукциона.

Данное право на выкуп земли под недвижимостью существовало давно.

При выкупе земельного участка всегда остро стоит вопрос цены.

По какой стоимости осуществляется продажа земельных участков без торгов.

Стоимость выкупа земли устанавливает местная власть.

Если муниципальная власть адекватная, то стоимость выкупа земельных участков, как правило, разумная.

В ноябре 2016 года я получил в аренду земельный участок под ИЖС.

Стоимость выкупа земельного участка после строительства дома составит всего 3% от кадастровой стоимости.

Вполне вменяемая стоимость выкупа земли.

Как обстоят дела в других города и поселках мне неизвестно, но вы легко можете это выяснить.

Достаточно направить официальный запрос в местную администрацию.

Как это сделать, написано в пошаговой инструкции. О ней узнаете ниже в этой статье.

2. Продажа земельных участков под ИЖС, ведение ЛПХ, для садоводства или КФХ.  

Следует отметить, что данное основание покупки земли без торгов самое желанное для многих россиян.

Желающих построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заняться садоводством предостаточно.

Остановимся на этом основании подробнее.

Какие земельные участки подлежат продаже без торгов?

По данному основанию подлежат продаже следующие участки.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства

Участки под огородничество, автосервис и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.

Участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта

Земельные участки под ИЖС располагаются только в границах населенного пункта.

За пределами города, поселка или другого поселения нет участков с разрешенным использованием под ИЖС.

Участки под ЛПХ располагаются как в границах населенного пункта, так и за его пределами.

Продажа земельных участков под ЛПХ без торгов возможна в отношении участков на территории населенного пункта.

Если участок ЛПХ находится за границей населенного пункта, то купить без торгов не получится.

По крайней мере, на законных основаниях продажа такого участка не допускается.

Земельные участки для ведения садоводства и под дачное хозяйство

Раньше участки под садоводство были менее привлекательны, чем участки под  дачное хозяйство.

Причина состояла в том, что на дачной земле можно было прописаться.

Однако, с 01 января 2019 года из законодательства исключено дачное хозяйство.

Дачные земли приравняли к садовым участкам.

Для справки.

С 04 августа 2018 года получать разрешение на строительство ИЖС и садового дома не нужно.

Вместо разрешения подаем Уведомление о начале строительства.

После завершения стройки не забываем подать уведомление об окончании строительства.

Завершает перечень земля для КФХ.

Земельные участки для крестьянских фермерских хозяйств

Фермеры могут получить землю без торгов для ведения крестьянского хозяйства.

Кому администрация продает земельные участки без торгов?

Купить земельный участок без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть строго из перечня.

ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство  или осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Юридические лица (организации)  не могут покупать землю для этих целей без торгов.

Продажа земельного участка без торгов осуществляется только гражданину, который:

  • подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  • подал заявление о предоставлении земельного участка.

Заявление о предварительном согласовании подается на участок, который еще не сформирован.

То есть участок не имеет кадастрового номера.

Например, вы нашли свободный земельный участок, который не сформирован.

После этого, самостоятельно за 40 минут составляете схему участка и подаете ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.

Администрация в течение 60 дней должна дать один из 2-х возможных ответов.

  • согласовать предоставление участка.

В этом случае вы получаете право без торгов купить участок у администрации.

  • отказать в предварительном согласовании.

В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление.

Либо написать жалобу в прокуратуру или суд, чтобы чиновники обосновали законность отказа.

Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.

Иными словами, у земельного участка уже имеется кадастровый номер.

Например, вы на публичной кадастровой карте нашли свободный участок, который не сдан в аренду.

Таких земельных участков много в России.

Чтобы получить этот участок без торгов, нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.

Через 30 дней должен быть результат:

  • либо вы купите участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Весь алгоритм действий по получению земли детально описан в пошаговой инструкции:

Готовая технология получения земельного участка

Получить сейчас

К инструкции прилагаются готовые образцы документов.

Шаблоны заявлений, схемы участка, документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.

Применяйте инструкцию и чиновники не смогут вами манипулировать.

3. Продажа земельного участка для сельскохозяйственного производства, который арендовался более 3 лет.

Купить без торгов земельный участок под сельхоз производство могут как гражданин, так и  юридическое лицо.

Важное условие выкупа земли по этому основанию:

  • выкупать участок имеет право только арендатор;
  • срок пользования землей на условиях аренды должен быть не менее 3 лет;
  • заявление о выкупе участка подают до истечения срока договора аренды.

Если все условия совпадают, то можно стать собственником земли сельхоз назначения без аукциона.

4. Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей

Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения.

Оно закреплено в  статье 10  Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • сельскохозяйственные организации.

Важно, чтобы КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок.

Подать заявление на выкуп следует не позже 6-ти месяцев с регистрации муниципальной собственности на участок.

Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.

5. Продажа земельного участка, которым владеет организация на праве постоянного бессрочного пользования.

Юридическое лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования может выкупить землю без торгов.

Не могут выкупать участки из постоянного бессрочного пользования только государственные и муниципальные органы.

Также лишены права выкупа земли учреждения и казенные предприятия.

6. Продажа земельного участка предоставленного для комплексного освоения территории.

Выкупить участок, образованный из участка для комплексного освоения, может лицо, заключившее соответствующий договор.

Таким договором является Договор о комплексном освоении территории.

Он заключается в соответствии с Градостроительным  кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».

7. Продажа участка для ИЖС, образованного из земель предоставленных некоммерческой организации для комплексного освоения территории.

Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.

Некоммерческие организации получают участки по договорам комплексного освоения территории.

Цель освоения территории — индивидуальное жилищное строительство.

Член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.

Для выкупа без торгов нужно решение общего собрания членов некоммерческой организации.

Не выкупают по данному основанию участки общего пользования.

Данное основание используют те, кто хочет не просто получить участок, но и заработать.

Создание некоммерческой организации и получение земли под комплексное освоение позволяет убить 2-х зайцев.

Обеспечить себя участком и получать доход от деятельности организации.

Например, в виде заработной платы руководителя.

8. Продажа участка образованного из земель для садоводства и огородничества.

Данное основание очень похоже на предшествующее.

Но оно касается участков не для ИЖС, а для ведения огородничества и садоводства.

До 01 января 2019 года данное основание касалось и дачного хозяйства.

Гражданин член некоммерческой организации вправе без торгов выкупить свой надел земли.

Важно, чтобы земля была предоставлена НКО садоводов и/или огородников.

На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.) данное право не распространяется.

9. Продажа земельных участков, относящихся к землям общего пользования.

Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к  общему имуществу.

Данное основание возможно, если земля была предоставлена НКО для комплексного освоения территории для ИЖС.

Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел.

Некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.

10. Продажа земельных участков в размере Дальневосточного гектара.

Как известно, дальневосточный гектар можно получить в собственность бесплатно.

Если площадь участка превышает 1 га на человека, то возможно выкупить превышающую площадь участка.

Продажа превышающей площади участка осуществляется без торгов.

Стоимость выкупа сверхлимитной площади Дальневосточного гектара составляет 15% от кадастровой стоимости.

На этом обзор всех оснований, по которым возможна продажа земли без торгов, завершен.

Все основания выкупа участков без торгов вы можете найти в первоисточнике – пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

Указанная статья кодекса содержит 12 оснований для продажи земельных участков без аукциона.

В моей статье их получилось всего 10.

Я объединил некоторые основания, чтобы было легче понять суть.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Источник: https://paruslex.ru/prodazha-zemelnogo-uchastka/

26. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Выкуп земель для государственных и муниципальных нужд

Изъятиеземельных участков для государственныхили муниципальных нужд

Изъятиеземельных участков для государственныхили муниципальных нужд осуществляетсятолько висключительных случаях:

  • при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);

  • при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.

  • при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.

К таким объектамотносятся (перечень исчерпывающий):

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;

  • атомные объекты;

  • объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы;

  • федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

  • объекты космической деятельности;

  • линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;

  • автомобильные дороги.

Собственникземельного участка должен быть непозднее чем за годдопредстоящего изъятия земельного участкаписьменно уведомленобэтом органом, принявшим решение обизъятии.

Выкуп земельного участка доистечения года со дня получениясобственником такого уведомлениядопускается только с согласия собственника.

Принудительное отчуждение земельногоучастка для государственных илимуниципальных нужд может быть проведенотолько при условии предварительного иравноценного возмещения стоимостиземельного участка на основании решениясуда.

В выкупную ценуземельного участка включаются:

  • рыночная стоимость участка;

  • рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений);

  • убытки, причиненные изъятием участка.

Примечание.Вслучае спора о выкупной цене участкаобязательно должна проводитьсяпрофессиональная оценка его рыночнойстоимости.

Если по соглашениюс собственником ему предоставляетсядругой земельный участок, его стоимостьзасчитывается в выкупную цену.

Если земельныйучасток и недвижимость на нем принадлежатразным лицам, стоимость строенийкомпенсируется их собственнику, а ввыкупную цену участка включаютсястоимость самого участка и причиненныеего собственнику убытки в полном объеме,включая упущенную выгоду (например, придо­срочном прекращении обязательствперед третьими лицами).

Решениеоб изъятии участка подлежит государственнойрегистрации в органе, осуществляющемрегистрацию прав на земельный участок.Собственник должен быть извещен опроизведенной регистрации с указаниемее даты.

С этого момента любые произведенныеим затраты на изымаемом участке (настроительство и реконструкцию зданий,строений и сооружений, а также иныезатраты, существенно повышающие стоимостьземельного участка) неподлежат компенсации.

В связис отсутствием у землепользователей(бессрочное пользование), землевладельцев(пожизненное наследуемое владение) иарендаторов права собственности наземельные участки, им не возмещаетсястоимость участков, однако они имеютправо требовать бесплатнопредоставить им равноценные.

Кроме того, им должна быть возмещенастоимость принадлежащих на правесобственности строений, расположенныхна участке, и причиненных изъятиемубытков, включая упущенную выгоду, вполном объеме.

Основания изъятия участковдля государственных и муниципальныхнужд у пользователей и владельцев должныбыть те же, что и для участков, находящихсяв собственности.

Возмещение убытковосуществляется за счет бюджетных средствбюджетов, либо лицами, в пользу которыхизымаются земельные участки, либолицами, деятельность которых вызваланеобходимость установления охранных,санитарно-защитных зон.

Вслучаях, когда законом предусмотренавозможность изъятия земельных участкову граждан, может быть принято решениео резервировании земель. При этом праваграждан — собственников земли (например,право на возведение зданий, сооружений,на мелиоративные работы и пр.

) — могутбыть ограничены на срок неболее 7 лет. Решение орезервировании земель принимаетсяорганом исполнительной власти илиорганом местного самоуправления.

Онодолжно содержатьпереченьограничений прав собственников, срокирезервирования и сведения об ознакомлениизаинтересованных лиц со схемойрезервируемых земель, а также перечнемкадастровых номеров земельных участков,которые полностью или частично расположеныв границах резервируемых земель. Решениедолжно быть опубликовано в официальныхсредствах массовой информации и вступаетв силу не ранее его опубликования.

Ограниченияпрекращают действовать после:

  • истечения указанного в решении срока резервирования земель;

  • предоставления в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

  • отмены решения о резервировании земель органом, принявшим решение о резервировании;

  • изъятия в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

  • решения суда, вступившего в законную силу.

Ограничения прав,установленных решением о резервированииземель, а также прекращения такихограничений подлежат государственнойрегистрации.

Помимоизъятия для государственных илимуниципальных нужд земельный участокможет быть принудительно изъяту собственника внекоторых других случаях:

  • если участок, предназначенный для сельского хозяйства, жилищного или иного строительства не используется для соответствующей цели в течение трех лет;

  • использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли (например, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки);

  • при реквизиции в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер — временно с возмещением причиненных убытков, а при невозможности возвращения участка собственнику — с возмещением его рыночной стоимости или предоставлением по его желанию равноценного земельного участка;

  • при конфискации по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

У землевладельцев,землепользователей и арендаторовучастки могут изыматься при:

  • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

  • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

  • неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений, частности — отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

  • реквизиции;

  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Постатейныйвариант

Статья49. ЗК РФИзъятие,в том числе путем выкупа, земельныхучастков для государственных илимуниципальных нужд

1.Изъятие, в том числе путем выкупа,земельных участков для государственныхили муниципальных нужд осуществляетсяв исключительных случаях, связанных с:

1)выполнением международных обязательствРоссийской Федерации;

2)размещением следующих объектовгосударственного или муниципальногозначения при отсутствии других вариантоввозможного размещения этих объектов:

-объектыфедеральных энергетических систем иобъекты энергетических системрегионального значения;

-объектыиспользования атомной энергии;

-объектыобороны и безопасности;

-объектыфедерального транспорта, путей сообщения,информатики и связи, а также объектытранспорта, путей сообщения, информатикии связи регионального значения;

-объекты,обеспечивающие космическую деятельность;

-объекты,обеспечивающие статус и защитуГосударственной границы РоссийскойФедерации;

-линейныеобъекты федерального и региональногозначения, обеспечивающие деятельностьсубъектов естественных монополий;

-объектысистем электро-, газоснабжения, объектысистем теплоснабжения, объектыцентрализованных систем горячеговодоснабжения, холодного водоснабженияи (или) водоотведения государственногоили муниципального значения;

-автомобильныедороги федерального, регионального илимежмуниципального, местного значения; 

3)иными обстоятельствами в установленныхфедеральнымизаконамислучаях,а применительно к изъятию, в том числепутем выкупа, земельных участков изземель, находящихся в собственностисубъектов Российской Федерации илимуниципальной собственности, в случаях,установленных законами субъектовРоссийской Федерации.

3.

Условия и порядок изъятия, в том числепутем выкупа, земельных участков длягосударственных или муниципальных нуждустанавливаются статьей55 настоящегоКодекса.

Статья55.Условияи порядок изъятия земельных участковдля государственных или муниципальныхнужд

1.Изъятие, в том числе путем выкупа,земельных участков для государственныхили муниципальных нужд осуществляетсяпо основаниям, установленным статьей49 настоящегоКодекса.

2.Принудительное отчуждение земельногоучастка для государственных илимуниципальных нужд может быть проведенотолько при условии предварительногои равноценноговозмещения стоимостиземельного участка на основании решениясуда.

3.

Порядок выкупа земельного участка длягосударственных или муниципальных нужду его собственника; порядок определениявыкупной цены земельного участка,выкупаемого для государственных илимуниципальных нужд; порядок прекращенияправ владения и пользования земельнымучастком при его изъятии для государственныхили муниципальных нужд, права собственниказемельного участка, подлежащего выкупудля государственных или муниципальныхнужд, устанавливаютсягражданским законодательством .Статья279. ГК РФ Выкуп земельного участка длягосударственных и муниципальных нужд

1.Земельный участок может быть изъят усобственника для государственных илимуниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости оттого, для чьих нужд изымается земля,выкуп осуществляется РоссийскойФедерацией, соответствующим субъектомРоссийской Федерации или муниципальнымобразованием.

2. Решение об изъятииземельного участка для государственныхили муниципальных нужд принимаетсяфедеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной властисубъекта Российской Федерации илиорганами местного самоуправления.

Федеральныеорганы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местногосамоуправления, уполномоченные приниматьрешения об изъятии земельных участковдля государственных или муниципальныхнужд, порядок подготовки и принятияэтих решений определяются федеральнымземельным законодательством.

3.

Собственникземельного участка должен быть непозднее чем за год до предстоящегоизъятия земельного участка письменноуведомлен об этом органом, принявшимрешение об изъятии. Выкуп земельногоучастка до истечения года со дня получениясобственником такого уведомлениядопускается только с согласия собственника.

4.

Решение федерального органа исполнительнойвласти, органа исполнительной властисубъекта Российской Федерации илиоргана местного самоуправления обизъятии земельного участка длягосударственных или муниципальных нуждподлежит государственной регистрациив органе,осуществляющем регистрацию прав наземельный участок. Собственник земельногоучастка должен быть извещен о произведеннойрегистрации с указанием ее даты.Статья280. Права собственника земельногоучастка, подлежащего изъятию длягосударственных или муниципальных нужд

Собственникземельного участка, подлежащего изъятию длягосударственных или муниципальныхнужд, с момента государственнойрегистрации решения об изъятии участкадо достижения соглашения или принятиясудом решения о выкупе участка можетвладеть, пользоваться и распоряжатьсяим по своему усмотрению и производитьнеобходимые затраты, обеспечивающиеиспользование участка в соответствиис его целевым назначением. Однакособственник несет риск отнесения нанего при определении выкупной ценыземельного участка (статья281) затрати убытков, связанных с новым строительством,расширением и реконструкцией зданий исооружений на земельном участке вуказанный период.

 Статья281. Выкупная цена земельного участка,изымаемого для государственных илимуниципальных нужд

1. Плата за земельныйучасток, изымаемый для государственныхили муниципальных нужд (выкупная цена),сроки и другие условия выкупа определяютсясоглашением с собственником участка.Соглашение включает обязательствоРоссийской Федерации, субъекта РоссийскойФедерации или муниципального образованияуплатить выкупную цену за изымаемыйучасток.

2. Приопределении выкупной цены в нее включаютсярыночная стоимость земельного участкаи находящегося на нем недвижимогоимущества, а также все убытки,причиненные собственнику изъятиемземельного участка, включая убытки,которые он несет в связи с досрочнымпрекращением своих обязательств передтретьими лицами, в том числе упущеннуювыгоду.

3.

По соглашению ссобственником ему может быть предоставленвзамен участка, изымаемого длягосударственных или муниципальныхнужд, другой земельный участок с зачетомего стоимости в выкупную цену.

Источник: https://studfile.net/preview/4649578/page:21/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.