Виды публичных сервитутов

Содержание

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Виды публичных сервитутов

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.

Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.

Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.

А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.

Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.

Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.

А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.

Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.

Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.

Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.

Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.

Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.

Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.

Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.

Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Источник: https://FB.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya

Публичный сервитут

Виды публичных сервитутов

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по вопросам связанным с установлением публичных сервитутов.

Готовы представлять интересы как собственников участков, обременяемых публичным сервитутом, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей). Также в сферу нашей компетенции входят и вопросы частных сервитутов.

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления публичного сервитута.
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется публичным сервитутом. В том числе оспаривание размера платы за сервитут, схемы его прохождения и порядка строительства объектов;
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением публичных сервитутов.

Публичный сервитут означает предоставление неопределённому кругу лиц прав ограниченного пользования земельные участком. Такой сервитут имеет весьма мало сходства с частным сервитутом, предоставляемым в пользу владельца одного конкретного объекта недвижимости.

Публичным сервитутом обременяются только земельные участки (но не здания и сооружения).

Выделяется также публичный сервитут для строительства инженерных сетей и иных аналогичных инфраструктурных объектов. Данный вид сервитута фактически занимает промежуточное положение между частным и публичным.

Публичный сервитут в пользу неопределённого круга лиц

«Классический» публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, и объектов, необходимых для нужд геодезии;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

Таким образом, данные виды публичного сервитута подразумевают, преимущественно, использование участка для тех или иных нужд местного населения. Наиболее характерны они для крупных по площади участков сельхозназначения, для рекреационной деятельности и т.д.

Данный вид сервитута устанавливается органами местного самоуправления (в отдельных случаях – органами власти федерального или регионального уровня). При этом обращение конкретного лица для принятия соседствующего решения местной администрацией, формально, как правило не требуется.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается независимо от согласия владельца участка. Напротив, при несогласии с фактом установления сервитута или его конкретными условиями он должен обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

По общему правилу публичный сервитут является бесплатным. Однако если установление публичного сервитута приводит к «существенным затруднениям» в использовании земельного участка, его владелец вправе требовать плату из местного бюджета.

При этом публичный сервитут должен устанавливаться наименее обременительным для владельца участка способом. Однако в отсутствии сложившихся методик определение такого способа, с высокой вероятностью, станет предметом судебного спора.

В любом случае установление сервитута не должно лишать владельца участка возможности использовать его в соответствии с установленным разрешённым использованием.

В противном случае должен ставиться вопрос об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд, а не о публичном сервитуте.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры

В специальном порядке публичный сервитут может устанавливаться для следующих целей:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, и канализационных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  3. устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам (в отдельных случаях);
  4. размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  5. проведение инженерных изысканий в целях строительства линейных объектов (в отдельных случаях).

То есть данный вид публичного сервитута предоставляется для строительства конкретного инфраструктурного объекта (связанных с таким строительством работ) И фактически – в пользу конкретной организации, которая будет осуществлять строительство и эксплуатацию объекта. Использование для таких задач именно механизма публичного сервитута обусловлено, по-видимому, особой социальной значимостью соответствующих инфраструктурных объектов.

Данный вид публичного сервитута включён в законодательство сравнительно недавно. и фактически вялятся альтернативой изъятию участков для государственных и муниципальных нужд под инфраструктурные объекты.

При этом установление такого сервитута влечёт существенное ограничение прав собственников и арендаторов участка вплоть до временной невозможности использовать весть участок или его часть по назначению.

В связи с чем правообладателям участков, в отношении которых планируется установление такого сервитута, необходимо своевременно принимать меры по защите своих прав – оспариванию самого факта установления публичного сервитута или его конкретных условий, либо обоснованию максимального размера платы за него.

В части строительства инженерных сетей данный вид публичного сервитута может устанавливаться в интересах как организаций коммунального комплекса, так и некоммерческих объединений граждан (ТСН, СНТ, и т.д.).

При этом фактический интерес в установлении такого сервитута часто имеется в первую очередь не у сетевой организации, а у абонента, для подключения которого строятся соответствующие сети.

Соответственно, именно ему может потребоваться взять на себя работу установлению такого публичного сервитута.

Данный вид публичного сервитута устанавливается местной администрацией, (либо федеральными или региональными уполномоченными органами в отношении объектов федерального или регионального значения соответственно).

Он устанавливается по ходатайству заинтересованного лица – сетевой организации или иного субъекта, эксплуатирующего объекты инфраструктуры, для которых требуется установление публичного сервитута.

Такое ходатайство должно содержать, среди прочего, обоснование невозможности достижения соответствующих целей без установления публичного сервитута (если строительство данных сетей не предусмотрено документами территориального планирования).

Ограничено установление данного вида публичного сервитута в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. На такие участки данный сервитут может накладываться только для:

  • подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся обременяемые земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Процедура рассмотрения ходатайства о публичном сервитуте предусматривает, в том чисел публикацию уведомления о предстоящем установлении сервитута, рассылку соседствующих уведомлений правообладателям обременяемых участков. На этом этапе правообладатели обременяемых сервитутом участков, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, могут заявить о необходимости учёта их интересов при установлении сервитута.

При этом решение об установлении публичного сервитута для размещения объектов инфраструктуры принимается независимо от согласия владельцев обременяемых участков. Они вправе лишь обжаловать данное решение в судебном порядке. Причём установлен крайне маленький срок обжалования – 30 дней с момента уведомления правообладателей об установленном публичном сервитуте.

Лицо, в пользу которого устанавливается публичный сервитут (будущий собственник объекта инфраструктуры и т.д.), заключить с правообладателями с обременяемых участков соглашение о сервитуте. Для этого такое лицо направляет правообладателям проект соглашения.

Но при этом установлен крайнее жёсткий порядок реализации публичного сервитута при несогласии правообладателей обременяемых участков с его условиями.

Так владельцы участков вправе как обжаловать в суде решение об установлении публичного сервитута, так и заявлять возражения по отдельным пунктам проекта соглашения, включая размер платы.

Но при наличии разногласий, в том числе -судебного спора, лицо, в пользу которого установлен публичный сервитут, вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к выполнению работ, предусмотренных сервитутом, невзирая на несогласие владельца участка.

Такой порядок, с одной стороны, позволяет избежать задержек в строительстве важных инфраструктурных объектов. С другой – создаёт весьма серьёзные риски для собственников, существенно ограничивая эффективность судебной защиты прав.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, по общему правилу является платным. Причём плата вносится владельцам обременяемых участков лицом, в пользу которого установлен сервитут.

Размер такой платы определяется оценщиком, привлекаемым лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. При несогласии владельца участка с данной оценкой вопрос разрешается в судебном порядке (в т.ч.

с назначением оценочной экспертизы).

При установлении публичного сервитута для строительства инженерных сетей и аналогичных объектов соответствующим решением местной администрации определяется, в том числе, период строительных работ, их объём. Может устанавливаться отдельный размер и порядок внесения платы в период строительства.

При этом на период строительства допускается ситуация, когда участок временно не может использоваться по назначению. В таком случае период строительства не может составлять более:

  • три месяца для участков под жилыми домами (в т.ч. объектами индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства), садовых участков и аналогичных.
  • одного года в отношении иных участков.

То есть фактически речь идёт о временном, до года, изъятии участка у собственника или арендатора.

После завершения строительных работ объём ограничений, накладываемых размещёнными объектами, должен быть таким, чтобы сохранялась возможность использования участка по назначению. То есть речь идёт о возможность использования в первую очередь подземных и надземных инженерных сетей и иных сооружений.

В случае невозможности использования участка по назначению более установленного срока собственник участка вправе требовать его выкупа, арендатор – расторжения договора аренды и возмещения убытков.

Таким образом, публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, с одной стороны, должен являться достаточно эффективной мерой, направленной на своевременное строительство социально значимых объектов.

С другой – такая эффективность достигается ценой серьёзных ограничений прав собственников и арендаторов затрагиваемых строительством участков.

И возмещение связанных с этим издержек, напрямую зависит от активной позиции таких лиц.

Соответственно, им требуется профессиональное юридическое сопровождение с момента начала процедуры установления публичного сервитута.

В том числе –своевременное оспаривание либо самого факта его установления, либо конкретного размера платы, порядка проведения строительных работ.

В том числе для установления максимально высокой платы необходимо привлечение при рассмотрении спора квалифицированных независимых оценщиков.

Правовой центр ДВА М имеет как штат квалифицирован юристов в области споров о частных и публичных сервитутов, иных вопросов земельного права, так и наработанные деловые связи с оценщиками, кадастровыми инженерами, экспертами в области землеустройства и строительства.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut/publichnyj-servitut

Специфика установления публичного сервитута

Виды публичных сервитутов

Публичный сервитут представляет собой тип обременения земельного надела. Основным нюансом является то, что решение о процедуре принимают на государственном уровне. Однако отчуждать землю в выгоду государства запрещено.

Терминология и аспекты публичной формы

Сервитут публичный — это передача иному лицу на добровольной основе ряд прав на землю, находящейся в распоряжении другого лица.

Публичный тип является разновидностью сервитута, налагаемого на ЗУ. Специфика такого вида ограничения заключается в принятии соответствующего решения органами власти на государственном уровне.

Соответственно, публичный вид обременения обладает комплексом свойств:

  1. Право субъективного характера.
  2. Метод ограничения.
  3. Оформление в двух видах – временное и без срока.

Помимо этого, такая форма обременения носит дополнительные показатели и регулируется рядом статей Гражданского и Земельного кодексов.

Отличия сервитута в публичной и частной форме

На основании Земельного кодекса России, в частности, статьи №23, ограничения подразделяются на два вида:

К частному сервитуту относится право собственника одного земельного участка требовать от владельца соседнего предоставить права обременительного характера в использовании другого надела. Сервитут в форме публичного проводится в рамках интереса общественности и власти на государственном уровне.

Принципиальные отличия сервитутов представлены в таблице №1:

Публичный типЧастный тип
●        необходимость обустройства проезда, дороги или прохода сквозь конкретный ЗУ; ●        пользование надела; ●        строительство пастбища; ●        в качестве района для кошения силоса; ●        обустройство охотничьих или рыболовных угодий; ●        исследовательская деятельность;

●        прочее

●        возведение проезда либо прохода; ●        возведение элементов электроснабжения; ●        обустройство водопровода;

●        и другие сферы

В частных случаях публичный тип обременения может восприниматься как общественный. Логично предположить, что такое мнение основано на том, что слушанья проводятся публично. Тем не менее эти ассоциации, с юридической точки зрения, некорректны. Установление такого типа обременения проводится в отношении ограниченного количества собственников.

Как правило, этот порядок применяется в садовых товариществах либо кооперативе. При этом является подвидом частного обременения, существенно отличающегося от публичной формы в области правового регулирования Законодательства Российской Федерации.

Общественный сервитут может возникать при заключении соглашения сторонами через регистрацию в Росреестре. При этом допускается требование денежного вознаграждения.

Сервитут публичного характера формируется на основании правового акта и идет в пользу городского населения либо другого пункта.

К таким относятся виды отчуждения правообладания совместно с участием квалифицированных специалистов и экспертов.

Во время слушаний допускается присутствие владельца и выступление в защиту личных интересов, касающихся имущества, в т. ч. другим лицам, заинтересованным в конкретном деле.

Перечень объектов, относящихся к публичным обременениям в пределах городов

Определенные типы пользования территорий с проживающим гражданским населением или занимаемой организациями для нужд общественности могут не облагаться ограничением. Перечень следующий:

  • инженерные объекты;
  • электроснабжение;
  • столбы для электропередачи;
  • подвод газа к наделам земли;
  • водопровод, проведенный к жилым сооружениям;
  • коммуникации канализации.

Такие элементы являются ограничениями для пользования земли. К примеру, под линиями электроснабжения не разрешено капстроительство, заниматься без специального разрешения выращиванием или вырубкой деревьев. Подземные коммуникации не позволяют проводить работы по несанкционированному углублению.

Таким образом, позволяется использовать собственный участок в полном объеме, но учитывать ряд запрещенных мер к конкретным типам работ. Но такие ограничения не считаются обременениями в публичной форме.

Основания для возникновения

Чтобы узаконить публичное ограничение в качестве использования гражданским населением, следует иметь основания:

  1. Соглашение, подписанное всеми сторонами – владельцем участка и иным лицом либо группой.
  2. Судебное решение, выписанное в ситуации когда обременение публичной формы неизбежно, а его установление очевидно, но хозяин ЗУ не уступает право на собственность.
  3. Наличие завещательного документа.

Когда будет оформляться договор, допускается, что одной из сторон выступает:

  • один гражданин либо группа лиц;
  • физическое лицо или организация;
  • государство либо местный административный орган.

Невзирая ни на что, соглашение должно оформляться в рамках действующего закона, оно должно составляться на бумаге и визироваться сторонами. Затем договор регистрируется, проводится межевание участка, чтобы в последующем не путаться с границами. Дополнительно проводится оценка имущества, включенная в обременение публичного вида.

Алгоритм установления публичного сервитута на участок земли

Последовательность установления публичной формы сервитута заключается в прохождении утвержденных законом этапов. В первую очередь подается заявление, составленное согласно требованиям. Затем инициируется процедура физ. лицом, а также организацией, муниципалитетом либо государством.

ГК России определяет сервитут как объект права с ограничением, наложенным на землю в срочном виде или без срока. При этом наложение такого вида обременения на участок не должно идти вразрез с интересами собственника.

Хозяин ЗУ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявкой об отчуждении с причитающейся компенсацией.

Однако тогда, когда реализация ограничения влечет правонарушение, органы возмещают потери за дискомфорт либо выделяют аналогичный по ценности и объему иной земельный участок.

Осуществляться ограничение будет через написание заявления. В тексте следует указать:

  1. Название участка (объекта).
  2. Фактическое расположение.
  3. Цель, на основании которой будет устанавливаться сервитут.
  4. Информация о сторонах процедуры.

Перед обращением в администрацию заявитель обязан предоставить собственнику предложение о предстоящем соглашении. При его составлении документ прикладывается к заявлению. При отсутствии административный орган оповещается в письменном формате.

Если инициатором выступает орган государственного самоуправления, то обращение происходит также в административное подразделение. В ситуации, когда заявитель иной субъект, прошение подается в местный орган по землеустройству. Обусловлено это тем, что обременение – это ограничение надела земли и прав владельца, поэтому составляется нормативно-правовой акт.

Далее порядок установления публичного сервитута проходит следующие этапы.

Публикация решения

После подачи заявления на рассмотрение отводится определенный период, зависящий от субъекта и региона проведения процедуры. Каждый район составляет собственные акты, подверженные требованиями и правилами прохождения процедуры. Исключением являются пункты с федеральным назначением.

На основании этого заявление рассматривается в рамках заседания, результатом которого является решение. Примечательно, что законодатель не установил регламент таких собраний. Ввиду этого они приравнены к гражданской форме заседаний.

Проведенное слушание протоколируется с указанием повестки дня, вынесенным решением и количеством участников. При этом в земельном праве не прописано обязательное собрание.

Однако на таких заседаниях согласование проводится легче и страхует от возникновения конфликтных ситуаций.

Установление формы публичного обременения подкрепляется договором или нормативным актом с указанием сведений об имуществе:

  • номер из кадастрового паспорта;
  • адрес расположения;
  • площадь и т. п.

В действие обременение вступает после государственной регистрации, которая обуславливает сбор такой документации, как:

  1. Заявка на госрегистрацию ограничения.
  2. Чек об оплате пошлины.
  3. Нормативный акт либо соглашение.
  4. Документы от заявителя, удостоверяющие личность.
  5. План участка.

Процедура межевания

В силу того, что обременение публичного вида является типом ограничения, оно прописывается в кадастровом плане. Для отражения полученной информации проводится процедура межевания территории. Иными словами, фиксируется территория, находящаяся под сервитутом.

Если земля уже получила регистрацию и числится на учете, то выжидают получение нормативного акта от органов о наложении обременения. Лишь затем проводится процедура межевания. При отсутствии регистрации надела проводятся двойные мероприятия – межевание при регистрации ЗУ, а затем та же процедура, но уже в рамках установленного ограничения.

Провести эти работы одновременно теоретически возможно, т. к. проект не будет носить статус основного или правообразующего. Обусловлено это тем, что он создается на основании требований либо устанавливается уже на имеющийся участок.

Однако здесь в плане межевания земли должны отражаться публично-правовые формы сервитута, т. е. документация. С другой стороны, градостроительное право не накладывает запрет на одновременную процедуру.

Но юристы рекомендуют не усложнять процесс, а провести работы поэтапно.

Заключение договора

Процесс по фиксированию публичного обременения на надел завершается заключением договорных отношений в письменном формате. Так, договор составляется согласно действующим нормам и в обязательном формате отражает такие пункты, как:

  1. Предмет наложения обременения. Иными словами, какая собственность подлежит сервитуту публичного типа.
  2. Список лиц, выступающих по обе стороны соглашения, т. е. заявитель сервитута и тот, в правах собственности которого находится недвижимость.
  3. Точные и подробные характеристики земельного надела – границы участка, план расположения, адрес нахождения, общая площадь, расположенные объекты, в т. ч. растительные насаждения. А также цена объекта и сведения из кадастрового паспорта.
  4. Предназначение земли целевого характера, а также условия использования участка с указанием вида ограничения и времени.
  5. Указание на период установления обременения – срочное (до какого времени) или бессрочное.
  6. При наличии условий по преждевременному расторжению договора они обязательно прописываются в документе.

После того как документ составлен и подписан сторонами, договор визируется у нотариуса и проходит обязательную государственную регистрацию в Росреестре. Эти этапы регламентированы действующим Законодательством России. В иной ситуации последствия для сторон будут означать незаконность проведения сделки.

Особое значение отдается кадастрового плану земельного участка, т. к. при его утрате или порчи, следует восстановить в кратчайшие сроки.

Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная.

Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде.

Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Вескими аргументами для формирования дополнительного приложения к договору выступают:

  1. Изменение деятельности в отношении землепользования и природопользования.
  2. Права собственника ограничились или расширились.
  3. Внесены изменения в законодательную базу, если одной из сторон выступает государственный орган.
  4. Обе стороны пришли к мнению о пересмотре договора и внесения коррекции.
  5. Наличие решения судебных органов исполнительной власти.

Как регулируются публичные обременения

Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.

Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.

Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).

В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/publichnyi-servitut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.