Изъятие земельных участков у собственника

Процедура изъятия земельных участков: основания, решение, случаи

Изъятие земельных участков у собственника

В ряде случаев земельные участки, принадлежащие гражданам, могут изыматься в пользу государственных или муниципальных властей. В основном это происходит при необходимости развития инфраструктуры территории, на которой он расположен. К примеру, для прокладки коммуникативных сетей и установки вспомогательных сооружений, прокладки трасс и т. п.

Порядок изъятия участков установлен в главе VII.1 ЗК (Земельный Кодекс) России. Он регламентирует процедуру изъятия, а также возмещение стоимости, убытков и упущенной выгоды.

Основания для изъятия

Решение изъять землю может быть принято по инициативе органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Однако в соответствии с 4 пунктом статьи 56.4 ЗК России это может быть сделано по ходатайству следующих организаций:

  • Субъекта монополии для обеспечения деятельности данного субъекта.
  • Уполномоченные федеральными, региональными или муниципальными властями на изъятие участков в соответствии с 49 статьёй ЗК России.
  • Недропользователи: для деятельности, связанной с использованием недр.
  • Имеющие договор на комплексное развитие территории, подписанный с органом местного самоуправления, после победы в аукционе.

В соответствии со 2 пунктом статьи 56.4 ЗК России перечень организаций, обладающих правом подачи ходатайства, утверждается Правительством РФ. Все затраты, в том числе стоимость кадастровых работ и уплату возмещения правообладателям участка несёт на себе организация, подававшая ходатайство. Это правило установлено 1 пунктом статьи 56.7 ЗК России.

Эксперты по земельным вопросам утверждают, что внесение в закон поправок, дающих право подавать ходатайства организациям, может привести к ущемлению прав граждан.

Это связано с тем, что основания для отказа формальные: отсутствие схемы земли, подача документов в несоответствующую структуру, отсутствие в перечне организаций для подачи ходатайства и неполный или несоответствующий пакет документов.

Схема процедуры изъятия

В соответствии с ЗК России процедура изъятия земли состоит из следующих шагов:

  1. Выявление правообладателей.
  2. Вынесение решения об изъятии.
  3. Подготовка соглашения с указанием размера компенсации (возмещения).
  4. Заключение соглашения.
  5. Регистрация перехода прав собственности.

Выявление правообладателей

Необходимость выявить собственников земли регламентируется статьёй 56.5 ЗК России. Чтобы определить владельцев, орган власти, который инициирует изъятие, должен обратиться в Росреестр. В случае отсутствия данных информация сверяется с архивами.

Затем  на официальном сайте органа власти публикуется сообщение о розыске правообладателей. Оно должно появиться за 60 дней до запуска процедуры изъятия.

Если ни один из этих шагов не даёт результата, тогда орган власти должен обратиться в суд для установления права собственности на этот участок.

Важно! Эксперты по земельным вопросам рекомендуют всем владельцам земли, собственность на которую оформлялась до вступления нового земельного законодательства (1998 г.), проверить наличие сведений об участке в Росреестре.

Решение

После определения правообладателей орган, инициирующий изъятие, подготавливает решение. В нём указываются следующие сведения:

  • Месторасположение участка (для его подтверждения в пакет документов должна входить схема расположения).
  • Цель изъятия.
  • Основания для изъятия с указанием номеров и дат составления документов, которые подтверждают наличие оснований.
  • Адрес и реквизиты организации, если решение выносится на основании ходатайства организации, имеющей право инициировать изъятие.
  • Дата составления и подписи уполномоченных лиц.

Не позднее чем через 10 дней после вынесения решения оно должно быть направлено в Росреестр и правообладателям. Кроме того, информация об изъятии должна быть опубликована в открытых источниках органа власти, выносившего решение и в СМИ. После публикации или получения решения правообладатель считается уведомлённым об изъятии.

Компенсация (возмещение)

Компенсация, или материальное возмещение – это цена, уплачиваемая органом-инициатором изъятия или организацией, подавшей ходатайство, которая включает в себя:

  • Стоимость (рыночная) земельного участка и объектов недвижимости, если таковые имеются.
  • Размер убытков, которые может понести правообладатель.
  • Компенсационную выплату за упущенную выгоду, которую мог получить правообладатель при эксплуатации земли.

Возмещение выплачивается не только собственникам земли, но и правообладателям, которые распоряжались участком по праву аренды, безвозмездного и/или бессрочного использования, а также наследования.

Стоимость определяется комиссией по оценке рыночной цены. В неё входит не только стоимость земли, но и всех завершённых и незавершённых объектов недвижимости, если они есть на изымаемом участке.

Важно! При определении цены в неё не включается стоимость незарегистрированных объектов недвижимости, возведённых без разрешения контролирующих органов или противоречащих целевому назначению участка.

Стоимость компенсации (возмещения) должна быть определена в срок не позже, чем за 60 суток до перенаправления соглашения собственнику.

Обратите внимание, что при согласии правообладателя земля может быть заменена на равноценный участок в другом месте. Для этого между органом власти и правообладателем заключается договор мены.

Соглашение

Соглашение заключается не только на участок, но и на все объекты недвижимости, которые на нём расположены.

Оно должно подписываться с каждым из правообладателей. Для этого проект соглашения направляется собственникам. При их согласии с условиями они подписывают его и перенаправляют в орган, инициирующий изъятие, или в организацию, подавшую ходатайство. В случае, если правообладатель не согласен с условиями, он должен предоставить альтернативные условия, при которых он готов подписать соглашение.

Обратите внимание, что владелец должен подписать или предоставить альтернативные условия не позже, чем по истечению 90 суток с момента получения проекта соглашения. В противном случае орган власти, инициирующий изъятие, или организация, подавшая ходатайство, имеет право обратиться в суд для вынесения решения о принудительном изъятии.

Важно! Эксперты по земельным вопросам советуют проводить независимую оценку рыночной стоимости участка и при разночтении с суммой, указанной в соглашении, прикладывать данные оценки к альтернативному предложению.

Регистрация

После подписания соглашения данные передаются в Росреестр и вносятся изменения в ЕГРН. После этого права на владение, пользование и распоряжение землёй переходят в пользу органа власти или организации, подававшей ходатайство.

Судебная практика

Изъятие земли имеет спорную основу и зачастую вызывает несогласие граждан. Поэтому с 2015 года, когда закон вступил в силу, судебная практика пополнилась разнообразными примерами разбирательств. Приведём наиболее распространённые случаи нарушений, которые становятся основанием для пересмотра условий изъятия земли.

Изъятие без вынесения решения

Гражданка Иванова А.А. подала иск о присуждении возмещения за изъятый участок СНТ, часть которого была использована для строительства дороги. При изъятии не было вынесено решение об изъятии.

Рассмотрев обстоятельства дела, суд принял решение о необходимости разделения участка на две части, возвращении неиспользованной части участка гражданке Ивановой и возмещении рыночной стоимости земли, снесённого дачного домика и приусадебных построек, а также убытков и упущенной выгоды.

Изъятие арендованной земли

ООО «Ромашка» обратилось в суд с требованием возместить убытки и упущенную выгоду за земельный участок, который находился в аренде организации до того, как был изъят в пользу региональных властей для строительства трассы. В соответствии с 49, 55 и 57 статьями ЗК России суд подтвердил право ОО «Ромашка» на получение компенсационной выплаты ввиду того, что организация являлась правообладателем на основании договора аренды.

Уклонение от подписания

Орган региональной власти, который инициировал изъятие земли, обратился в суд с требованием о принудительном изъятии участка, ввиду отсутствия решения от гражданина Иванова И.И., который является собственником этого участка.

На слушании дела гражданин Иванов заявил, что не получил соглашения. Однако этот довод был отклонён судом ввиду письменного направления уведомления с копией соглашения по адресу постоянной регистрации.

Решение было вынесено в пользу органа власти, и участок был изъят.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/izyatie.html

Изменения в законе об изъятиии земельного надела: кому стоит волноваться

Изъятие земельных участков у собственника

Как воздействовать на нерадивых землевладельцев.

Сегодня вновь поднимается вопрос об изъятии земельных участков у тех собственников, которые не обрабатывают наделы должным образом. При этом норма закона, допускающая изъятие земли, действует с 2010 г. Стоит ли волноваться хозяевам дачных участков и приусадебных землевладений?

Сегодня вновь поднимается вопрос об изъятии земельных участков у тех собственников, которые не обрабатывают наделы должным образом. При этом норма закона, допускающая изъятие земли, действует с 2010 г. Стоит ли волноваться хозяевам дачных участков и приусадебных землевладений?

Эксперты Счëтной палаты полагают, что из 386,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения в России фактически не используется около 56 млн га, то есть порядка 14%. Для того чтобы увеличить урожаи, в последующие 5 лет планируется вновь ввести в оборот около 10 млн га простаивающих в данный момент земель.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Несмотря на то что частная собственность является одной из незыблемых основ государства, закон допускает изъятие земельного надела: для государственных или муниципальных нужд; при ненадлежащем использовании земель сельскохозяйственного назначения и предназначенных под жилищное строительство; в порядке реквизиции; при исполнении судебного решения о конфискации.

Во всех случаях, кроме второго, категория земель не имеет значения.

Это означает, что на сегодняшний день реквизиции неиспользуемых наделов стоит опасаться только тем дачникам, участки которых расположены на территории сельских поселений.

Однако не исключено, что подобная мера будет введена и для владельцев участков в СНТ. По крайней мере, этот вопрос рассматривался прошлым летом на встрече представителей садоводческих объединений с Председателем Правительства РФ.

Земельный надел может быть изъят для государственных (муниципальных) нужд в целях выполнения международных договоров Российской Федерации или же для строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения.

Решение об изъятии земли принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня. За изымаемый участок его собственнику (правообладателю) выплачивают денежную компенсацию или (если владелец согласен) предоставляют иной земельный надел.

Обжаловать решение об изъятии для госнужд нельзя, изъятие бессрочно.

Поскольку почти шестая часть дачных участков в Московской области не оформлена в соответствии с требованиям законодательства, то информации об этих наделах нет ни в кадастре, ни у налоговой службы. Это означает, что их владельцы уклоняются от уплаты основных имущественных налогов

При стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, уполномоченный орган государственной власти вправе реквизировать земельный участок для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз. В этом случае изъятие может носить временный характер.

Тогда решение об изъятии действует до прекращения чрезвычайной ситуации. Если невозможно вернуть реквизированный участок владельцу, ему возмещают рыночную стоимость земли или (по его желанию) предоставляют равноценный земельный надел.

Если имущество сохранилось, то после исчезновения угрозы, ставшей причиной для изъятия участка, собственник вправе требовать возврата через суд.

Кроме того, земля может быть изъята в качестве санкции за преступные действия (получение участка в результате преступления или приобретение земельного надела на средства от преступных деяний). В такой ситуации решение об изъятии бессрочно, обжалованию не подлежит, компенсация бывшему владельцу не выплачивается.

УСТАВ САДОВОГО ТОВАРИЩЕСТВА

В каждом СНТ найдётся несколько пустующих участков, владельцы которых по различным причинам не обрабатывают землю.

Прежде всего, такие наделы представляют угрозу с точки зрения пожарной безопасности, ведь ветхие строения на них нередко служат местом для свалки, а также могут стать прибежищем для разного рода асоциальных личностей.

Основные причины, по которым хозяева не ухаживают за участком: собственники приняли решение о продаже земли, но предложенная другими членами товарищества цена их не устроила, поэтому ищут продавца; прежний владелец умер, а наследников нет; наследники не вступили в законные права, но собираются продавать надел.

Может ли руководство товарищества противостоять захламлению территории? Cпособ защиты есть — грамотно составленный устав СНТ, в тексте которого должны быть закреплены санкции к тем, кто не поддерживает свой земельный надел в надлежащем (в том числе пожаробезопасном) состоянии. Однако чаще всего такие положения в устав не вносят, ведь сначала большинство членов товарищества рьяно бросаются в битву с сорняками, благоустраивают наделы, возводят постройки и убирают строительный мусор.

Садоводам-любителям можно лишь посоветовать действовать сообща, но обязательно под предводительством председателя товарищества (именно он обычно хорошо знаком со всеми ключевыми фигурами, а именно чиновниками, ответственными за надзор за состоянием участков).

Вместе с председателем СНТ необходимо регулярно (что очень важно) составлять протоколы ветствии с назначением или нерациональное использование участка (в том числе не по целевому назначению, а также если в результате деятельности владельца существенно снизилось плодородие сельскохозяйственных земель или значительно ухудшилась экологическая обстановка).

Кроме того, поводом для изъятия считается порча земель. Наконец, последнее основание — невыполнение обязанностей по рекультивации земель, проведению обязательных мероприятий по улучшению и охране почв, чтобы их можно было использовать по целевому назначению.

Разумеется, речь не идёт о том, что участок должен быть приведëн в идеальное состояние на следующий день после покупки.

Если вы владеете наделом, предназначенным для сельскохозяйственно-осмотра территории, а также вызывать участкового уполномоченного, представителя пожарной охраны и местной администрации для фиксации состояния дома и сада. Они вправе накладывать штрафы за нарушения правил, и хотя размер взыскания невелик, постоянное внимание со стороны органов власти мало кому доставит удовольствие.

Вероятнее всего, нерадивые дачники вскоре согласятся на продажу участка либо расчистят свою территорию.

Если же участок не используется потому, что наследники не хотят вступать в свои права, предвидя трудности обращения в регистрационные органы, можно предложить им следующий выход из ситуации.

Сначала следует отправиться к нотариусу, чтобы оформить доверенность на того из членов СНТ, кто будет (конечно же, не безвозмездно) заниматься оформлением документов. Потом нужно вступить в права наследования, а затем — зарегистрировать нового собственника участка.

После этого земельный надел продают (оптимальный вариант — продажа членам товарищества, чтобы всеми формальностями занимался новый или потенциальный владелец), а вырученную от сделки сумму делят между наследниками и СНТ (в счёт уплаты долгов по взносам и платежам).

НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Уполномоченные государственные органы проверяют, как используются земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства. Если будет выявлено, что собственник обращается с землëй ненадлежащим образом, участок подлежит изъятию. Понятие «ненадлежащее использование» приводится в ст.

45 Земельного кодекса РФ.

Прежде всего, имеется в виду неиспользование земли в соответствии с назначением или нерациональное использование участка (в том числе не по целевому назначению, а также если в результате деятельности владельца существенно снизилось плодородие сельскохозяйственных земель или значительно ухудшилась экологическая обстановка).

Кроме того, поводом для изъятия считается порча земель. Наконец, последнее основание — невыполнение обязанностей по рекультивации земель, проведению обязательных мероприятий по улучшению и охране почв, чтобы их можно было использовать по целевому назначению.

Разумеется, речь не идёт о том, что участок должен быть приведëн в идеальное состояние на следующий день после покупки.

Если вы владеете наделом, предназначенным для сельскохозяйственного производства, то начать выращивать соответствующие культуры необходимо в течение 3 лет (если более длительный срок не установлен законом).

Этот интервал не включает в себя период освоения участка, а также время, в течение которого землю нельзя было использовать по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств. Если будет выявлено, что владелец пользуется участком ненадлежащим образом, землю продадут с публичных торгов либо государство выкупит надел для собственных нужд.

Средства, вырученные от продажи, передадут бывшему собственнику (за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов). В отличие от других случаев изъятия участка, реквизицию из-за ненадлежащего использования можно предотвратить.

Для этого необходимо начать осваивать надел и заплатить штраф за административное правонарушение в сроки, указанные в предупреждении.

ПРОЦЕДУРА ИЗЪЯТИЯ

Для того чтобы выявлять земельные участки, которые используются с нарушением правил, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы проводят плановое или внеплановое административное обследование наделов.

В последние годы для этих целей активно используют современные технические средства — аэрофотосъëмку местности, например с помощью квадрокоптеров. По результатам обследования составляется акт. Если выявлены нарушения, орган государственного земельного надзора выдаëт собственнику предписание об их устранении.

Одновременно назначается штраф за ненадлежащее использование земельного надела в размере от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости участка, но не менее 3 тыс. руб.

Если нарушения не будут устранены владельцем в установленный в акте срок (обычно он составляет 30 дней), уполномоченный государственный или муниципальный орган вновь назначает наказание в виде штрафа. Его размер для нерадивых землевладельцев составляет от 10 до 20 тыс. руб.

Когда хозяин продолжает игнорировать законные требования, сотрудники службы государственного земельного надзора обращаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, вправе передать дело в суд, чтобы изъять и продать земельный участок с публичных торгов.

В течение десяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земли (или со дня принятия решения о реквизиции) исполнительные власти обязаны обратиться в Росреестр, чтобы оформить прекращение прав собственности на земельный участок.

Кроме того, необходимо отправить сообщение в налоговую инспекцию, на что отводится семь дней.

В шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда об изъятии участка местные власти при необходимости организуют кадастровые работы и проводят публичные торги.

Если же последние признают несостоявшимися, земельный надел в течение 2 месяцев может быть приобретён в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

Когда собственник участка не согласен с решением об изъятии, уполномоченный государственный орган вправе предъявить требование о продаже земли в суд. Подготовка документов для изъятия участков представляет собой невероятно длительный и сложный процесс.

Возможно, именно поэтому случаи принудительного отчуждения земель пока редки. Однако законодатель совершенствует нормативную базу, а практика показывает, что действенный механизм изъятия участков необходим.

НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Власти вправе изъять земельный участок, когда он используется не по назначению, то есть:

на пашне не возделывают сельскохозяйственные культуры и не обрабатывают почву, либо залесенность и (или) закустаренность пашни составляет свыше 15% от площади надела;

на территории не скашивают траву, или содержание сорных растений в травостое превышает 30% от площади участка;на пастбищах не выпасают скот;

на землях с многолетними насаждениями не убирают урожай и не выкорчёвывают пни;

залесенность и (или) закустаренность сельскохозяйственных угодий (но не пашни) превышает 30%;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% от площади надела.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38908662-izmeneniya-v-zakone-ob-izyatiii-zemelnogo-nadela-komu-stoit-volnovatsya/

Как и для чего изымают земельные участки для муниципальных нужд

Изъятие земельных участков у собственника

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Процедура изъятия участка

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным.

В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета.

Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
    • передача права владения;
    • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
    • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
    • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
    • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
    • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
    • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Документальное оформление изъятия

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела.

Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения.

При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-dlya-municipalnyx-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.