Изъятие земельного участка из собственности граждан

Содержание

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Изъятие земельного участка из собственности граждан

Часто люди покупают земельные участки, планируя что-то на них строить или же использовать землю для посадок. В некоторых случаях эти планы претворяются в жизнь. В других – участок становится бесхозным.

В связи с этим законодательством введено такое понятие как изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием.

Такая процедура проводится на законных основаниях, поэтому собственникам земли важно знать ее предпосылки.

Случаи изъятия участков земли

Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.

В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.

Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.

Реквизиция и изъятие для нужд государства

Согласно 242 статье Гражданского кодекса и 51 статье Земельного кодекса, государство вправе реквизировать участок земли у владельца, если имеет место чрезвычайная ситуация, авария, эпидемия, стихийное бедствие и тому подобное. В таких случаях часто используют участки, находящиеся в снт.

Возврат земли осуществляется после устранения причин и ликвидации последствий возникшей ситуации.

Если осуществить возврат невозможно по объективным причинам, гражданину выплачивается компенсация за причиненный ущерб или предоставляется равноценный реквизированному участок земли безвозмездно.

Изъятие земли для нужд муниципального или государственного уровней производится на основании 279 статьи Гражданского кодекса и статей 49 и 56.2 Земельного кодекса. Земля изымается в исключительном случае на основании принятого исполнительным органом решения на федеральном, местном или региональном уровнях.

Изъятие участка сопровождается выплатой собственнику денежной суммы, равной стоимости земли, в качестве компенсации понесенного владельцем ущерба. Кроме этого, возмещению подлежит и упущенная выгода, если она имеет место.

Конфискация и изъятие из-за неиспользования земли

Конфисковать участок государство вправе на основании 243 статьи Гражданского кодекса и 50 статьи Земельного кодекса. Конфискация является санкционной мерой за правонарушения, совершенные собственником. Изъятия такого типа не предполагают выплату компенсации владельцу земли.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению производится на основании статей 284 – 286 Гражданского кодекса. Государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение трех лет без перерыва.

Другим основание изъятия такого типа является нарушение правил его эксплуатации (например, нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и так далее).

В трехлетний период не входит срок освоения участка земли, а также промежутки времени, в течение которых невозможность использования земельного участка связана со стихийными бедствиями, авариями и другими обстоятельствами, которые препятствуют нормальному использованию собственником своего имущества.

Признаки неиспользования земельного участка

Постановление Правительства от 23.04.2012 года № 369 содержит признаки неиспользования участка земли. Основными причинами являются три:

  • отсутствие следов проведения работы по уходу за землей, пашенного возделывания и уборке созревшего урожая;
  • большой процент присутствия сорняков (свыше тридцати процентов от общей площади земли);
  • большая залесенность, закустаренность или заболоченность участка и прочее.

Порядок проведения изъятия

Изъятие проводится в четыре этапа:

  1. Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
  2. При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
  3. После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
  4. Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.

Изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, поэтому если собственник не желает потерять землю, он должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravoved365.ru/pravo/zemelnoe-pravo/izjatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika-v-svjazi-s-neispolzovaniem

Статья 279 ГК РФ. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)

Изъятие земельного участка из собственности граждан

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 279 ГК РФ

1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

4.

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее – соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС17-793, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Выводы судов о пропуске срока исковой давности сделаны вследствие ошибочной, как полагает заявитель, квалификации спорных правоотношений, в нарушение требований статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение требований пунктов 3,4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации истец о предстоящем изъятии спорного земельного участка не уведомлялся, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не регистрировалось в установленном порядке…
  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ15-5924, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем предприниматель указывает на нарушение и неправильное применение судами статей 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса, статей 49, 55, 57 и 63 Земельного кодекса и статей 235 и 239, 279 – 283 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), которыми установлены основания и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также предусмотрены основания для принудительного изъятия у собственника имущества…
  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ17-13220, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация На основании этого суд признал, что оспариваемый отказ в удовлетворении заявления об изъятии земельных участков, объектов недвижимости не соответствует требованиям пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 49, 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 25.1 Закона о недрах и нарушает права владельца лицензии в связи с чем признал заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме…

Источник: https://www.zakonrf.info/gk/279/

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры | Земельный эксперт

Изъятие земельного участка из собственности граждан

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд.

Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды.

В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка.

В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.

Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел.

В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих.

Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства.

Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56 ЗК РФ
  • Статья 279 ГК РФ
  • ПП РФ № 442 от 06.05.15 г.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/izyatie-zemli-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка из собственности граждан

Право собственности на недвижимость одно из самых защищенных в российском законодательстве. Но и здесь существуют исключения: государство в строго предусмотренных законом случаях может принудительно забрать землю у ее владельца. В каких целях происходит конфискация и в чем состоит процедура изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд?

Основания для изъятия участка

Легальное отчуждение в пользу государств участка земли, который принадлежит владельцу на праве собственности, может осуществляться в таких случаях:

  1. для нужд государства или муниципальных нужд;
  2. при нарушении владельцем норм целевого использования;
  3. ради комплексного развития местности;
  4. произведение реквизиции;
  5. конфискация недвижимости.

В каждом из случаев изъятие возможно на основании решения различных органов. Рассмотрим подробнее от кого может исходить инициатива в этом вопросе.

Государственные изъятие земельных участков

Изъятие на государственные и муниципальные нужды нельзя назвать безвозмездным, поскольку собственнику участка полагается возмещение. Выкуп производится за счет бюджета федерального или территориальных единиц в зависимости от того в чью пользу отчуждается имущество – государства, определенного субъекта РФ или муниципалитета.

Решение об изъятии земельных участков у собственника для государственных нужд принимают органы исполнительной власти государства, субъектов или органы самоуправления.

Перечисленные органы могут делать это не только по собственной инициативе, но и по ходатайству субъектов монополий, пользователей недр, различных учреждений, предприятий и организаций по предписанию Правительства РФ.

Если инициатива поступает от таких субъектов, то именно они обязаны нести расходы, связанные с изъятием участка и выплатой компенсации его хозяину, что позволяет экономить бюджетные средства.

К государственным и местным нуждам относят:

  • выполнение обязательств в соответствии с международными соглашениями, стороной которых является Россия;
  • строительство и реконструкция недвижимых объектов;
  • осуществление работ по изысканию, разработке ресурсов;
  • другая деятельность, указанная в законах.

Сроки, сумма компенсации и список условий отчуждения участка регламентируются соглашением об изъятии.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования

Земельный участок может быть предоставлен новому владельцу на специальные цели для ведения деятельности, определенные ст. 7 Земельного кодекса России. Для таких целей определены следующие категории участков:

  • сельскохозяйственные;
  • природной местности, подлежащие особой охране;
  • участки специального назначения, например, промышленного, оборонного, транспортного;
  • участки-поселения;
  • земли с ресурсами воды и леса.

Назначение участка в этом случае предписано в кадастровых и землеустроительных документах, виды и способы его разрешенного пользования определяются Приказом Министерства экономики №540.

Изъятие земельного участка у собственника может проводиться принудительно в связи с неиспользованием. Например, если он был предоставлен для ведения хозяйства или жилищного строительства и в течение 3 лет на нем не были начаты соответствующие работы (культивация, мелиорация, возведение жилья и т.д.). Больший срок для начала работ может устанавливаться только законами РФ.

К причинам для принудительного изъятия относят ситуации, когда использование участка влечет за собой сильный ущерб плодородным объектам или вредит окружающей природе.

Владелец может оспорить решение в том случае, когда докажет наличие обстоятельств, препятствующих целевому использованию, например, стихийных бедствий, природных катаклизмов, вмешательства третьих лиц. Срок действия таких обстоятельств исключается из трехлетнего периода.

Развитие территории

В этом случае возможно лишение права собственности на участок, когда он размещен в границах местности, которая подлежит комплексному развитию на основании специального решения при наличии соглашения с победителем открытых торгов.

Порядок изъятия земельных участков предусматривает такие этапы:

  1. решение принимают органы самоуправления с учетом проектного плана земли и выделения границ;
  2. решение в течение 7 рабочих дней после дня принятия вместе с проектом соглашения взыскания участка отправляют его хозяину для одобрения;
  3. собственник согласовывает документы и начинает выполнять их условия;
  4. в случае несогласия с решением либо проектом или его неодобрения владельцем на протяжении месячного срока включается процедура принудительного взыскания недвижимости в суде.

Если по решению суда одобрено изъятие недвижимых объектов, то через 7 дней после оглашения средства по возмещению стоимости должны быть перечислены на счет собственника земли или отправлены в нотариальный депозит.

Судебное решение в части легитимности изъятия для комплексного развития обжалованию не подлежит. Но размер компенсации оспорить возможно.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция подразумевает принудительное изъятие различных объектов, в том числе и недвижимых, в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, катаклизмами, эпидемиями и другими чрезвычайными опасными событиями, например, предотвращением террористических актов.

       Данный вид лишения права собственности на земельный участок является временной мерой, поэтому по окончании действия чрезвычайных обстоятельств он возвращается хозяину.

Если земля пострадает, то возможны:

  • компенсация на расходы по приведению ее в надлежащий вид;
  • выплата суммы в соответствии с рыночной ценой объекта без его возврата во владение;
  • замена участка на другой равноценный.

Конфискация земельного участка

Конфискация является безвозмездным принудительным взысканием земельного участка. Производят ее в связи с привлечением собственника недвижимости к уголовной ответственности и применением соответствующей санкции к обвиняемому.

Такое изъятие участка производится только на основании решения суда, например, обвинительного приговора, а не в административном порядке.

Порядок принятия решения

Этапы изъятия участка на нужды государства следующие:

  • вынесение решения;
  • подготовка соглашения с собственником об изъятии;
  • подписание владельцем соглашения, предложение альтернативных вариантов документа или исковой процесс в отношении владельца в случае несогласия;
  • компенсация изымаемого участка и всех убытков.

Если сведения про изымаемый участок по какой-то причине отсутствуют в Госреестре прав или кадастре, то собственник должен на протяжении 60 дней после уведомления обратиться в административные органы с заявлением и документами. При невнесении сведений участок признается публичным на основании судебного решения, а собственнику не положена компенсация за недвижимость.

Определение стоимости  земельного участка

Во время изъятия участка на нужды государства или местных муниципальных органов при определении суммы компенсации владельцу в нее включают:

  • рыночную стоимость земли;
  • убытки, связанные с лишением права собственности, не исключая и возможную упущенную выгоду;
  • затраты на переезд в другое место.

Если при изъятии участка лишение права собственности затрагивает другие объекты недвижимости, размещенные на его территории, то компенсации также подлежит их рыночная стоимость.

Хозяин участка может согласиться с заменой имущества, которое подлежит изъятию, на другой участок земли. В этом случае замена должна быть равноценной в отношении рыночной стоимости объектов недвижимости, а условия и процедура лишения и оформления прав определяется в соглашении.

Компенсация выплачивается не только собственнику участка, но и лицам с кем он вступил в договорные отношения, например, передал землю в аренду или безвозмездное использование.

Исполнительное производство

Земельный участок может быть конфискован у граждан, в отношении которых открыто исполнительное производство по решению суда. Однако применение конфискации при возникновении задолженности в его рамках довольно узкое. Взыскание недвижимости не производится, если на участке расположен объект, который является единственной недвижимостью для проживания должника и его близких родственников.

Также суд никогда не одобрит взыскание земли, если ее рыночная стоимость существенно превышает сумму долга, например при неуплате алиментов на сумму 10 тыс. руб. не будет конфискована территория стоимостью 500 тыс. руб.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka/

Изъятие земельного участка: правила и законы 2020 года – Все о финансах

Изъятие земельного участка из собственности граждан

(10 5,00 из 5)
Загрузка…

В регламентированных гражданским и земельным законодательством ситуациях может производиться изъятие земельного участка для нужд муниципальных, региональных или государственных властей. При этом принудительно изъять участок могут, однако обязаны выплатить за него равноценное возмещение (ч. 4 ст. 281 ГК РФ).

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2020 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Изъятие участка в связи с его неиспользованием

Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

  1. сельское хозяйство;
  2. индивидуальное жилищное строительство.

Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.

Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

  • стихийными бедствиями;
  • чрезвычайными ситуациями;
  • иными подобными случаями.

При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

  1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
  2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

Изъятие участка, используемого в нарушение требований, указанных в законодательных актах

В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

  1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
  2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
  3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
  4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
  5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Порядок изъятия

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2020 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Определение размера компенсационного возмещения за изымаемую землю

На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.

В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):

  1. действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
  2. денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
  3. упущенная выгода.

Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).

Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.

Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка

© 2019, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(10 5,00 из 5)
Загрузка… 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseofinansah.ru/news/izyatie-zemelnogo-uchastka

Изъятие земельного участка

Изъятие земельного участка из собственности граждан

Изъятие земельного участка

Каждый вправе иметь в собственности земельный участок, дом, квартиру.

Согласно Конституции право собственника охраняется законом.

Вместе с тем, законодательством определены случаи, когда имущество может быть изъято у гражданина.

Ниже мы рассмотрим причины, по которым владелец может лишиться земельного участка.

Земельный участок изымается при использовании не по назначению

Правовую основу в области использования земли регулирует Земельный кодекс и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Земли согласно земельному кодексу по целевому назначению подразделяются на виды категорий:

– населенных пунктов;

– сельскохозяйственного назначения;

– промышленности и другие категории.

Многие граждане ошибочно полагают, что земельный участок, который находится в собственности, возможно использовать по своему усмотрению.

Но, на самом деле, земля предоставляется для определенных целей, и пользоваться ей можно в соответствии с разрешенным использованием.

Приведем пример: участок выделен для строительства индивидуального жилого дома, а возведен – многоквартирный, это влечет административную ответственность в виде штрафа.

Кроме штрафа устанавливается срок для устранения нарушений, по истечении которого проводится повторная проверка.

Если не будут выполнены требования по сносу самовольной постройки, земельный участок может быть изъят у собственника (ст.285 ГК РФ).

Гражданин не лишается своего имущества иначе как по решению суда.

Однако следует отметить, что в отношении строений на частной земле также проводится снос в административном порядке (не по решению суда) в случае, когда сохранение объекта создает угрозу жизни.

Изъятие, когда участок не используют

Когда участок не используется, Гражданским кодексом предусмотрено его изъятие.

«Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом» (ГК РФ Статья 284).

Указанные меры применяются при выявлении нарушений в рамках государственного земельного надзора.

Госнадзор – специальное подразделение в Росреестре и действует для выявления и пресечения подобных нарушений.

Инспектором службы Росреестра оформляется предписание для устранения правонарушения.

Если не устранены правонарушения, установленные должностным лицом (инспектором), материалы направляются в орган исполнительной власти РФ.

По результатам рассмотрения документов орган власти вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов.

Изъятие для государственных или муниципальных нужд

В некоторых ситуациях земельный участок изымается для государственных либо муниципальных нужд.

Например, если именно в месте нахождения участка прокладывается трасса федерального или регионального значения, или нужна линия электропередач.

Изъятие земельного участка для этих целей осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (муниципалитетов).

Действующим в настоящее время законодательством (№136-ФЗ от 25.10.2001) предусмотрено возмещение материального ущерба за изымаемые объекты.

Все условия, в том числе компенсация за объект и земельный участок, предусматриваются соглашением между органом власти (муниципалитетом) и гражданином.

Очень важно, чтобы на момент изъятия документы были оформлены в установленном законом порядке:

– земельный участок и объекты (дом и другие строения) поставлены на кадастровый учет;

– границы земельного участка должны иметь координаты.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд проводится только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В заключение хочется сказать: чтобы не преступить закон и избежать судебных разбирательств, необходимо использовать земельные участки согласно  разрешению, которое соответствует планировке территории, правилам землепользования и иным градостроительным регламентам.

Какой порядок изъятия земельных участков можно ознакомиться здесь.

Источник: https://nedvizhimostexpert.ru/nezakonnoe-ispolzovanie-zemli/izyatie-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.