Изменение описания границ земельного участка

Содержание

8 вопросов об уточнении границ земельного участка | Кадастровая палата

Изменение описания границ земельного участка

1. Что такое граница участка?

Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Местоположение границ земельного участка отображается в графической части межевого плана. Кроме того, границы земельного участка могут быть установлены на местности.

Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ.

2. Что такое межевание?

Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план. 

3. Зачем уточнять границы земельного участка?

Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей.

Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке.

Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.

4. Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Площадь такого участка будет указана целым числом – тем же, что и в правоустанавливающем документе.

В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.

Можно воспользоваться и справочным сервисом «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.

Важно! При обращении к кадастровой карте будьте внимательными: у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию, не соответствующую действительности. Публичная кадастровая карта размещена по адресу: pkk.rosreestr.ru.

Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ) или Кадастровую палату.

Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.

Заказать выписку из ЕГРН

Читать

5. Как уточнить границы участка?

Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности (кадастровый инженер).

Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров».

При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на его опыт, качество и сроки выполнения кадастровых работ.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Следующий этап – ознакомление с результатами замеров. Далее – процесс согласования границ с владельцами смежных участков. После этого кадастровый инженер подает пакет документов в орган регистрации прав.

При формировании границы он должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.

Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.

6. Какие нужны документы?

Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.

Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

  • Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
  • Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.
  • Документы по территориальному планированию муниципальных образований.
  • Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.

7. Как согласовать границы участка с соседями?

Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков.

Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе.

Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.

При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

Как согласовать границы земельного участка с соседом и избежать земельных споров?

Читать

8. Можно ли проводить согласование границ земельных участков в период сложной эпидемиологической обстановки?

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей процедуры согласования границ.

Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом, так и проведя собрание с их участием.

При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.

Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Документы для внесения изменений в сведения госреестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав или воспользоваться выездным обслуживанием Кадастровой палаты.

дача земельный участок границы

Источник: https://kadastr.ru/magazine/articles/8-voprosov-ob-utochnenii-granits-zemelnogo-uchastka/

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

Изменение описания границ земельного участка

Уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника участка, которая позволяет ему решить следующие задачи:

  • предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;
  • свободно распоряжаться земельным участком, в том числе преобразовывать его путем раздела, выдела, объединения с другими смежными участками;
  • получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;
  • уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

В данном материале мы рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия установленных границ земельного участка его фактическому положению на местности.

1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Закон о регистрации)) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

Такое уточнение не связано с образованием новых земельных участков при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый участок сохраняется в измененных границах.

Осуществляться уточнение местоположения границ может только в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестре недвижимости (ЕГРН), при условии, что такие сведения не соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90). Иными словами, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности.

Итак, уточнение местоположения границ земельного участка возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, в случае пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства – самовольного занятия земельных участков);
  • по вступившему в законную силу решению суда.

Указанные обстоятельства являются основанием для выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

  2. Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен Законом о регистрации (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации), а также Требованиями к подготовке межевого плана (п. 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921).

Так, в соответствии с Законом о  регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. В свою очередь, при отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

1) установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;

2) установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;

3) установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

4) установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8896c495aa9f00b1375c5e/osobennosti-podgotovki-mejevyh-planov-v-sviazi-s-utochneniem-mestopolojeniia-granic-zemelnyh-uchastkov-5da010d51d656a00ad1fa172

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Изменение описания границ земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Как изменить границы земельного участка – порядок и условия процедуры, последствия, кто может проводить, стоимость

Изменение описания границ земельного участка

Правожил.com > Оформление недвижимости > Оформление земли > Как изменить границы земельного участка — основные правила и нюансы

Любые земельные участки обладают такими индивидуальными характеристиками как площадь, конфигурация, точные координаты и границы.

Однако по различным причинам фактические и установленные ранее границы могут не совпадать. В таком случае возникает вопрос об их уточнении. О том, как изменить границы земельного участка, расскажем далее.

Можно ли изменить границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Владельцы отдельных участков земли довольно часто используют свои наделы в сложившихся границах.

Не многим из них приходит в голову мысль проверить документы на землю и сверить данные. Однако иногда им приходится столкнуться с такой проблемой.

Например, соседи начинают спорить, утверждая, что они забрали часть их земли. Или в документах на землю обнаружилось несоответствие фактических данных сведениям, содержащимся в едином кадастре.

Или владелец хочет официально присоединить к своему участку часть используемой земли. Во всех этих случаях потребуется уточнение границ имеющегося участка.

По результатам произведенных уточнений они могут измениться в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, границы могут сдвинуться, а площадь земельного надела остаться прежней.

В любом случае собственники самостоятельно изменять параметры принадлежащих им участков не могут. Для этого необходимо привлечение специалиста, который проведет комплекс соответствующих работ.

Порядок и условия процедуры

Порядок изменения границ земельного надела

Стоит сразу оговориться, что изменять можно только уже установленные границы. Если участок не сформирован, его границы вообще не определены, то и менять нечего.

Для установления новых границ придется произвести процедуру межевания участка. Осуществлять ее могут только специалисты, имеющие соответствующую лицензию.

Они именуются кадастровыми инженерами, могут работать как самостоятельно, так и в составе геодезических компаний. С указанным лицом заключается договор на проведение данных кадастровых работ.

Специалисту должны быть предоставлены для ознакомления все имеющиеся на землю юридические и технические документы.

Далее в определенный день он приезжает на место и производит необходимые замеры. При этом должны присутствовать и соседи смежных участков. Установленные границы согласуются, заносятся в документ.

На основе полученных данных составляется межевой план. С ним уже можно обращаться в регистрирующие органы для внесения изменений.

Изменение границ земельного участка без изменения площади

Конфигурация участка — что это?

Изменение существующих границ участков не всегда приводит к изменению их площади. Возможны ситуации, когда в результате уточняющих измерений происходит сдвиг границ имеющегося участка.

Фактически сам участок остается неизменным по своему размеру и даже конфигурации, но его местоположение отчасти изменяется. Это не отражается на площади земельного надела.

Однако требует внесения соответствующих изменений в технические и юридические документы об участке. Вместе с тем, чаще всего границы участков изменяются в сторону увеличения.

Изменение границ приватизированного участка без согласия владельцев

По общему правилу для проведения изменений границ участка нужно заручиться согласием соседних владельцев наделов.

Точнее нужно, чтобы собственники соседних участков, не высказывали по этому поводу возражений. При межевании обычно требуется согласование установленных границ с владельцами смежных участков.

В противном случае споры о границах смежных земель придется решать в суде. А это довольно неприятная и длительная процедура.

Поэтому перед проведением работ нужно уведомить соседей об их дате и времени. Желательно сделать это письменно под роспись или заказными письмами с уведомлениями. Если же соседи не являются, никаких возражений не предоставляют, то определение новых границ происходит без них.

Впоследствии в течение тридцати дней они могут представить свои возражения по установленным границам. Если в указанный срок этого не происходит, то соответствующие изменения регистрируются.

Последствия процедуры изменения границ участка

Что должен знать собственник земельного надела?

В результате уточнения границ участков происходит определенные изменения в характеристиках самого объекта недвижимости, т. е. участка.

Следовательно, для того, чтобы владелец мог свободно пользоваться и распоряжаться своей землей в установленных пределах, нужно данные изменения официально зарегистрировать.

После регистрации данные изменения буду обязательны для всех. Оспаривать их действительность можно будет уже только в судебном порядке.

Порядок изменения конфигурации земельного участка через суд

Изменение имеющихся границ участков зачастую вызывает множество споров. Если владельцы соседних наделов возражают против изменений, то придется решать возникший спор в судебном порядке. Для этого нужно подать соответствующее исковое заявление в суд.

В иске необходимо указать наименование и данные сторон спора, все обстоятельства дела, сведения об участке, обоснование изменения границ. Такие споры не относятся к категории легких, поэтому при составлении иска и защите своей позиции в процесс лучше воспользоваться помощью юриста.

По итогам рассмотрения иска суд может принять решение об изменении конфигурации имеющегося участка. И уже это решение будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в документы на землю.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

Как происходит корректировка границ земельного участка?

При изменении границ участков у их собственников нередко возникает множество вопросов. Рассмотрим некоторые из них далее.

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/zemlya/kak-izmenit-granitsy-zemelnogo-uchastka.html

Что такое изменение границ земельного участка и в каких случаях оно происходит

Изменение описания границ земельного участка

В процессе определения границ земельного надела, имеющего межевой план, составленный ранее, иногда возникают ситуации, при которых определенные кадастровым инженером межи отличаются от указанных в реестре.

В таком случае возникает необходимость внесения изменений в межевой план и параллельно с этим будет рассматриваться вопрос о правомерности и возможности изменений границ земельного участка.

Что это такое?

Уточнение контура надела заключается в документировании отклонений полученных данных от тех, которые содержатся в составленном ранее межевом плане.

Фактически смена границ может заключаться в таких действиях:

  • Изменение конфигурации контурной линии, определяющей область земли при сохранении значения первоначальной площади.В такой ситуации при внесении данных часть площади в определенном месте образованной фигуры уменьшается, в другом – увеличивается, и в общем величина остается идентичной той, что указана в кадастровом паспорте.Параллельно с этим отсутствие процедуры затрагивания значения площади может заключаться в том, что фактически площадь остается той же, а изменяться будут только данные в межевом плане, который по ряду причин содержит ошибочную информацию;
  • Изменение межи с одновременным уточнением значений его площади. В такой ситуации могут исправляться имеющиеся ошибки кадастрового учета или проводиться изменения межи непосредственно на местности при одновременном добавлении бесхозной территории в качестве «прирезки» в допустимом Земельным кодексом размерах.

В каких случаях может понадобиться?

Необходимость замены межи земельного надела может быть связана с различными причинами, при этом будет несколько отличаться порядок внесения новых данных и оснований для такого действия.

При возникновении кадастровых ошибок содержащиеся в реестре данные по нему будут иметь отличные значения межи от такой, какую земля имеет фактически.

Кадастровые ошибки могут возникать по причине внесения инженером неверных данных, использования неисправного оборудования, допущения ошибок в расчетах.

Более подробно о причинах кадастровых ошибок и способах их устранения вы можете ознакомиться в нашей статье, посвященной этому вопросу.

Инициатива собственника

Перераспределение границ земельного участка может допускаться по инициативе собственника надела.

В таком случае владелец имеет возможность обратиться как с целью уточнения линии, ограничивающей участок, когда в процессе него восстанавливаются действительные данные, так и для внесения их в план и кадастровый паспорт.

Это становится возможным, если в ходе оформления любой документации или непосредственного пользования землей были замечены расхождения в данных и фактической площади или конфигурации межи.

Уточнение межи

Уточнение межи может осуществляться на таких основаниях:

  • Необходимость обновления данных в связи с планируемым оформлением сделок по наделу или возведению объектов недвижимости;
  • При отсутствии действительных данных по данному наделу в государственном кадастре недвижимости;
  • При обнаружении содержащихся ошибок в кадастре, которые связаны с превышением допустимых норм отклонений (погрешностей) по поворотным точкам межи и непосредственно проходящим контурам, определяющим площадь, принадлежащую физическому или юридическому лицу;
  • При изъявлении собственником самостоятельного желания по поводу определения межи.

Особенности процедуры изменения

Изменение границ надела может иметь характерные особенности в зависимости от того, будет ли в связи с уточнением расположения линии, определяющей межу земельного участка, изменяться также и его площадь.

Перенос с сохранением площади

Изменение контуров земельного участка с сохранением его площади заключается в уточнении всех поворотных точек и проведении между ними межи.

В большинстве случаев такая процедура заключается только во внесении действительных данных по земельному наделу в ситуациях, когда в общегосударственном реестре содержится информация, не соответствующая действительности.

В таком случае площадь участка остается неизменной, однако занесение данных по ней требует соблюдения порядка процедуры, заключающейся в проведении измерений, сборе данным кадастра и согласовании межи участка с соседями.

Без сохранения

При смене или переносе межи с одновременным изменением площади надела важным фактором является предоставление документальных оснований на то, что такой процесс может иметь место.

Само изменение площади участка может быть связано с такими причинами:

  • Допущение ошибок при проведении межевания, когда поворотные точки были установлены на участке ошибочно и проходящая межа не соответствует действительности.В такой ситуации могут возникнуть проблемы, если та межа, которая подлежит изменению, была согласована с собственниками соседних земель. С другой стороны, при сборе необходимой документации и предоставлении неоспоримых доказательств ошибки изменение площади возможно;
  • Смена межи за счет добавления дополнительной площади к основной части земельного участка. Такая площадь имеет определенные ограничения и не может быть больше установленной законодательством величины в зависимости от категории использования земель.

Добавить площадь к земельному участку возможно только в том случае, если такой участок является бесхозным и по его собственности или обременению отсутствуют какие-либо претензии.

Кто может обратиться?

Обращение за изменением межи можно делать от определенных лиц, имеющих основание для таких действий.

К таким лицам относятся граждане, а также физические или юридические лица, имеющие право собственности на тот надел, относительно которого возникает вопрос по уточнению проходящей межи.

Также право на изменение показателей могут иметь и те, кто является пользователем надела с последующим переходом права собственности на него.

Однако в такой ситуации большинство участков еще даже не имеют межевого плана, поэтому будет идти речь не об изменении границ, а об их установлении.

Изменение границ участка должно сопровождаться предоставлением данных в Росреестр.

Такие данные направляются в форме составленного межевого плана, содержащего действительные координаты поворотных точек, через какие будут проходить границы с допустимой степенью погрешности повторяющие те межи, которые имеются в натуре.

Составление такого межевого плана может осуществлять кадастровый инженер, имеющий разрешение на такой вид деятельности и внесенный в реестр на сайте Росреестра.

Как изменить границы после межевания?

Изменение границ участка после того, как процедура межевания уже была произведена, и в течение отведенного законом срока обращений от лиц, непосредственно заинтересованных в уточнении данных, не последовало подачи заявления, данные по участку, предоставленные по результатам межевания, вносятся в данные государственного реестра.

В такой ситуации при необходимости изменить границу в первую очередь собственник участка обращается в Росреестр для возможности внесения действительных сведений.

Стандартной процедурой является отказ в таком действии, поскольку порядок для образования межевого плана был соблюден.

Далее владелец надела для защиты своих прав обращается в судебный орган, где в результате рассмотрения заявления и приложенных документов определяют правомерность такого действия и кадастровый инженер из организации, куда обратиться собственник, выполняет составление нового межевого плана.

Если решение суда будет положительным, то с постановлением необходимо обратиться снова в Росреестр, специалисты которого на основании новых данных по границам участка должны внести сведения.

Если земля в собственности, но нет межевания

Нередко может иметь место ситуация, при которой определенное лицо имеет право собственности на землю, но межевой план относительно нее отсутствует.

Это может быть связано с особенностями перехода права владения на землю, а также периода времени, в который это происходило – возможно, из-за отсутствия определенных регулирующих норм регистрация участка произошла без действий по определению действительной границы.

В таком случае собственник должен понимать, что при попытке продать участок, оформить на него дарственную, возвести объект недвижимости и т.д., он столкнется с необходимостью предоставления данных по проходящим межам надела.

В такой ситуации не стоит медлить, поскольку установление границ достаточно длительная процедура и при наличии споров относительно них составление межевого плана может занять до 6 месяцев.

Заключение

Итак, изменение границ земельного участка, даже если такая процедура затрагивает исключительно внесение точных данных по земле, достаточно сложная и емкая процедура.

Внесенные данные по поворотным точкам и границам подлежат признанию недействительными и замене на уточненные только при обращении лица, имеющего полномочия на такое действие, предоставление оснований, а также составленного межевого плана.

В определенных ситуациях владельцу надела приходится обращаться в суд, чтобы смена границ надела было возможной.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/chto-takoe-izmenenie-i-v-kakih-sluchayah-ono-proishodit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.