Виды сервитута в земельном праве

Содержание

Виды сервитутов и порядок установления сервитута на земельный участок

Виды сервитута в земельном праве

Сервитут (лат. servitutis — подчиненное положение) — в земельном праве — ограниченное право пользования чужой вещью. Действующий Земельный кодекс совершенно четко разделяет сервитуты на земельные участки на частные  и публичные.

Они же, в зависимости от сроков, могут также являются сервитутами временными или постоянными.

Порядок установления сервитута зависит от его вида и в данной статье мы рассмотрим процесс установления сервитута на публичные и частные земельные участки.

1. Требования, предъявляемые ко всем сервитутам 2. Сервитут на земельный участок: как устанавливается? 3. Особенности публичного сервитута 4. Отличительные особенности частного сервитута

Требования, предъявляемые ко всем сервитутам

К какой бы категории ни относился сервитут, к нему предъявляются общие требования:

  1. Использование земельного участка с наименьшим обременением для последнего.
  2. Невозможность лишения собственника прав на участок (из-за установления сервитута). Владелец должен свободно пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
  3. Права сервитута невозможно переуступить/продать. Это не аренда. И собственно сервитут может быть оформлен только строго определенным лицам. Они также не могу заложить это право — например, в банк для кредитного обеспечения.
  4. Документ, устанавливающий сервитут, непременно должен указывать цели такого установления.
  5. Если объект (земля) продан или арендован, сервитут сохраняется. Только в договоре купли-продажи обязательно должно быть отражено ограниченное пользование, как обременение земельного участка.
  6. Сервитут составляется исключительно в письменном виде. Подлежит обязательной госрегистрации и только после этого считается действительным.

Сервитут на земельный участок: как устанавливается?

Ограниченное пользование земельным наделом (или по-другому сервитут) обязательно преследует какую-то конкретную цель. И закон (ГК РФ) определяет некоторые из таких целей.

Земля передается в ограниченное пользование для:

  • установки ЛЭП и их ремонта, а также иных коммуникаций, провести которые в другом месте и/или иным путем не имеется никакой возможности;
  • прохода/проезда к собственному участку, если нет другого маршрута.

Эти две цели являются самыми распространенными, но, конечно, далеко не исчерпывающими в списке всех возможных и существующих. Назначение сервитута всегда определяется нуждами или собственников участка, или нуждами других лиц, в пользу которых сервитут и устанавливается. Главное — законность таких целей.

Особенности публичного сервитута

Основные положения и особенности публичного сервитута закрепляются нормативом на уровне любого властного субъекта (в том числе муниципалитета). Это делается для эффективного решения местных, а равно государственных задач.

Земельным же кодексом установлен примерный целевой список (помимо тех, общих, что установлены ГК РФ) для сервитута на законных основаниях:

  1. Дренажные работы.
  2. Проведение исследований, изысканий.
  3. Забор воды с объектов.
  4. Проход сельскохозяйственных животных.
  5. Охота, рыбалка.

Публичное ограниченное пользование определенным земельным участком (сервитут) устанавливается после организации и проведения публичных же слушаний.

Порядок такого мероприятия законом не регулируется, но ориентироваться следует на порядок проведения схода граждан, прописанный в законе о местном самоуправлении.

В общем, нужно организовать такой «мини-референдум» на местном уровне — в районе или области.

Обратите внимание! Установление земельного сервитута на конкретную территорию возможно как для определенного круга лиц (охотников, рыболовов, например), так и для неопределенного — скажем, «для всех колхозников коллективного хозяйства «Заря Коммунизма»».

Что касается субъективного состава (неопределенного круга лиц), то такой обязательно должен указываться в актах местной власти или государственного надзора, установивших подобное ограничение.

Важно: публичный сервитут никаким образом не связан с изъятием земли из собственности! Если ограниченное, но все же использование участка повлекло за собой невозможность его дальнейшего целевого использования, землевладелец вправе потребовать от государства:

  • возмещение понесенных убытков в полном объеме;
  • изъятие участка под сервитутом путем его выкупа либо предоставления участка, аналогичного по характеристикам.

Как только земля перестает быть нужной или полезной для государственных или же общественных нужд, ее сервитут прекращается на основании соответствующего акта, выданного органом этот сервитут установившим.

Отличительные особенности частного сервитута

Частным сервитутом называются особые договорные отношения, существующие и официально зарегистрированные между владельцами земельных участков. Такие отношения обязательно должны быть заключены письменно, а также зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРП. При этом вполне возможно установление платы за ограниченное пользование той или иной землей.

Если же полюбовно подобный договор заключить не получается, это делается в судебных инстанциях, по иску одной из сторон.

Основаниями для прекращения частного сервитута могут являться:

  1. Неактуальность целей его установления.
  2. Невозможность использования участка по целевому назначению.

Опять же, если не удается прийти к общему согласию о прекращении сервитута, это делается на основании соответствующего решения суда.

Вообще, как установление, так и прекращение сервитута на земельный участок — это процесс довольно трудоемкий, очень сложный, комплексный. И ввязываться в него без опыта и грамотного профессионального сопровождения порой просто не имеет смысла. Важно найти квалифицированного в этой области адвоката и уже с ним решать создавшиеся проблемы. 

(432 голос., 4,56 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Простым языком о сложном: что такое сервитут земельного участка и как он устанавливается?

Виды сервитута в земельном праве

Многие граждане не раз слышали слово «сервитут». Но далеко не все могут дать правильную трактовку этому термину.

Чтобы понять, что означает данное слово, стоит обратиться к положениям действующего законодательства. Но тут определение дается на юридическом языке. Поэтому некоторым людям оно может быть непонятным.

Следует разобраться в том, что такое сервитут земельного участка простым языком.

Что означает понятие?

Сервитут земельного участка простым языком – это законное право ограниченно пользоваться чужим недвижимым имуществом (в частности, землей) в личных целях. Владелец может распоряжаться объектом по своему усмотрению. Но права обладателей земли могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Согласно положениям Гражданского кодекса России, сервитут на земельный участок – это вещное право граждан, которые не входят в число собственников.

Общие правила установления обременения приведены в статье №274 ГК РФ. Обладатель сервитута – это лицо, которое получило ограниченное право на эксплуатацию надела.

Возможность пользования чужим участком оформляется в письменном виде путем заключения договора.

Отличительные особенности сервитута на землю:

  • за собственником надела сохраняется право распоряжаться данным имуществом. Владелец может сдать в аренду, продать, подарить, передать по наследству участок;
  • хозяин территории вправе требовать плату за пользование наделом;
  • информация об обременении отображается в кадастровых документах;
  • лица, которым передается земельный участок, не обретают права собственности на него.

Слово «сервитут» произошло от латинского «servitutis». В переводе означает «подчиненное положение».

В каких целях устанавливается?

Инициировать установление сервитута может лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться чужой территорией. Причин для получения права на эксплуатацию надела другого владельца существует достаточно много. На законодательном уровне их полный перечень не утвержден.

Устанавливается сервитут в таких целях:

  • создание проезда или прохода к собственному наделу;
  • установка определенных объектов юридическими лицами;
  • организация выхода на проезжую часть;
  • получение доступа к воде;
  • осуществление работ по прокладке коммуникаций (канализации, водоснабжения, электросетей), ремонта.

Установление сервитута может производиться по приговору суда, на основании нормативного федерального либо муниципального акта, по взаимному согласию собственников. В любом случае заключенный договор подлежит регистрации.

Какой бывает?

Важно понимать, какие существуют виды сервитутов по земельному законодательству РФ. Это поможет выбрать оптимальный вариант права ограниченного пользования. Классификация осуществляется по ряду признаков.

В зависимости от субъектов, в интересах которых устанавливается ограниченное право эксплуатации земли, сервитуты делятся на два вида:

Еще одним признаком, по которому проводится классификация, является срок обременения.

Исходя из этого, выделяют:

  1. срочные (временные);
  2. постоянные сервитуты.

Первый вид обычно устанавливается организацией, обслуживающей территорию с целью устранения различных дефектов инфраструктурных объектов.

Постоянные сервитуты на землю гарантируют возможность беспрепятственного посещения чужой территории и пользования ею.

Чем отличается публичный от частного?

Частный и публичный сервитуты имеют ряд особенностей, характерных признаков. Основные различия приведены ниже в таблице.

Критерий сравненияВид сервитута
ЧастныйПубличный
Количество участников сделки о введении ограниченного права пользования землейУстанавливается в интересах нескольких людей.Устанавливается в пользу большого числа лиц.
Заинтересованные стороныКонкретные собственники земли, организации, которые имеют во владении надел.Круг лиц не определен.
ИнициаторЧастное лицо.Государство.
Основание для установления обремененияЗаключение соглашения между заинтересованными лицами.Издание законодательного, нормативного документа.
Получение выгодыЗаключается договор на возмездной основе. За пользование чужой территории взимается плата.Заключается соглашение на безвозмездной основе.
Границы зон действияНеобходимо переоформление кадастровой выписки с изменением пространства земельного надела.Требуется проведение межевания на всех участках земли, попадающих в зону ограничения. Подобные действия осуществляют кадастровые инженеры. Составляются межевой план и проект.
Возмещение за ограничение пользования территориейВводится всегда.Вводится при существенных препятствиях при эксплуатации надела.
Необходимость согласования с местными органами управленияОтсутствует.Имеется.
Необходимость оплаты госпошлины при постановке на кадастровый учетОбязательно оплачивается. Для физических лиц государственная пошлина составляет 1500 рублей, для юридических – 6000 рублей.Отсутствует.

Сервитут сохраняется при переходе права на надел другому лицу, если иное не предусмотрено ГК РФ.

Как оформляется?

Установление сервитута должно проводиться по определенному алгоритму. Порядок действий зависит от типа права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Этапы оформления частного сервитута на надел:

  • проведение переговоров заинтересованными лицами;
  • подписание соглашения об ограничении прав пользования участком;
  • подача документа на регистрацию в Росреестр.

Этапы установления публичного сервитута на участок земли:

  • определение границ обременения путем проведения топографических работ;
  • формирование кадастровой выписки с внесением в план границ надела с ограниченным правом пользования;
  • подача заявления в местную администрацию;
  • проведение общественного слушания и вынесение решения по его итогам;
  • заключение договора;
  • регистрация документа в Росреестре.

Срок действия

Согласно статье №23 Земельного кодекса РФ, срок установления сервитута на земельный участок определяется соглашением сторон. Если надел находится в муниципальной или государственной собственности, тогда следует учитывать ограничения, предусмотренные четвертым пунктом статьи №39.24 ЗК России.

Они заключаются в том, что арендатор либо землепользователь, которому надел предоставлен на праве безвозмездного пользования, имеет право оформить сервитут на срок, который не превышает период действия ранее заключенного договора о передаче земли в эксплуатацию.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Период действия частного вида права на ограниченное пользование чужой землей определяется по соглашению сторон сделки.

Если речь идет о наделе, расположенном в границах земель, зарезервированных для муниципальных и государственных нужд, то срок не может превышать период резервирования.

Договор сервитута на землю расторгается при наступлении следующих обстоятельств:

  • в результате техногенной либо природной катастрофы участок был разрушен;
  • исчезли основания для ограниченной эксплуатации надела;
  • имеется задолженность по оплате за пользование чужой землей;
  • истек срок действия договора;
  • были нарушены цели эксплуатации надела;
  • пользователь участка нанес ему серьезный ущерб;
  • произошло изменение условий соглашения, был заключен новый контракт.

Расторгнуть договор сервитута можно по обоюдному согласию либо в одностороннем порядке.

Можно ли продать?

Согласно статье №275 Гражданского кодекса России, сервитут на земельный участок не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога. Его запрещено передавать каким-либо способом лицам, которые не являются владельцами недвижимого имущества, для обеспечения использования которого установлено право ограниченной эксплуатации.

Как оспорить наложение сервитута на землю?

Отменить наложение сервитута на земельный участок можно путем оспаривания сделки в судебном порядке. Владельцу недвижимого имущества, на которое было наложено обременение, нужно составить исковое заявление. Истцу необходимо доказать, что установление сервитута лишает его возможности эксплуатировать собственный надел в личных целях.

Примеры из практики

В суд нередко обращаются граждане с целью оспорить наложение сервитута на земельный участок либо инициировать заключение подобного соглашения. Результат во многом зависит от правильности составленного заявления, наличия хорошей доказательной базы.

Пример №1

Индивидуальный предприниматель А обратился в районный суд с исковым заявлением к частной фирме Б об отмене бессрочного сервитута на землю. В ходе судебного разбирательства было выяснено, что через соседние участки проходит сеть водоснабжения под землей.

На наделе, принадлежащем ИП А, был расположен инженерный узел. Обслуживание оборудования частной фирмой Б значительно ограничило права лица А на использование своей территории.

Экспертиза показала, что инженерный объект может быть перенесен на участок земли, который находится во владении фирмы Б. В результате судья принял решение об отмене сервитута и обязал частную компанию изменить место проведения работ.

Пример №2

Собственник участка А, по которому проходит ЛЭП, обратился в судебную инстанцию с иском к владельцу коммуникаций Б с требованием заключить договор сервитута и проводить оплату за частичное пользование наделом.

Судья признал, что имеется ограничение на пользование землей и требование истца А об установлении платы является законным. Но в иске было отказано. Судья объяснил это тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, на базе которых можно было бы обязать ответчика заключить соглашение сервитута.

Владельцу участка А следует обратиться в суд с исковым требованием устранить препятствия в личном пользовании землей. Тогда собственник ЛЭП будет вынужден подписать договор. Наложение обременения на право пользования имуществом должно причинять владельцу земли минимальный дискомфорт.

Суды при рассмотрении дел об оспаривании или наложении сервитута стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников сделки.

Таким образом, сервитут на землю – это право на ограниченное пользование чужим наделом в личных целях и интересах. Может быть срочным, бессрочным, частным и публичным. Оформляется путем составления договора и дальнейшей его регистрации в Росреестре.

Наложение обременения на землю можно оспорить. Для этого нужно подготовить заявление и подать его на рассмотрение в судебную организацию. Вероятность того, что иск будет удовлетворен, достаточно высокий. Это подтверждает судебная практика.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38

Источник: https://prozakon.guru/nedvizhimost/zemelnye-uchastki/chto-takoe-servitut-prostym-yazykom.html

Понятие сервитута в земельном праве

Виды сервитута в земельном праве

Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст.

274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута.

При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.

Замечание 1

Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку. Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.

При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты. Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут. Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.

Особенности публичного сервитута

Среди прав собственника земельного участка, который обременен частным сервитутом – запросить соразмерную плату от лица, заинтересованного в сервитуте.

Замечание 2

Но стоит отметить, что соразмерность платы не определена ни в земельном, ни в гражданском законодательстве.

Также один из важных моментов, во время установления частного сервитута: плату может запросить только собственник земельного участка, хотя обременение сервитутом возможно как землевладельца, так и землепользователя. 

Существует ряд гарантий прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Они отражены в п.7 ст.23 ЗК РФ.

Среди них выделяется право при невозможности эксплуатации участка из-за установления публичного сервитута просить его изъятия за оплату, предусматривающую возмещение убытков органами государственной власти или местного самоуправления, которые установили сервитут или же предоставление равного по ценности земельного участка. Этот момент создает два вопроса.

Первое это то, что данный пункт говорит о том, землевладелец или землепользователь могут потребовать изъятие участка за выкуп.

Фактически эта процедура является одной из разновидностей изъятия земельного участка на государственные и муниципальные нужды, так как установление публичного сервитута возможно только для публично-государственных или муниципальных целей. Помимо этого ст. 49 ЗК РФ предполагает установление других оснований для изъятия участка федеральными законами.

Речь идет об ЗК РФ. Но в п.3 ст.55 ЗК РФ упоминается о выкупе земельного участка у собственника для осуществления государственных и муниципальных нужд. Другая процедура подразумевает прекращение прав владения и использования земельного участка.

Замечание 3

Это является достаточно логичным, если взять во внимание, что в качестве собственника земельного участка, который находится у гражданина или юридического лица на праве землевладения или землепользования выступает Российская Федерация, субъект РФ или орган местного самоуправления.

Второй вопрос заключается в трудностях, связанных с выполнением требования землепользователя или землевладельца о предоставлении одинакового по цене земельного участка, из-за того, что в п.1 и 2 ст.20 и п.1 ст.

21 ЗК РФ говорится о запрете на предоставление земельного участка на описанных ограниченных вещных правах. Поэтому данная норма подлежит ограничительному толкованию: согласно п.7 ст.

23 ЗК РФ исключительно собственник земельного участка может потребовать предоставление участка, для землепользователя и землевладельца же возможно только получения возмещения убытков.

Другой важной гарантией права собственника земельного участка является гарантия, отраженная в п.7 ст.23 ЗК РФ. Суть ее состоит в том, что если при установлении публичного сервитута начинаются существенные затруднения в эксплуатации земельного участка, то собственник может потребовать от органа, который установил сервитут выплату соразмерной платы.

Опиши задание

Замечание 4

Важно отметить, что в законе нет никаких замечаний касаемо существенных затруднений при частном сервитуте. Существенные затруднения имеют оценочный окрас и не имеют четкого определения относительно рассматриваемой картины в земельном и гражданском законодательстве.

П.1 ст. 451 ГК РФ указывает только на то, что существенные изменения обстоятельств, на которые опирались стороны во время заключения договора, в виде оснований для его изменения или расторжения, если иное не указано в договоре или не подразумевается в его содержании.

Также стоит отметить, что изменение обстоятельств имеет существенный характер, только при условии, что изменения имели настолько большое значение, что если бы стороны могли бы это предугадать, то вообще бы не заключали договор или же в него были бы внесены значительные изменения.

Но такая ситуация практически не применима к публичным сервитутам земельных участков из-за особенностей земельных отношений.

Особенности при установлении и прекращении действия публичного сервитута отражены в Законе «О приватизации». Так, решение об применение публичного сервитута можно принять одновременно с решением об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.

Если есть данное решение, то публичный сервитут выступает в качестве существенного условия сделки приватизации.

Другая сторона данного Закона говорит о прекращении публичного сервитута или изменениях его условий при отсутствии государственной или общественной заинтересованности в нем, а также при ситуациях, когда невозможно или затруднительно использовать имущество по его прямому назначению. Об этом говорится в п.7 ст. 31.

Исходя из этого, можно увидеть, что в отличие от положений п.7 ст.

23 ЗК РФ, которые предусматривают право гражданина и юридического лица запросить изъятие у них участка за выкуп в ситуациях, когда не представляется возможным его использование, этот Закон действует согласно в обратной стратегии: предусматривает право запросить прекращение действия непосредственно самого публичного сервитута. Так как установление публичного сервитута в большинстве случаев служит для обеспечения работы коммуникаций, то реализация данной нормы на практике вызывает определенные затруднения.

Основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно во время общественных слушаний.

Замечание 5

Для градостроительного и экологического законодательства свойственно использовать такие понятия, как «публичное слушание» и «общественное обсуждение».

Но важно отметить, что использование публичных земельных сервитутов и осуществление градостроительной деятельности являются иными направлениями общественных отношений.

Поэтому механически применять к ним единую правовую конструкцию не является оправданным и правомерным действием.

Исходя из вышесказанного, можно применить данную процедуру относительно публичных сервитут или создать новую процедуру осуществления данных общественных слушаний, установить юридическую значимость их итогов.

Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута

Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна. 

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания.

Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса.

Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца.

В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.

Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г.

Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению.

Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен.

Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления.

Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.

Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Замечание 6

Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов. Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте. После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/servituty-zemelnyh-uchastkov/

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды, порядок установления и прекращения, плата

Виды сервитута в земельном праве

Гражданским законодательством закреплено абсолютное право собственности за землевладельцем, т.е. он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.

В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком.

Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.

Сервитут на земельный участок: что это такое?

Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

  • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
  • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
  • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
  • другие случаи.

В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

  • по взаимному и добровольному соглашению землевладельцев;
  • по решению судебной инстанции либо согласно правовым нормам.

Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:

Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:

Виды обременений

По земельному законодательству предусмотрены такие виды сервитутов как публичный и частный.

  1. Частный. В отношения вступают граждане, а также юрлица, являющиеся владельцами смежных земельных участков. Обременение устанавливается на основании соглашения между землевладельцем и лицом, претендующим на сервитут. Если стороны не могут прийти к обоюдному соглашению об условиях ограниченного пользования, то спорную ситуацию призван разрешить судебный орган. В случае если отпали все основания установления обременения на участок, землевладелец вправе потребовать прекращения данного соглашения.
  2. Публичный. В правоотношения вступают землепользователь (собственник участка) и органы государственной власти. Установление обременения происходит в силу предписания норм закона и других актов местного уровня. В данном случае затрагиваются интересы государства, органов местного самоуправления.

Срок установления

Существует классификация сервитутов на земельный участок в зависимости от срока действия:

  • Срочный – с установлением конкретного периода действия.
  • Бессрочный – носит постоянный характер без определения срока установления.

Действие сроков может устанавливаться на все виды обременений. Как правило, сервитут носит бессрочный характер, однако право ограниченного пользования можно прекратить в следующих случаях:

  • когда стороны подписали новое соглашение об отмене сервитута;
  • когда отпали основания и цели, для которых было установлено ограниченное право, по требованию любой стороны;
  • когда участок, имеющий обременение, не может эксплуатироваться в соответствии с целями его предоставления, по требованию владельца такого участка.

Стоимость права

Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка.

 При этом стоимость данного права определяется соразмерно финансовой выгоде, которую бы мог получать землевладелец, как если бы земля не имела обременений. К примеру, собственник мог бы получать плату за арендуемый земельный участок при сдаче его части в найм, а не на использование его как сервитута.

Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.

Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.

  • Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
  • А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.

Оценка сервитута

Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.

Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный. При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права. При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.

Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:

  • Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
  • При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.

В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.

Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:

  1. Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.
  2. Размер упущенной выгоды, равный сумме возможной прибыли, имеющей место, как при отсутствии обременения.
  3. Величина возможных убытков, причиненных владельцу объекта недвижимости.

Примерный отчет об оценке стоимости земельного участка с сервитутом вы сможете найти во Всемирной паутине.

О том, какие споры чаще всего возникают в связи с наложением сервитута на земельный участок, расскажет известный юрист в следующем видео:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/ponyatie-vidy-i-stoimost.html

21. Земельный сервитут

Виды сервитута в земельном праве

Сервитут –это право ограниченного пользованиячужим земельным участком. Закономустановлены два вида сервитута – частныйи публичный. Сервитут может быть срочнымили постоянным. Осуществление сервитутадолжно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливаетсяв соответствии с гражданскимзаконодательством.

Собственник недвижимого имущества(земельного участка, другой недвижимости)вправе требовать от собственникасоседнего земельного участка, а внеобходимых случаях и от собственникадругого земельного участка предоставленияправа ограниченного пользования соседнимучастком.

Сервитут устанавливается дляобеспечения прохода и проезда черезсоседний земельный участок, прокладкии эксплуатации линий электропередачи,связи и трубопроводов, обеспеченияводоснабжения и мелиорации, другихнужд, которые не могут быть обеспеченыбез установления сервитута.

Сервитут может быть установлен такжев интересах и по требованию лица, которомуучасток предоставлен на праве пожизненногонаследуемого владения или правепостоянного (бессрочного) пользования.Обременение участка сервитутом нелишает собственника участка праввладения, пользования и распоряженияэтим участком.

Сервитут устанавливается по соглашениюмежду лицом, требующим установлениясервитута, и собственником соседнегоучастка. При недостижении соглашенияоб установлении или условиях сервитутаспор разрешается судом по иску лица,требующего установления сервитута.Собственник участка вправе, если иноене предусмотрено законом, требовать отлиц, в интересах которых установленсервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участкасервитут может быть прекращен ввидуотпадения оснований, по которым он былустановлен. Когда участок в результатеобременения сервитутом не можетиспользоваться по целевому назначению,собственник вправе требовать по судупрекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливаетсязаконами или нормативными правовымиактами РФ, субъекта РФ, органов местногосамоуправления в случаях, если этонеобходимо для обеспечения интересовгосударства, местного самоуправленияили местного населения, без изъятияземельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаютсядля прохода или проезда через земельныйучасток; в целях ремонта; размещениямежевых и геодезических знаков иподъездов к ним; проведения дренажныхработ; забора воды и водопоя; прогонаскота; сенокоса или пастьбы скота; вцелях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущихрастений; временного пользованияземельным участком в целях проведенияизыскательских, исследовательских идругих работ; свободного доступа кприбрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит кневозможности использования участка,его собственник (землепользователь,землевладелец) вправе требовать изъятия,в том числе путем выкупа, участка свозмещением убытков или предоставленияравноценного земельного участка свозмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит ксущественным затруднениям в использованииучастка, его собственник вправе требоватьсоразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственнойрегистрации в порядке, установленномдля регистрации прав на недвижимость

22.

В федеральной собственности,собственности субъектов РФ, муниципальнойсобственности находятсяземельные участки: которые признанытаковыми федеральными законами; правособственности на которые возникло приразграничении государственнойсобственности на землю; которыеприобретены по основаниям, предусмотреннымгражданским законодательством. Вгосударственной, муниципальнойсобственности могут также находитьсяне предоставленные в частную собственностьземельные участки до разграничениягосударственной собственности на землю.

Право постоянного(бессрочного) пользования участком,находящимся в государственной илимуниципальной собственности,предоставляется на основании решенияуполномоченного государственного илимуниципального органа.

Со дня введенияв действие ЗК РФ земельные участки впостоянное (бессрочное) пользованиепредоставляются только государственными муниципальным предприятиям, учреждениям,а также органам государственной властии органам местного самоуправления.

Правом пожизненногонаследуемого владения могутобладать только граждане. Право наземельный участок, находящийся вгосударственной или муниципальнойсобственности, приобретенный гражданиномдо введения в действие ЗК РФ, сохраняется.Предоставление земельных участковгражданам на таком праве после введенияв действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездноесрочное пользование могутпредоставляться земельные участки:

  1. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

  2. из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

  3. из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

  4. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливаетсяпо соглашению между лицом, требующимустановления сервитута, и собственникомсоседнего участка.

Публичный сервитут устанавливаетсязаконами или нормативными правовымиактами РФ, субъекта РФ, органов местногосамоуправления в случаях, если этонеобходимо для обеспечения интересовгосударства, местного самоуправленияили местного населения.

Земельные участки могутбыть предоставлены их собственникамив аренду подоговору аренды.

Основания прекращенияправа постоянного (бессрочного)пользования земельным участком, правапожизненного наследуемого владения: отказземлепользователя от принадлежащегоим права на земельный участок либо всилу принудительного изъятия.

Основания прекращенияаренды земельного участка. Арендаземельного участка прекращается пооснованиям и в порядке, предусмотренныхгражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативеарендодателя не допускается: в периодполевых сельскохозяйственных работ; виных установленных федеральными законамислучаях.

Основания прекращенияправа безвозмездного срочного пользованияземельным участком. Указанноеправо прекращается по решению лица,предоставившего земельный участок, илипо соглашению сторон: по истечениисрока, на который участок был предоставлен;при отказе землепользователя отпринадлежащего ему права либо в силупринудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

  1. при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

  2. использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

  3. неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

  • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

  • нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

  • систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

  • систематическая неуплата земельного налога;

  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

  • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

  • реквизиции земельного участка;

  • в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращениясервитута. Частныйсервитут прекращается по основаниям,предусмотренным гражданскимзаконодательством. Публичный сервитутпрекращается в случае отсутствияобщественных нужд, для которых он былустановлен.

Основаниями прекращения прав на землютакже являются:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

  2. конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

  3. реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Источник: https://studfile.net/preview/5185401/page:14/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.