Изъятие земли

Содержание

Изъятие земельного участка: что это такое, каков порядок изъятия и компенсация за него

Изъятие земли

Изъятие земельных участков стало не редкость в наше время. Если Вам пришло уведомление о том, что Ваш земельный участок собирается изъять государство, то знайте, это не всегда происходит на законных основаниях. И такое решение муниципалитета можно оспорить.

Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и не быть обманутыми, обратитесь за подсказкой к адвокату по земельным вопросам, этот человек знает, как поступить, если муниципалитет хочет изъять Вашу землю.

Изъятие земельного участка

Земельный надел в качестве объекта гражданских правоотношений может принадлежать любому субъекту: физическому либо юридическому лицу. Владея им, каждый собственник имеет право самостоятельно решать судьбу участка. Прекращение права собственности происходит по следующим причинам:

  • отчуждение надела;
  • изъятие, когда происходит выкуп в интересах страны;
  • принудительное изъятие.

Казалось бы, гарантированное право на землю может быть ограничено, если изъять земельный участок требуется для государственных или муниципальных интересов. Можно ли изъять любой объект и как подобный процесс происходит, разберём далее.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 Москва,

Московская область

+7 Санкт-Петербург,

Ленинградская область

+7 Регионы
(звонок бесплатный для всех регионов России)

Закон об изъятии земельных участков 2019

Могут ли забрать находящийся в собственности надел – урегулировано Земельным кодексом РФ. В 2020 году в этот норматив была добавлена целая глава, регламентирующая такой аспект. Условия проведения подобной процедуры прописаны в ст. 56.3 кодекса.

Основания для изъятия земли

Изымать землю согласно нормативам возможно при исключительной необходимости. Основаниями, когда владелец может лишиться такого имущества, служат:

  • реализация РФ международных соглашений;
  • строительство, реконструкция объектов государственного либо муниципального значения, при условии, что иных вариантов застройки не предусмотрено;
  • иные условия, прописанные в нормативах.

К объектам федерального либо муниципального значения относят объекты энергетики, оборонные, транспортные, линейные объекты, трассы и др. В последнюю категорию входят основания, оговорённые в отдельных нормативах. К примеру, в ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году», в ФЗ «О недрах», в Жилищном кодексе.

Порядок изъятия земельных участков

В ГК прописано, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд (либо федеральных) происходит строго по правилам, указанным в ЗК. При этом есть оговорка, что если владелец надела не соглашается заключать добровольное соглашение, изъятие земельного участка происходит в принудительном порядке.

Заключая вышеупомянутое соглашение, собственнику выплачивают денежное возмещение. Сама процедура проходит в несколько этапов:

  • предупреждение землевладельца;
  • принятие мер по изъятию надела;
  • заключение соглашения;
  • переход прав и их регистрация.

Соглашение об изъятии земельного участка: образец

Для наглядного примера ознакомьтесь, что собой представляет соглашение об изъятии земельного участка, образец которого представлен ниже.

Законодательная база вопроса

Кроме того, такое мероприятие проводится только на основании вступившего в силу судебного постановления и без выплаты денежного возмещения, в соответствии со статьей 50 Земельного кодекса РФ и статьей 243 Гражданского кодекса РФ.

На деле под конфискацией земельной территории может подразумеваться ее отчуждение для конкретного целевого использования. В определенных ситуациях фактический собственник земли может претендовать на денежное возмещение.

Виды изъятия земельного участка у собственника

Отобрать земли сельхозназначения могут в различных ситуациях. Рассмотрим их подробнее.

Особенности изъятия наделов для государственных или муниципальных потребностей

При изъятии земельного участка для муниципальных, а также земельного участка для государственных интересов подаётся соответствующее ходатайство. В подобной бумаге указывается, для государственных нужд какого характера потребовался надел. Вручить ходатайство, в котором прописана госнужда, можно лично, по почте либо направив документ в электронном виде.

Постановление насчёт изымаемого участка выносится в течение 2-х месяцев. Оно содержит в себе следующие сведения:

  • в чём заключалась нужда подобной процедуры;
  • указание хозяина объекта;
  • размер надела и его кадастровый номер.

На протяжении недельного срока в уполномоченные органы должно быть направлено соответствующее уведомление о том, что такое лицо больше не владеет наделом.

Подобный вид изъятия также предполагает, что должна произойти процедура возмещения денежных средств за отобранный объект. Компенсация предусматривается исключительно для официальных владельцев.

Изъятие ЗУ ввиду его ненадлежащего использования

Изъятие земельных участков может проходить и не по причине большой потребности в этом объекте, а в том случае, когда земля используется не по назначению.

Как известно, есть определённое количество видов земель (сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов, лесного, водного фонда и т.д.). Эксплуатировать их нужно строго по назначению.

Использование не по назначению либо вовсе не использование надела может привести к его изъятию.

Конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение)

При совершении правонарушений, к примеру в результате осуществления эксплуатации участка по форме недропользования, когда установленным пользованием подобных прав не предусмотрено, объект могут вовсе конфисковать. При этом компенсация выплачиваться не будет!

Реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах)

Реквизиция – принудительное изъятие земельного участка в пользу государства. Она допускается только в случаях чрезвычайных ситуаций: аварий, эпидемий и др., когда земля может потребоваться, к примеру, для строительства дороги. Подобный принудительный порядок предусматривает возмещение владельцу компенсации.

Использование объекта ненадлежащим образом

Территория Российской Федерация разделена на участки с определённой категорией и видом разрешённого использования.

Например, земли под ИЖС возможно застроить жилыми постройками после согласования проекта в местной администрации, а на участках сельскохозяйственного назначения допускается выращивать культурные растения, заниматься животноводством и возводить хозяйственные строения.

Если земля на протяжении 3 лет с момента приобретения не использовалась по своему прямому назначению, указанному в официальных документах, она может быть конфискована в принудительном порядке без выплаты возмещения.

Нецелевое использование территории способно стать причиной снижения качества и плодородности почвы, а также ухудшения экологии в целом (например, в связи с применением владельцем опасных химикатов).

Государственные органы, которые могут изъять землю

Изъятие земель – процедура, которую можно проводить не любому желающему органу. Так его вправе совершать:

  • федеральные органы исполнительной власти (когда происходит изъятие для нужд всей страны);
  • исполнительные органы субъекта федерации (для региональных целей);
  • органы м/с (для строительства объектов местного значения).

Порядок конфискации объекта недвижимости

Процесс изъятия участка зависит от основания инициирования данной процедуры. В большинстве случаев государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за земельными наделами, проводят соответствующие проверки и выявляют факт совершения правонарушения.

Если проблема связана с не целевым использованием земель, владельцу выдаётся предписание об устранении этого нарушения и оплате штрафа.

Повторная проверка осуществляется по истечении конкретного периода, установленного законом. Если гражданин не устранил проблему, госорган обращается в суд. После получения соответствующего судебного заключения участок конфискуется и выставляется на торги.

При изъятии земель для муниципальных, региональных или государственных нужд с владельцем заключается соответствующее письменное соглашение. При отказе лица от подписания данного документа конфискация может осуществляться через суд.

Процедура изъятия земельного участка для муниципальных и госнужд

Выкуп для государственных потребностей наделов происходит с компенсацией его стоимости. Независимо от того, государственный или муниципальный преследуется интерес, проводить оценку вправе исключительно уполномоченная инстанция. При расчёте выплачиваемой суммы учитываются:

  • рыночная стоимость надела;
  • цена объектов, которые находятся на участке;
  • упущенная выгода.

Добровольная процедура предполагает заключения соглашения между сторонами. Чтобы найти правообладателей уполномоченные органы производят следующие действия:

  • размещаю объявления на районных стендах;
  • публикуют подобную информацию на своём сайте;
  • делают запросы в Росреестр.

После того как хозяева найдены, подготавливается вся необходимая документация для оформления перехода права собственности, а владельцем выплачивается компенсация.

Законодательство

Процесс, согласно которому производится изъятие ЗУ, утверждается на законодательном уровне. В данном направлении действуют федеральные законы, такие как Земельный и Гражданский кодексы. Некоторые положения регламентируются уголовным законом.

С конфискацией земельного участка (ЗУ) прекращается право собственности относительно надела. Допускается принудительное конфискование земель, что подразумевает их передачу в собственность государства, соответственно, правомочия собственника частного лица в этот момент прекращаются.

Изъятие земельных участков в 2020 году: судебная практика

Нередко чиновники нарушают те или иные правила процедуры, в результате чего многие собственники вынуждены обращаться за защитой своих прав в суд. Как свидетельствует практика, наиболее часто возникают следующие нарушения:

  • не соблюдается процедура принятия решения;
  • нарушается порядок извещения хозяев о предстоящем изъятии;
  • не проводится полноценная оценка участка.

Если доказать в судебном порядке свою правоту, лицо вправе требовать:

  • восстановления положения вещей, существовавшего до принятия оспариваемого решения;
  • отмену акта;
  • возмещения вреда.

Неисполнение долгового обязательства

При оформлении того или иного кредита участок может выступать предметом залога. В случае неоплаты задолженности по займу финансовая организация вправе обратиться в суд и конфисковать объект недвижимости в принудительном порядке. После тщательного рассмотрения дела судьёй выносится соответствующее постановление.

Исполнительное производство инициируется сотрудниками ФССП – судебными приставами. Они вправе описать и арестовать имущество должника, выставить его на торги с целью реализации и возвращения суммы задолженности истцу.

В такой ситуации конфискация земли осуществляется на основании судебного решения и соответствующего постановления, вынесенного ФССП.

Практически у каждого может наступать случай, когда его собственность может потребоваться под строительство объекта, что будет иметь муниципальную или федеральную значимость. Это может быть новая дорога, магистральный газопровод и многое другое. В таком случае со своими владениями придётся расстаться, получив взамен денежную компенсацию.

Обращают внимание и на назначение надела, а также соответствует ли ему осуществление на нём той или иной деятельности.

Чтобы не потерять собственность при отсутствии на то законных оснований, ознакомьтесь с размещённым ниже видеоматериалом.

Источник: https://uk-mishino.ru/nezhilaya-sobstvennost/izyatie-dlya-municipalnyh-nuzhd.html

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2020 году

Изъятие земли
Время чтения: 12 минут

Земельное законодательство предусматривает ряд законных оснований, по которым у собственника могут изъять земельный участок.

Среди них наиболее спорным представляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Во-первых, немало сомнений вызывает целесообразность такого изъятия.

Во-вторых, законодатель пока так и не определил, что же следует понимать под государственными/муниципальными интересами. Все это негативно отражается на правах собственников.       

Учитывая щепетильность и остроту вопроса, логично предположить, что законодатель разработал закрытый перечь оснований для инициации процедуры изъятия земли. В соответствии со ст. 279 ГК, определение таких оснований – прерогатива земельного законодательства.

Согласно ст. 49 ЗК, основания изъятия земельного участка носят исключительный характер, например, если они обусловлены необходимостью исполнения международных обязательств России.

Еще одним основанием может быть возведение масштабных объектов инфраструктуры на государственном, региональном или муниципальном уровне, если такие объекты относятся к:

  • системе федерального или регионального энергоснабжения;
  • оборонному комплексу, в том числе к системе защиты государственных границ России;
  • транспортным и коммуникационным объектам федерального и регионального значения, железнодорожной инфраструктуре;
  • атомно-энергетическому комплексу, например, изъятие земельного участка для строительства гидротехнического сооружения;
  • объектам инфраструктуры естественных монополий;
  • космическим программам России;
  • газо- и нефтепроводам, электросетям, системам передачи тепловой энергии, водопроводам и прочим инженерным коммуникациям;
  • путям автомобильного сообщения.

Кроме того, дополнительные основания предусмотрены федеральным законодательством, например, изъятие земельных участков для недропользователей. В кодексе нет прямого упоминания об этом, однако пробел восполнен отдельным законом – ст. 25.2 ФЗ «О недрах».

Закон позволяет изымать землю в случаях, когда того требует необходимость проведения работ, связанных с использованием недр. Примечательно, что в этих целях могут изыматься земли лесного фонда.

К дополнительным основаниям относится истребование участка в целях:

  • учреждения природоохранных зон;
  • сноса многоэтажек или их реконструкции в случае признания аварийности объекта.

С чего начинается изъятие земельных участков

Как мы знаем, порядок предоставления и изъятия земель в РФ определяется в первую очередь земельным законодательством. В частности, вопросам истребования наделов посвящена глава VII.1 ЗК.

Согласно ст. 56.2 ЗК, полномочиями по принятию соответствующих решений наделены федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти – в зависимости от уровня интересов, которые преследует истребование земли. К этим органам относятся Минэнерго, Минтранс, Минсвязь, Фонд Госимущества, местные градостроительные или жилищные департаменты.

Независимо от уровня компетенции, к изъятиям применяются единые условия. Согласно ст. 56.3 ЗК, если речь идет об истребовании участка для строительства на нем крупного инфраструктурного объекта, то оно допустимо, лишь если возведение такого сооружения утверждено органами территориального планирования.

Впрочем, в любом другом случае изъятие земли также следует обосновать документально:
  1. Международным договором, по которому у России возникает соответствующее обязательство.
  2. Лицензией для использования недр (для недропользователей).
  3. Решением компетентного органа о создании природоохранной зоны или о признании жилого строения аварийным и подлежащим сносу.

Вопрос истребования надела осуществляет компетентный орган по самостоятельному решению или по просьбе заинтересованной стороны. Ходатайствовать об изъятии земельных участков могут далеко не все. Ст. 56.4 ЗК наделяет таким правом лишь организации, чья деятельность связана с:

  • естественными монополиями;
  • использованием недр;
  • комплексным развитием территорий;
  • строительством масштабных объектов инфраструктуры, газонефтепроводов и так далее.

Кроме того, правом ходатайствовать об изъятии наделены госорганы, если финансирование работ предполагает использование государственных средств.

Подавать ходатайство можно лично, по почте или через интернет. Пункт 9 ст. 56.4 ЗК обязывает чиновников в течение 5 дней направить заявителю мотивированный отказ в истребовании земли, если:

  • поданные документы не соответствуют требованиям;
  • госорган, получивший заявку, не вправе принимать решения об изъятии земли;
  • заявитель не имеет права подавать ходатайство.

На рассмотрение заявки предоставляется 30 дней с момента подачи. По истечении этого срока компетентный орган должен либо отказать в истребовании участка, либо начать процедуру изъятия с поиска собственника земли.

Правовое регулирование вопросов истребования земли

Основным нормативным документом, который определяет процедуру изъятия земельного участка, является ЗК. Однако весь процесс истребования земельных наделов регулирует более широкий перечень правовых актов. Выделим самые главные:

  • глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
  • Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279–282 ГК);
  • постановление Правительства РФ № 442 от 06.05.2015, которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/izyatie-zemelnyx-uchastkov.html

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земли
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.

Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.

С какой целью государство может изъять землю

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

  • для выполнения обязательств по международному праву;
  • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
  • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
  • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
  • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

Обоснование принятия решения по изъятию земли

Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

  • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
  • международным договором;
  • решением об обнаружении аварийности дома;
  • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
  • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
  • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

Как на практике происходит изъятие земли

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, допустимое российским законодательством

Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления.

В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу.

При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

2.

Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

Как защитить свои права на землю

В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

Запрет на изъятие земельного участка

Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/usloviya-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.