Изъятие не начатого строительством земельного участка рб

Определен новый порядок изъятия и предоставления земельных участков в Республике Беларусь

Изъятие не начатого строительством земельного участка рб

В целях дальнейшего совершенствования правовых отношений в области охраны и использования земель Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 декабря подписал Указ №463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков».

Он отменяет существующие ограничения способов эксплуатации и улучшения объектов недвижимости, расположенных на территории перспективного развития населенных пунктов.

В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома с увеличением их площади, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки. Кроме того, лицо, которому предоставляется земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, подлежащими сносу, после определения фактического размера убытков обязано возместить их землепользователям до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Указом предусмотрено, что разработка проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) будет осуществляться землеустроительными службами местных исполнительных комитетов, что позволит снизить финансовую нагрузку на КФХ.

Работы по установлению границ земельных участков и государственная регистрация осуществляются за счет республиканского бюджета.

Разработка проекта отвода земельного участка и установление его границы на местности будут проводиться в рамках единой процедуры, что поспособствует сокращению сроков предоставления земельных участков.

Оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающим жилищно-коммунальные услуги, до 1 января 2008 г. для обслуживания объектов недвижимого имущества жилищного фонда, осуществляется по мере необходимости и должно быть завершено до 1 января 2023 г.

Сельскохозяйственные организации и государственные лесохозяйственные учреждения освобождаются до 1 января 2020 года от уплаты госпошлины за выдачу таких документов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельского и лесного (лесопаркового) хозяйства, что позволит снизить стоимость оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки для данных организаций.

В соответствии с нормами природоохранного законодательства документом установлено, что изъятие и предоставление земельных участков из земель, образующих особо охраняемые природные территории, допускаются только, если цели и условия изъятия и предоставления этих земельных участков не противоречат режиму охраны и использования особо охраняемых природных территорий. В иных случаях в изъятии и предоставлении земельных участков будет отказано.

Также в соответствии с указом не будут взиматься потери сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства при предоставлении земельных участков для строительства объектов социального обслуживания, а также транспортной и инженерной инфраструктуры в границах свободных экономических зон.

Указ уточняет условия предоставления земельных участков без проведения аукционов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства фирменных магазинов. Данная норма распространяется на земельные участки, предоставляемые для строительства фирменных магазинов, владельцами которых являются производители товаров.

Документом установлено, что землеустроительные службы местных исполнительных комитетов за месяц до окончания срока временного пользования земельными участками землепользователям, своевременно не обратившимся за продлением такого срока, направляют уведомления о необходимости возврата таких участков.

Также установлен срок принятия местным исполнительным комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица (ранее срок принятия решения не был точно обозначен).

Для сокращения сроков прохождения документов и объемов бумажного документооборота предполагается максимально использовать обмен землеустроительными материалами в электронном виде между организациями по землеустройству и организациями по регистрации, а также местными исполнительными комитетами с помощью Геопортала – земельно-информационной системы Республики Беларусь. Указом закрепляется статус таких документов в электронном виде.

Указ также предусматривает, что Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, регулирует порядок формирования и предоставления земельных участков на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» с учетом особенностей, установленных Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2017/december/27018/

Кодекс Республики Беларусь о Земле Статья 60. Прекращение права частной собственности на земельные участки

Изъятие не начатого строительством земельного участка рб

Право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:

при отчуждении земельного участка областным, Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетам;

при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;

при изъятии земельного участка для государственных нужд;

при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;

в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;

при обращении взыскания на заложенный земельный участок;

при признании земельного участка бесхозяйным.

Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:

при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;

при использовании земельного участка не по целевому назначению;

при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет – для несельскохозяйственных целей;

при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;

если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка;

если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса, после разрушения капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения или возведению нового;

при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в части первой статьи 89 настоящего Кодекса;

при прекращении гражданства Республики Беларусь;

при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;

при конфискации земельного участка;

при несоблюдении наследниками установленного частью первой статьи 52 настоящего Кодекса срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок;

при замене застройщика при неисполнении (нарушении) им обязательств по созданию объекта строительства в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь;

при прекращении заключенного с Республикой Беларусь инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) и (или) организацией, реализующей инвестиционный проект, своих обязательств по этому договору.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.

Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательными актами, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, за исключением случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым и четырнадцатым части второй настоящей статьи, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.

Вы юрист? Нужны новые клиенты? Разместите информацию о себе

– Это бесплатно

– Информация о 5 лучших юристах на всех страницах сайта

– Эту рекламу видят более 10 000 посетителей в день

– Для поднятия рейтинга надо отвечать на вопросы пользователей

Зарегистрироваться

Источник: https://kodeksy-by.com/kodeks_rb_o_zemle/60.htm

Изъятие земельных участков с расположенными на них недостроенными домами

Изъятие не начатого строительством земельного участка рб

Николай Витальевич Горелов 
заместитель председателя суда
Минского района

Если вопросы изъятия земельных участков вследствие их неосвоения в соответствии с условиями и целями предоставления достаточно освещены в юридической литературе, то изъятие земельных участков и не завершенных строительством жилых домов являются новой категорией земельных споров, представляющей интерес как для профессиональных юристов, так и для граждан-владельцев таковых объектов недвижимости.

Правовое обоснование изъятия земельных участков с расположенными на них незавершенными строениями содержится в КоЗ, Указе от 07.02.2006 N 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» (далее — Указ N 87).

Изъятие земельных участков происходит по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда .

Строительство капитальных строений в виде жилого дома на земельных участках, предоставленных в установленном порядке для указанных целей после вступления в силу Указа N 87, должно быть завершено гражданином в течение трех лет с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на такие земельные участки .

Для целей Указа N 87 завершением строительства жилого дома, дачи считается возведение фундамента, стен и крыши дома независимо от ввода таких домов, дач в эксплуатацию.

Срок строительства, предусмотренный нормами Указа N 87, может быть продлен местным исполнительным и распорядительным органом, но не более чем на два года, с учетом материального положения гражданина и других уважительных причин (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина) по его заявлению, поданному не ранее чем за шесть месяцев, но не позднее чем за два месяца до истечения срока строительства .

В случае невозможности завершения строительства в предусмотренные Указом N 87 сроки гражданин обязан осуществить консервацию не завершенных строительством жилого дома, дачи и благоустройство земельных участков, на которых расположены такие дом, дача, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. При этом консервация жилого дома, дачи может быть осуществлена в отношении конкретного объекта строительства только один раз, а срок такой консервации не может превышать трех лет .

Консервация не завершенных строительством жилого дома, дачи приостанавливает течение установленных
сроков .

Местные исполнительные и распорядительные органы проводят работу по выявлению расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц не завершенных строительством жилых домов, сроки строительства которых превышают предусмотренные Указом N 87, а при незавершении собственником (владельцем, арендатором) земельного участка строительства дома в сроки, предусмотренные в Указе N 87:

в течение месяца со дня выявления не завершенного строительством жилого дома, сроки строительства которого превышают предусмотренные в Указе N 87, подают заявление с приложением необходимых документов в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним о проведении оценки стоимости не завершенных строительством жилого дома;

в течение месяца со дня получения документа территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним об оценке стоимости не завершенных строительством жилого дома подают в суд по месту нахождения земельного участка заявление об изъятии земельного участка и не завершенных строительством жилого дома путем передачи этого дома соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу для продажи с публичных торгов, если земельный участок, на котором расположены такие дом, дача, находится на праве частной собственности .

На основании решений суда об изъятии земельного участка территориальная организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляет государственную регистрацию прекращения права собственности на такой земельный участок.

Как показывает судебная практика, большинство исков об изъятии капитальных строений и земельных участков на основании Указа N 87 удовлетворяются судами в полном объеме.

Х. сельский исполком обратился в суд М. района с иском к К. об изъятии земельного участка, прекращении права частной собственности на земельный участок, изъятии не завершенного строительством жилого дома путем передачи Х. сельскому исполнительному комитету для продажи с публичных торгов.

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок принадлежал ответчику на праве собственности на основании договора родственного обмена от 20 марта 2006 г.

Решением Х. сельского исполкома от 19 апреля 2007 г. ответчику разрешено строительство одноквартирного жилого дома на указанном земельном участке.

4 июля 2016 г. главный архитектор М. района утвердил архитектурно-планировочное задание, ответчик получил паспорт застройщика, в соответствии с которым возводимый жилой дом должен иметь размеры 5,85 м х 10,06 м.

Из представленных стороной истца актов обследования земельного участка, ведомости технических характеристик следует, что на нем возведен фундамент фактическими размерами 13,05 м х 10,53 м х 13,13 м х 10,50 м
(т.е. не соответствующий размерам, отраженным в последующем полученной проектно-разрешительной документации), степень готовности основного строения составляет 6%, степень готовности фундамента — 100%.

Согласно заключению об оценке от 9 февраля 2017 г. оценочная стоимость не завершенного строительством жилого дома составляет 4 411,97 руб.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что исковые требования об изъятии земельного участка, изъятии не завершенного строительством жилого дома путем передачи этого дома Х.

сельскому исполкому для продажи с публичных торгов с возмещением суммы от его продажи ответчику, за вычетом расходов на проведение публичных торгов и оценки не завершенного строительством жилого дома, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку трехлетний срок, в течение которого ответчику необходимо было завершить строительство жилого дома, истек 1 марта 2015 г.

Предусмотренная законом процедура выявления не завершенного строительством жилого дома, определения его оценочной стоимости, сбора необходимых документов для обращения в суд истцом соблюдена.

Доводы ответчика о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия у него во владении жилых помещений и единственной возможности улучшить свои жилищные условия путем возведения спорного жилого дома не имели правого значения и признаны судом несостоятельными, поскольку с 2006 года правом возведения жилого дома, продлением сроков для его возведения либо консервации не завершенного строительством объекта ответчик не воспользовался, достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих объективную возможность осуществить строительство жилого дома в дальнейшем, суду не представил.

В ходе судебного разбирательства ответчик оспаривал обоснованность оценки спорного не завершенного строительством жилого дома, осуществленной на основании представленных им сведений о фактически произведенных затратах на возведение жилого дома, при этом правом самостоятельно обратиться за получением оценки спорного объекта недвижимости либо ходатайствовать об оказании ему судом содействия в этом не воспользовался, мотивируя отсутствием в этом необходимости, а также денежных средств.

Решением суда исковые требования Х. сельского исполкома удовлетворены.

В ходе рассмотрения законности принятого решения судом кассационной инстанции ответчик представил заключение о большей стоимости спорного строения, нежели указанной в первоначальном заключении, коллегия приняла за достоверную стоимость строения в размере 45002,23 руб., в связи с чем решение суда в данной части было изменено.

Указ N 87 не предусматривает при изъятии земельных участков и расположенных на них не завершенных строительством жилых домов направление предписания от сельских исполкомов о необходимости начать строительство объекта недвижимости на спорном земельном участке в месячный срок, и совершение таких действий сельскими исполкомами свидетельствует лишь об их намерении стимулировать землевладельцев, избежать обращения с исковым заявлением в суд. Ответчики, возражая против предъявленных исковых требований, ошибочно ссылаются на отсутствие такого предписания.

Ответчики в качестве обоснования доводов о невозможности завершения строительства в установленные законом сроки ссылаются на отсутствие коммуникаций, отказ в предоставлении им льготного кредита либо субсидии на строительство, приводят иные аргументы о тяжелом материальном положении, плохом состоянии здоровья.

Если указанные обстоятельства не являлись основанием для предусмотренного законом продления срока строительства либо консервации капитального строения, то вышеприведенные доводы не имеют правового значения для разрешения таких споров, поскольку возможность принудительного изъятия не завершенного строительством жилого дома и земельного участка связана с подтверждением объективного обстоятельства невозведения жилого дома в установленный срок.

При рассмотрении дел граждане, не соглашаясь с оценкой, осуществленной в установленном порядке территориальной организацией по государственной регистрации, не представляют суду документы, подтверждающие выполнение работ и вложение материалов в возведение спорного капитального строения, в связи с чем суды при рассмотрении спора учитывают стоимость, указанную в представляемых истцами заключениях специалистов в области оценки недвижимости, определяемую в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, с учетом представленных ему сведений о фактически произведенных затратах на возведение жилого дома.

Некоторые сельские исполкомы заявляют исковые требования о прекращении государственной регистрации права частной собственности в отношении земельных участков, тогда как ее прекращение в силу подп. 2.4 п.

2 Указа N 87 осуществляется на основании судебного постановления об изъятии не завершенного строительством жилого дома, и принятие отдельного судебного постановления по данному вопросу не требуется, в связи с чем такие требования подлежат оставлению без рассмотрения ввиду неподведомственности суду.

Также иногда сельские исполкомы ошибочно заявляют требования об изъятии не только капитального строения,
но и земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении, тогда как в заявлении таковых требований нет необходимости в силу положений подп. 2.2.2 п. 2 Указа N 87.

Источник: https://ilex.by/izyatie-zemelnyh-uchastkov-s-raspolozhennymi-na-nih-nedostroennymi-domami/

Изъятие земельных участков по Указу № 667. Как не потерять землю и остаться в выигрыше?

Изъятие не начатого строительством земельного участка рб

Радость от получения участка делится на два этапа. Сначала будущие новоселы радуются, что им удалось приобрести хороший земельный участок. А потом начинается головная боль, как избежать изъятия земельного участка, особенно если земля приобреталась на долгосрочную перспективу и строиться сразу вы не планировали.

3 варианта сохранить участок

3 года на строительство дома

С 1 марта 2012 года возобновилось действие Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач».

А в августе 2014 года в очередной раз были внесены изменения в Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года.

Согласно внесенным изменениям, в 2015 году было усилено внимание государства к порядку использования земельных участков и закреплен срок осуществления индивидуального строительства в течение 3 лет с момента приобретения участка. В связи с чем были ужесточены меры по изъятию участков, которые обнаруживают нецелевое использование земли.

Как законно увеличить этот срок?

Вы можете отсрочить момент изъятия земли на 2 года, если предоставите документы об уважительных причинах, препятствующих завершению строительства, в исполком.

Еще одной отсрочкой может стать консервация земельного участка по согласованию с исполкомом на срок не более 3 лет. Важно помнить, что эти меры могут производиться только один раз.

Если по истечению этих суммарных 8 лет вам так и не удалось возвести дом, участок будет изъят.

Что построить, чтобы не лишиться участка?

Сейчас большое количество купленных на перспективу участков находятся либо в состоянии законсервированного строительства, либо вовсе в запущении. Изменения в Указе № 667 призваны исправить эту ситуацию.

Кроме того, все земельные участки теперь будут приобретаться в рамках аукционов, а не предоставляться садоводческими хозяйствами на безвозмездной основе, как это было раньше.

В соответствии с законодательством, после приобретения земельного участка, как мы уже говорили выше, он может находится в законсервированном состоянии не более 3 лет. По истечении этого срока на участке должен быть возведен обязательный минимум: фундамент, стены и крыша.

Если эта постройка отсутствует, исполкомы будут производить ее оценку с последующим изъятием участка и выставлением его на аукцион. Конечно, оценка таких участков существенно ниже суммы средств, затраченных на строительство и приобретение этой земли.

Если перед вами сейчас остро стоит проблема возможного изъятия земельного участка, постарайтесь оперативно начать строительство. Мы можем построить небольшой деревянный дом для постоянного проживания или дом-баню всего за 10 дней.

Чуть больше чем через неделю на вашем участке вырастет полноценный деревянный домик — и вы сохраните свой участок. Более того, вы станете владельцем полноценного деревянного домика. Теперь у вас будет место для ночевки и отдыха.

В будущем вы сможете его расширить и модернизировать (добавить террасу или пристройку) или сделать баню, а рядом построить дом побольше.

Построим деревянный дом за 10 дней

Еще одним из вариантов решения щепетильного вопроса по изъятию участка может быть его продажа вместе с незаконченным строением.

Но лично вам такая продажа не принесет никакой выгоды, к тому же новый хозяин должен понимать, что срок легального консервирования участка при этом не продлевается и для возведения крыши над недостроенным домом у него тоже остается всего пару месяцев.

Если вы хотите продать участок и остаться в выигрыше, то можете построить полноценный деревянный дом, выгодно продать участок уже с домом и заработать сумму в 2–3 раза больше, чем вложили в участок и дом. Мы знаем, о чем говорим, потому что не раз общались с заказчиками, которые строили дом именно на продажу и удачно его продавали.

Кроме того, в связи с кризисом строительство дома сейчас оказывается более выигрышным вариантом, чем покупка квартиры. Не можете в это поверить? Тогда ознакомьтесь с детальными сравнительными подсчетами смет от наших специалистов в этом материале.

Решили купить участок сейчас? Сэкономьте 30–40%

Ужесточение контроля за целевым использованием земельных участков со стороны местных исполнительных органов приведет к учащению случаев изъятия участков. Такие действия приведут к расширению предложения на земельных аукционах и соответственно снижению стоимости участков на 30–40% по сравнению с предыдущим годом.

Знание законодательства и своевременное принятие легальных мер по предотвращению изъятия земельного участка сохранят ваши деньги, недвижимость и хорошее расположение духа.

P. S. Обращаем ваше внимание, что за всей детальной информацией по срокам и условиям изъятия земельного участка необходимо обращаться непосредственно в отделение местных органов исполнительного комитета.

25 Октября 2015 г.

Источник: https://ecohome.by/blog/izyatie-zemelnyh-uchastkov-po-ukazu-667.-kak-ne-poteryat-zemlyu-i-ostatsya-

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.