Выберите наиболее правильное определение приватизации земельного участка

Как приватизировать землю правильно и без ошибок?

Выберите наиболее правильное определение приватизации земельного участка

Под приватизацией участков земли понимается переход государственных или муниципальных земельных владений в собственность физических или юридических лиц. Приватизация может осуществляться как путём выкупа наделов за определённый процент от их кадастровой стоимости, так и на безвозмездной основе.

Подготовительный этап

В первую очередь необходимо определиться, есть ли у землепользователя право приватизировать землю бесплатно.

На безвозмездной основе физические лица могут приватизировать землю один раз в жизни в следующих случаях:

  • Если лица используют государственную землю более пяти лет по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • Если лица обладают правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • При наличии права собственности на строения в границах участка;
  • При начале фактического пользовании участком до 25 октября 2001 года;
  • Многодетные семьи.

Важно помнить, что приватизация государственных участков после пяти лет использования возможна только в случаях, когда соблюдены обговорённые условия такого пользования (ст. 39.5 ЗК РФ).

К таким условиям могут относиться следующие:

  • Строительство жилья на участке;
  • Занятия определённым видом деятельности на участке;
  • Работа по востребованной в сельской местности профессии в течение обговорённого срока.

При получении права собственности на строение, расположенное на арендованном у государства земельном наделе, такой надел также подлежит безвозмездной приватизации (п. 1 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут приватизировать землю бесплатно для занятия сельским хозяйством в целях обеспечения внутренних нужд без права извлекать прибыль (ст. 39.5 ЗК РФ).

Необходимые документы

После определения возможности осуществить приватизацию нужно подготовить следующие документы:

  • Копия паспорта;
  • Документ о праве использования земли;
  • Удостоверение многодетного отца (многодетной матери);
  • Справку о наличии строений на участке;
  • Кадастровые документы (при наличии).

К документу о праве пользования землёй может относиться свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, а также арендное соглашение или договор о предоставлении земли от властей.

Определение границ

При отсутствии документально закреплённых границ претендующему на приватизацию лицу необходимо за свой счёт организовать кадастровые работы на участке для определения границ.

Для этого нужно обратиться в геодезическую фирму или к частному кадастровому инженеру для заказа и проведения межевых работ. Проведение работ происходит выездным кадастровым специалистом геодезической фирмы.

После завершения работ по определению границ клиенту геодезической фирмы выдаётся межевой документ с обозначением координат границ, который подлежит регистрации в БТИ для получения кадастрового паспорта.

Куда обращаться

Для определения места подачи заявления будущему собственнику нужно зайти на сайт ЕГРП и выяснить государственного владельца земельного надела, подлежащего приватизации.

Заявление необходимо подавать в местные органы исполнительной власти в случае, если участок находится в муниципальной собственности, например, относится к дачному или садовому кооперативу, которым земля была предоставлена муниципалитетом.

Обращаться в отделение Росимущества необходимо в случаях, если приватизируемый надел относится:

  • К федеральной собственности;
  • К собственности субъекта федерации.

Найти адрес отделения Росимущества в регионе заявителя можно на сайте данной организации, выбрав нужный регион на карте РФ или из списка.

Подача заявления

Заявление на приватизацию подаётся в отделение Росимущества или муниципальный орган власти вместе с собранным пакетом документов. В верхней части указывается наименование места подачи бумаги и ФИО заявителя, а также его домашний адрес и контактные данные.

Далее следует просьба о предоставлении права собственности на земельный надел и перечисление федеральных и местных нормативных актов и законов, дающих право на такое предоставление (приватизацию).

В тексте заявления должны быть отображены следующие сведения:

  • Место нахождения надела;
  • Категории земли и вид разрешённого пользования;
  • Вид права, на основании которого заявитель пользуется участком;
  • Возможные ограничения;
  • Перечень объектов недвижимости (в том числе незавершённого строительства) расположенные в границах надела, с указанием их параметров.

После этого происходит рассмотрение обращения в течение месяца, по истечению которого заявителю выдаётся разрешение на приватизацию или отказ. В случае получения отказа государственный орган должен указать письменно его причину.

К причинам отказа могут относиться:

  • Отсутствие части необходимых документов;
  • Ошибки в заполнении заявления;
  • Факт бесплатной приватизации земли этим же лицом ранее;
  • Предоставление недостоверных сведений.

Если часть документов отсутствует или они неправильно оформлены, претендент на участок может исправить ошибки и обратиться за разрешением на приватизацию снова, но если он уже реализовал своё право приватизации, то оформлять в собственность государственную землю может только на платной основе.

Важно помнить, что гражданину нельзя отказать в платной приватизации земли, если у него имеются во владении строения на участке (п. 3 ст. 28 ФЗ № 178 «О приватизации…»).

Оформление прав

После получения разрешения муниципалитета или Росимущества происходит оформление прав собственности на земельный надел в органах Росреестра.

Для этого будущий собственник подаёт в отделение Росреестра (по месту нахождения надела) следующие документы:

  • Разрешение властей на приватизацию;
  • Кадастровые документы на землю;
  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

Право регистрируется в течение десяти рабочих дней после приёма заявления.

Стоимость оформления

Стоимость бесплатной приватизации складывается из:

  • Размера госпошлины за регистрацию (350 рублей);
  • Оплаты работ геодезической фирмы (3000 – 10000 рублей).

Если приватизация не бесплатная, то к стоимости добавляется стоимость выкупа земли у государственного владельца. Для земель федеральной собственности установлена цена выкупа в размере 60% от кадастровой стоимости надела, согласно пункту 3 Постановления правительства РФ № 279. Цена выкупа земель субъектов федерации и муниципалитетов определяется региональными и местными подзаконными актами.

Итак, для приватизации земли необходимо получить разрешение государственного собственника (муниципалитета или отделения Росимущества) и оформить право собственности в Росреестре. Если право на бесплатную приватизацию отсутствует, землю можно выкупить за процент от её кадастровой стоимости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/privatizirovat-zemelnyj-uchastok.html

Выберите наиболее правильное определение приватизации земельного участка

Выберите наиболее правильное определение приватизации земельного участка

Для многих россиян самым важным моментом в жизни становится установление прав собственности на приусадебные участки, паи и прочие наделы сельскохозяйственного назначения.

Все юридические действия данного вопроса озаглавлены одним наименованием: приватизация земельного участка. Граждане становятся правообладателями отдельной части земельных ресурсов не в момент их получения или использования, а в результате регистрации их в Росреестре.

Что требуется знать при участии в данной процедуре россиян, использующих участки для построек или выращивания садово-огороднических культур?

Варианты процедуры

Его нормативы позволяют каждому гражданину бесплатно получить надел. Он может находиться у него в бессрочном пользовании либо пожизненно наследоваться при условии оплаты налогового сбора, назначенного Федеральным законодательством.

Поскольку получение правоустанавливающих документов обязательно для каждого домовладельца или дольщика сельскохозяйственного надела в виде пая, то им нужно выбрать наиболее удобный способ.

Государством предусмотрено 2 варианта приватизации:

Каждая из них имеет свои нюансы, о которых нужно помнить при выборе своего варианта.

Платная основа в процедуре оформления прав собственности предусмотрена на те земли, которые были выданы для фермерского дела, сельхозиспользования, под промышленность позднее 2001 года.

Стоимость при выкупе таких участков будет зависеть, прежде всего, от выставленной кадастровой оценки на момент сдачи заявления о передаче их в собственность.

Каждому россиянину интересно узнать о стоимость и о сроках платной приватизации.

Порядок ее проведения предусматривает такие основные моменты:

  • оценку участка;
  • его межевание;
  • получение кадастрового плана;
  • и другие.

Однозначно указать общую сумму стоимости практически не представляется возможным, т.к. все перечисленные услуги стоят недешево. В каждом отдельном случае они будут отличаться.

Узнать государственные тарифы на тот или иной вид услуг можно в районных земельных комитетах. Перед началом процедуры лучше уточнить заранее, сколько всего потребуется средств, чтобы быть готовым к этим расходам.

Обязанность рассматривать заявления и принимать решения о приватизации закреплена за уполномоченным органом власти, в который необходимо подать документы.

Госслужащие могут, как удовлетворить прошение, так и вынести отказ по нему.

Перечень документации, который нужно собрать заявителю, включает следующее:

  1. Написанное собственноручно заявление с указанием всех данных о заявителе: ИНН и паспортных серии и кода. В нем также необходимо указать техническое описание участка и цель использования.
  2. Официальные бумаги, подтверждающие правовые положения на владельца надела.
  3. При наличии сооружений на участке прилагают их технический план и правовые документы.
  4. Паспорт из кадастровой службы на земельный участок.
  5. Извлечение из ЕГРП.

После получения документов, представитель органов власти выдает расписку об их принятии, в которой фиксируются текущая дата.

Запрос на разрешение о приватизации рассматривается в течение 2 недель. Если в пакете отсутствуют кадастровые бумаги, то по вопросу заявления последует отказ.

Бесплатная

Однако есть территории, которые закон запрещает передавать в частные руки. Они имеют специальное назначения:

  • для государственных нужд;
  • лесные и водные места, которые отведены под природоохранные фонды;
  • площади, выделенные для общего пользования;
  • участки, отведенные под дороги и движение транспортных средств.

Не подлежат оформлению в частную собственность земли, загрязненные опасными и токсическими веществами.

Оформление передачи государственных земель в пользование конкретными лицами регламентируется властями и при этом всегда указывается конечная дата. Однако ежегодно срок на подачу документов о приватизации продлевается, и в 2017 году его окончание назначено на начало 2018 года. Поэтому необходимо поспешить и собрать пакет документов для получения приватизационных свидетельства на свой надел.

При безвозмездном способе получения приватизационного акта на землю заявителю необходимо обратиться в Росреестр с такими бумагами:

  1. индивидуальным паспортом;
  2. выпиской из единого реестра, в котором внесены его права на здания, строения или сооружения на территории приватизируемого участка;
  3. паспорт участка, выданный кадастровой службой;
  4. план межевания земельного надела.

В учреждении нужно написать заявление о желании приватизировать земельный надел и приложить к нему перечисленные в списке документы. За оказание услуг нужно сделать предоплату на сумму установленной госпошлины. Без этой квитанции заявление не принимается.

После приема документации проводится проверка поданной документации на протяжении двухнедельного срока. Если все основания для проведения процедуры законны, то заявитель получит положительное решение, если нет, то ему откажут.

Тем, кто получил свидетельство в Росреестре, необходимо обратиться в земельный комитет в недельный срок с новым прошением о заключении договора на передачу государственной земли в частные руки.

При наличии дома

Согласно его нормативам каждый гражданин имеет право получить находящийся в бессрочном пользовании надел единовременно.

Варианты приватизации установились следующие:

  1. Упрощенная безвозмездная процедура перехода прав на землю.
  2. Административный порядок получения земельного надела.
  3. Рассмотрение прав владения в судебных инстанциях.
  4. Выкуп своего межевого участка.

Получение земли в собственность связано с множественным числом нюансов и особенностей. Во-первых сроки приватизации.

Законом он определен в 2 календарных месяца с момента принятия документов, но если в них будут обнаружены некорректные записи или ошибки, то процесс может существенно затянуться.

Рассмотрение дел в судебном порядке вообще не регламентировано законом, поэтому решения вопроса ждать придется довольно долго.

Во-вторых стоимость процедуры. Тем, кто хочет оформить право собственности землю под домом, прежде всего, хочется узнать какая сумма затрат уйдет на это. И хотя государство дает возможность получить документы абсолютно бесплатно, некоторые затраты все же придется осуществить на межевание, получение кадастрового паспорта и другие справки.

Условия приватизации земли под домом предусматривают выполнение несколько последовательных пунктов:

  1. Подается заявление с кадастровыми бумагами в муниципалитет, которому подконтрольна территория с приватизируемым наделом.
  2. Заключается договор на проведение экспертных исследований.
  3. Производятся оценочные работы на земельный участок.
  4. Подписывается договор о выкупе земли.

Если отсутствует кадастровый паспорт, то первым пунктом начинают с его получения. При этом производится межевание и подготовка кадастрового плана.

При обращении в инстанции заявителю необходимо иметь при себе:

  • паспорт;
  • налоговая выписка о наличии прав на недвижимую собственность;
  • документацию на постройки, сооружения , расположенные на этом участке.

Нередко владельцы домов получают отказ при подаче заявления на приватизацию земли под домом. Вот некоторые причины принятия отрицательного решения муниципальными властями:

  • некорректные данные или ошибки в заявлении;
  • несоответствие границ участка;
  • документы предоставлены в неполном объеме;
  • отсутствие межевания;
  • нет согласия всех причастных родственников;

Заявитель имеет право обжаловать отказ в суде. Однако лучше всего это сделать с привлечением юристов, что потребует дополнительных расходов. Цель составления искового заявления в суд – это рассмотрение прав собственности на землю.

Суд может вынести решение о проведении платной приватизации, что особенно характерно для наделов полученных после вступления в силу Земельного кодекса.

В большинстве случаев суд выносит положительное решение в пользу истца и обязывает муниципальные органы провести процедуру приватизации.

Обратите внимание, что граждане могут приватизировать несколько участков земли по каждому виду целевого назначения. Например, если уже использовано право на получение надела для садоводства, то можно получить участок под возведение жилого дома.

Арендуемой земли

Оформление приватизационных прав на часть земли, находящуюся в аренде, производится через выкуп надела. Основаниями для сделки указываются здания и сооружения, расположенные на этой территории. Но прежде необходимо детально изучить договор аренды, в котором должен быть предусмотрено право выкупа.

В муниципальные органы для приватизации арендованных участков следует предоставить такие бумаги:

  1. заявление установленного образца;
  2. копия арендного договора;
  3. копия паспорта арендатора;
  4. кадастровую документацию.

Упрощенная процедуры для некоторых типов земель

Ускоренный порядок дачной амнистии позволяет намного быстрее получить приватизационный акт.

Срок проведения этой государственной акции продлен с 1 марта 2015 года по 31 декабря 2020 года. Вопрос очень актуальный и сопряжен с многочисленными особенностями оформления приватизационных документов. Целевое назначение акции заключается в подтверждении граждан прав собственности на земельные наделы и постановке их на регистрационный учет.

особенность «дачной амнистии» заключается в том, что оформление прав собственности на приусадебный участок возможно при минимальном пакете документов.

При этом не требуется:

  • проводить межевание;
  • регистрировать строение без акта введения в эксплуатацию;
  • на объекты недвижимости не требуется разрешение на строительство;
  • нет необходимости в техпаспорте на постройку.

Таким образом, возведенные объекты недвижимости попадают под своеобразную «амнистию», т.е. различные послабления в отношении документов.

Поскольку на протяжении многих лет, начиная с советской власти, у множества граждан возникла большая путаница с документами на земельные владения, а государству необходимо провести четкую инвентаризацию территории, то было принято решение о введении упрощенной для населения процедуры согласно закону ФЗ №171 от 23.04.14 г.

Несмотря на упрощенный порядок приватизации по «дачной амнистии» в жизни рассмотрение ситуации в каждом отдельном случае происходит по-разному. Кому-то потребуется провести межевание, а другой может отделаться только госпошлиной.

Стоимость приватизации зависит от кадастровой оценки участка.

Исключением являются объекты недвижимости, которые передаются безвозмездно при подтверждении прав бессрочного использования и наследования земли.

Для более полного ответа на свои вопросы необходимо изучить законодательную базу.

На территории РФ в отношении приватизационных процессов действуют такие нормативные акты:

  • ФЗ 21.12.01 года №178. В нем можно ознакомиться с процедурой получения земли в ходе приватизации и уточнить основные ее нюансы и особенности;

Источник: https://sovetyisekrety.ru/zemelnyj-uchastok/vyberite-naibolee-pravilnoe-opredelenie-privatizatsii-zemelnogo-uchastka.html

Как приватизировать земельный участок

Выберите наиболее правильное определение приватизации земельного участка

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

Запомнить важную информацию

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Приватизация земельных участков гражданами

Выберите наиболее правильное определение приватизации земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.