Использование муниципальной земли без разрешения

Содержание

Ответственность за самовольный захват земли

Использование муниципальной земли без разрешения

Согласно законодательным нормам право владения землей регистрируется в Государственном реестре недвижимости. Использование участка или прилегающей территории без регистрации права собственности является нарушением соответствующих законов.

Ответственность за самовольный захват земельного участка

Термин «самовольный захват» указан в Конституции РФ (статья №35). Самозахват участка земли – использование территории в своих целях без оформления разрешительной документации. К этому нарушению относится, например, возведение пристройки к дому без разрешения на строительство.

ВНИМАНИЕ! Если у земли нет собственника, значит, права на нее принадлежат государству.

Административная ответственность

Использование участка, который не является собственностью гражданина, или ее части расценивается как самозахват. Отсутствие правоустанавливающей документации – основание для привлечения к административной ответственности. Мерой наказания в этом случае является штраф.

Если на захваченном участке возведен дом или другое строение, помимо оплаты штрафа, лицу нужно снести постройку. Если гражданин отказывается делать это добровольно, снос производится в принудительном порядке.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай имеет уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —звоните нам по телефону(круглосуточно).Это быстро и бесплатно!Москва:+7 499 938-54-07Санкт-Петербург:+7 812 425-64-95Регионы:+7 (800) 350-84-13 (доб. 140)

Уголовная ответственность

За самозахват земли не предусмотрено уголовной ответственности. Но если это связано с другим преступлением, в отношении нарушителя используются меры наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Например, при фиктивном получении прав собственности за счет злоупотребления доверием или обмана мера ответственности назначается в соответствии с положениями статьи №159 УК РФ.

Самовольное занятие земли по Земельному кодексу

Согласно Земельному кодексу РФ под самозахватом подразумевается пользование землей в отсутствие оформленного права владения.

Незаконным считается пользование наделом:

  • до принятия решения исполнительным учреждением о передаче имущества или его переоформления;
  • до момента заключения договора о продаже дома и участка;
  • до принятия решения по заявлению о постановлении территории на кадастровый учет;

ВАЖНО! Такие случаи классифицируются как самовольное занятие территории при активных действиях. Например, огораживание периметра, начало строительства и т. д.

Куда жаловаться при самозахвате земли

Для мирного урегулирования конфликтной ситуации, нужно направить письменное уведомление с планом участка нарушителю с требованием освободить захваченную землю.

Если ответа нет, гражданин обращается в уполномоченное государственное учреждение для решения конфликта. Согласно действующим законодательным нормам для решения вопросов по незаконно занимаемым землям лица могут обращаться в следующие госучреждения:

  • муниципалитет населенного пункта;
  • органы, осуществляющие надзор (Росреестр, Россельхознадзор);
  • полиция;
  • прокуратура.

После получения подтверждения от госорганов о нарушении прав следует обратиться в суд. Для этого гражданину требуется выполнить следующую последовательность действий:

  • Составить исковое заявление.
  • Собрать требуемый пакет документов.
  • Оплатить государственный налоговый сбор.
  • Ожидать рассмотрения заявления и назначения даты проведения судебного заседания.

СОВЕТ! Для решения земельных споров обращаются в гражданский суд. Подавать заявление в вышестоящие инстанции можно при необходимости обжалования вердикта.

Можно ли узаконить самозахват земельного участка

Во избежание привлечения к ответственности за незаконное занятие территории гражданин вправе узаконить использование земли. Участок может быть оформлен в собственность только в том случае, если у него нет другого владельца. Чтобы зарегистрировать такой надел, следует обращаться в ЕГРН.

Ответственность за самовольное занятие земель общего пользования

Пункт 1 статьи №7 КоАП РФ предусматривает наложение наказания в виде штрафа за самовольный захват земли. Размер зависит от кадастровой стоимости владения и составляет:

  • для граждан – от 1 до 1,5% (минимум 5 000 р.);
  • для должностных лиц – от 1,5 до 2% (минимум 20 000 р.);
  • для организаций – от 2 до 3% (минимум 100 000 р.).

Если нет данных о кадастровой стоимости, предусмотрены следующие суммы:

  • для граждан – 5–10 тыс. р.;
  • для должностных лиц – 20–50 тыс. р.;
  • для компаний – 100–200 тыс. р.

Штраф за самозахват земли не назначается, если гражданин получил соответствующее разрешение от собственника и может подтвердить это в суде.

Подписывайтесь на нас:

Группа .comГруппа ok.ru

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/otvetstvennost-za-samovolnyi-zahvat-zemli-5c9b24b7d2276333bb4602c2

Использование государственных и муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута

Использование муниципальной земли без разрешения

ЗК РФ Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование

1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

1) лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года;

2) в виде служебных наделов работникам организаций в случаях, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Кодекса, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;

3) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;

4) религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;

5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;

6) гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

7) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

8) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;

9) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;

10) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;

11) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;

12) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;

13) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;

14) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;

15) некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;

16) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

17) лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;

18) гражданину в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

19) Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Москвой в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 “О статусе столицы Российской Федерации”, в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в случае, если на таком земельном участке не планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”;

20) акционерному обществу “Почта России” в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”, основах деятельности акционерного общества “Почта России” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Для более подробной консультации Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович31.07.2019 17:45

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/ispolzovanie-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-bez-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta.html

Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута в 2019 году: особенности, условия, порядок получения разрешения, документы, права и обязанности | Земельный эксперт

Использование муниципальной земли без разрешения

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Разрешение на использование земель

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Порядок получения разрешения на использование земель

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей]).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Список документов

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

  1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
  2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
  2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
  3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
  4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
  5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

Список законов

  • Статья 39.33 ЗК РФ
  • Статья 39.34 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ispolzovaniya-zemli-bez-predostavleniya-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta/

Использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута

Использование муниципальной земли без разрешения

Разрешение на использование земли является важным новшеством российского земельного законодательства. Под действие закона подпадают только государственные или муниципальные земли.

Получив разрешение, на земле можно ремонтировать линейный объект, строить временные объекты, складировать материалы и различную технику для строительства, деятельность по совершенствованию сохранения традиций и обычаев малых коренных этносов. Этот способ является условно разрешенным видом использования земельных участков.

Законодательство

Основой законодательного регулирования порядка использования земель без предоставления участков и установления сервитута является Земельный кодекс РФ.

Глава V.6 в Земельном кодексе, а конкретно статьи 39.33, 39.34, 39.35, 39.36 регулируют такой способ использования земель.

Данный институт земельного законодательства был введен в действие 1 марта 2015 года законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 171).

Основания использования земель

Использовать государственные или муниципальные земли, выделенные гражданам или юридическим лицам можно без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих ситуациях:

  • Осуществление инженерных изысканий — комплекса работ для получения информации, необходимой, чтобы выбрать наиболее экономически целесообразное и технически обоснованное место для строительства, других работ, связанных с проектированием сооружений;
  • Проведение капитального или текущего ремонта линейного объекта (линии электропередач, трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии, линии связи и пр.);
  • Постройка временных или дополнительных сооружений вспомогательного характера (ограждения, навесы, бытовки), складывание строительных и других материалов, строительной техники, реконструкции федеральных, региональных или местных линейных объектов;
  • Проведение геологического исследования недр;
  • Осуществление деятельности, направленной на сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла небольших коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России там, где они традиционно проживают и проводят свою хозяйственную деятельность. Исключение в данном случае составляют земли лесного фонда;
  • Расположение переносных объектов торговли, конструкций рекламы и других объектов, определяемых Правительством России.

Порядок получения разрешения на использование

Порядок выдачи разрешения урегулирован Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Правила утверждены Правительством России от 27 ноября 2014 года (Далее — Правила).

Согласно Правилам процедура получения разрешения на использование земли начинается с подачи заявления физическим или юридическим лицом (их представителями) в исполнительный орган государственной власти или в муниципалитет.

В заявлении указывается следующее:

  • ФИО, место проживания заявителя и паспортные данные — прописывает физическое лицо;
  • Наименование, месторасположение, организационная форма деятельности и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц — прописывает юридическое лицо;
  • ФИО доверенного представителя заявителя и данные документа, который подтверждает его права — прописывает доверенное лицо заявителя; Почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов для связи с заявителем или его представителем;
  • Планируемые цели применения земель;
  • Кадастровый номер земельного участка;
  • Период использования земли.

К заявлению необходимо обязательно приложить:

  • Копии паспорта или документа, подтверждающего права и полномочия представителя;
  • План границ, предполагаемых к применению земель на кадастровой карте территории, где указываются координаты характерных точек территориальных границ.

К заявлению могут дополнительно прикладываться:

  • Выписка из кадастра по земельному участку либо кадастровый паспорт земельного надела;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Копия лицензии на право осуществления геологического изучения недр;
  • Другие документы, удостоверяющие основания для применения земель.

Если заявитель сразу не предоставляет дополнительные документы вместе с основными, уполномоченный орган вправе запросить их, используя межведомственное информационное взаимодействие.

Разрешение на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута

Разрешение на использование земельного участка указывает:

  • на обязанность лиц, которым предоставлено разрешение, приводить земли в пригодное состояние в случае, если в процессе использования земельного участка испортился либо вовсе был уничтожен плодородный слой почвы в границах участка;
  • на возможность досрочного прекращения действия разрешения и на сроки, в которые будет направлено уведомление о предоставлении земли лицам, использовавшим ее.

Обязанности и права лиц, которые используют земли без предоставления земельных участков

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, вправе:

Лица, использующие земельные участки без их предоставления в собственность или аренду, обязаны:

  • Осуществлять только деятельность, разрешенную в пункте 1 статьи 39.33 ЗК РФ и указанную при подаче заявления на получение разрешения;
  • В случае если почва земли при ее использовании была испорчена либо был уничтожен ее плодородный слой, лицо, использующее участок, обязано привести такой земельный участок в пригодное для его дальнейшего использования состояния. Помимо этого гражданин или организация обязаны произвести все требующиеся работы по восстановлению (рекультивации) таких земель.

Какие могут возникнуть проблемы при получении разрешения?

В выдаче разрешения на использование земельного участка могут отказать.

Решение об отказе выносится в определенных ситуациях:

  • в поданном заявлении обнаружены нарушения требований, предусмотренных 3 и 4 пунктами Правил;
  • заявление содержит цели использования земель или предполагаемые объекты к размещению, которые не предусматривает пункт 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
  • желаемая земля уже предоставлена гражданину или организации.

Таким образом, новый способ использования земель предоставил гражданам или организациям получать участок во временное использование для проведения на нем определенного вида работ без заключения договора аренды или купли-продажи.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/ispolzovaniy-zemli-bez-predostavleniya-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta.html

Ответственность за незаконное использование земельного участка 2020: штраф за самовольный захват земли

Использование муниципальной земли без разрешения

/ Жилищные споры / Самовольная постройка / Ответственность за незаконное использование земельного участка

Просмотров 314

Земельный кодекс регулирует правоотношения с земельными участками. Строго-настрого запрещено занимать чужую территорию. Однако от самовольного захвата земли никуда не деться. Многие считают, что они могут использовать бесхозные участки, часть соседского надела или придомовую территорию многоквартирного дома без всяких документов. Однако, это далеко не так.

Нарушителям грозит не только административная, но и уголовная ответственность. Закон пресекает любые противоправные действия с чужой землей. Собственник вправе рассчитывать на защиту государства.

Что считают незаконным использованием земельного участка?

Земля не витает в облаках, а находится в руках законных правообладателей. Использование участка возможно на основании имеющихся прав собственности, аренды, бессрочного пользования, сервитута и других.

Отсутствие права занимать землю считается самовольным использованием участка. Подобная деятельность незаконна, а значит квалифицируется как нарушение прав собственника.

Присвоение земли происходит разными способами:

  • Сосед затеял стройку на своем участке. Часть строения вышла за его границы, заняв место общего пользования (дорогу). Итог – сужение проезда к участкам остальных пользователей. Налицо нарушение права на свободный доступ транспорта к жилым домам.
  • Другой дачник меняет забор на своем участке. Воспользовавшись отсутствием соседа, он перенес и установил забор на чужой территории. «Расширение» не было согласовано с соседом. Захват участка считается незаконным.
  • Третий организовал склад отходов на земле соседа. Очевидно, что нарушены не только границы, но и санитарные нормы. Потерпевший праве подать жалобу на действия соседа и обязать последнего ликвидировать последствия склада мусора.
  • Случается, что у земли нет хозяина (по кадастровой схеме). Человек присваивает участок себе и пользуется им в своих целях. Однако бесхозные площади подлежат кадастровому учету. Нельзя самовольно занять и использовать землю. Подобные действия также считаются незаконной эксплуатацией наделов.

Неправомерные действия могут коснуться земель сельхозназначения, придомовой территории, соток в СНТ, лесных участков, водных объектов, а также заповедных и природоохранных зон на территории РФ.

Чем грозит?

Лица, виновные в самовольном занятии земли, привлекаются к ответственности в рамках КоАП РФ. Но прежде им предстоит вернуть землю ее законному владельцу. Рассмотрим, какой вид юридической ответственности установлен за самозахват земельных угодий.

Последствия

Особенность трактовки нарушения в том, что оно не порождает никаких прав для виновников. Земля по-прежнему принадлежит правообладателю – собственнику, владельцу или арендатору.

Правовые последствия от незаконного занятия земельного участка:

  1. Захватчик не может совершать с наделом никакие сделки (продажа, дарение, обмен, залог, завещание и прочие операции). Даже если он попытается распорядиться землей, ему откажут по причине отсутствия правоустанавливающих документов.
  2. Освобождение участка по первому требованию хозяина. Необходимо не только прекратить деятельность, но и вернуть землю в первоначальное состояние. Например, если захватчик успел построить строение – он обязан его снести (п. 3 ст. 76 ЗК РФ). В случае отказа владелец вправе подать жалобу, и тогда сносом самостроя займутся государственные органы. Нарушителю придется оплатить работы по демонтажу.
  3. Возмещение причиненного вреда земле (например, истощение или загрязнение почвы).
  4. Выплата компенсации владельцу участка, если в ходе самовольного занятия была извлечена прибыль. Неосновательное обогащение нужно вернуть в полном объеме (ст. 1102 ГК РФ).
  5. Расходы нарушителю не возмещаются, поскольку он понёс их от незаконного использования чужой земли.

Ощутимой санкцией является административный штраф. О его размерах и начислении читайте далее.

Штраф

Встречается в большинстве юридических ситуаций. Ответственность за самозахват земли выражается в денежном штрафе. Сумму ущерба считают с учетом статуса нарушителя. Виновником могут быть как физические, так и юридические лица.

Штрафы отмечены в ст. 7.1 КоАП РФ, они налагаются в виде процента от кадастровой цены занятого участка. Где-то до сих пор применяют инвентаризационную стоимость, однако с 2020 года показатели уравняют для всех субъектов РФ.

  • обычным гражданам – штраф в размере от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости самовольно занятого надела (минимум – 5 000 рублей);
  • должностным лицам (чиновникам) – от 1,5 до 2% (не менее 20 000 рублей);
  • юридическим лицам или ИП – от 2 до 3%, но не ниже 100 000 рублей.

Пример расчета:

Общая кадастровая цена участка – 300 тысяч рублей. Нарушитель незаконно использовал 25% от общей площади соседа. Штраф назначают за фактически захваченный «отрезок» земли.

Значит, расчеты ведутся не от 300 тысяч, а от ¼ участка – что равняется 75 000 рублей. Сумма штрафа с учетом 1% от кадастровой цены составит 750 рублей.

Однако виновнику предстоит заплатить 5 000 рублей, поскольку это минимальная сумма штрафа.

Бывает, что земля не имеет кадастровой стоимости и определить ее невозможно. В таком случае размер штрафов является фиксированным – в денежном эквиваленте:

  • гражданам – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • чиновникам – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • ИП или юридическим лицам – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штраф выпишут в любом случае. Нарушителю дается срок для устранения препятствий по использованию земли ее законным собственником. Если в указанный срок ничего не изменится, инспекторы выпишут повторный штраф.

Виновнику дадут новый срок на устранение последствий. Если и после этого реакции не последовало, администрация готовит иск и обращается в суд.

Дальнейшие взыскания будут происходить на основании судебного постановления, с участием службы судебных приставов.

Занятие лесного участка без разрешения также не допускается. Примером служит самовольный захват части леса для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, создания объектов ИЖС, а также распашки земли.

Размер наказаний отмечен в ст. 7.9 КоАП РФ:

  • физическим лицам – от 20 до 50 тысяч рублей;
  • чиновникам – от 50 до 100 тысяч рублей;
  • юрлицам и предпринимателям – от 200 до 300 тысяч рублей.

Самовольная уступка права пользования землей наказывается по ст. 7.10 КоАП РФ. Размеры штрафов здесь меньше – от 500 до 1 000 рублей для граждан; от 1 000 до 2 000 рублей для должностных лиц; от 10 до 20 тысяч рублей для юридических лиц.

Кто выписывает штрафы?

Согласно правилам, дела об административных правонарушениях в рамках КоАП РФ рассматривают органы власти. Их участия достаточно, чтобы выписать штраф и проконтролировать исполнение предписаний.

В силу п. 2 ст. 23.21 КоАП РФ, выявлением самозахвата земли занимаются:

  • инспектор РФ по использованию и охране земель, а также его заместители;
  • надзорные органы в субъектах РФ;
  • местные органы власти в лице инспекторов и их заместителей;
  • прокурор города/района – наиболее сложные дела, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также загрязнение окружающей среди;
  • сотрудники полиции – в исключительных случаях.

Выписка штрафа происходит на месте. Инспектор и его помощники оформляют акт о незаконной эксплуатации земельного участка. На его основе виновных привлекают к ответственности.

Типовой акт о самовольном занятии земельного участка

Завершив проверку, должностные лица составляют акт о проделанной работе. Документ оформляется в письменном виде, с указанием участников и объекта недвижимости.

акта о самозахвате земли:

  • наименование – по центру;
  • дата и место составления (например, 4 декабря 2019 года, г. Новороссийск);
  • название и реквизиты уполномоченного органа;
  • состав комиссии (пофамильно);
  • дата и номер распоряжения, в рамках которого проводится проверка на местности;
  • адрес и кадастровые сведения об участке;
  • ФИО нарушителя (-ей), описание противозаконных действий;
  • меры по ликвидации нарушений, срок на устранение;
  • сумма штрафа за самовольное занятие земельного участка;
  • подписи организатора проверки и членов комиссии.

Куда жаловаться на самозахват земли?

Законный правообладатель участка имеет право пресечь захват в отношение его имущества. Закон всегда на стороне собственника.

Что делать потерпевшему:

  1. Составить претензию в адрес нарушителя

Требования можно озвучить устно, но лучше передать письменную претензию под роспись. Если нет возможности лично отдать документ, можно направить его ценным письмом по почте (с уведомлением). Подойдет в случаях, когда сосед захватил часть участка или появилась «частная» парковка возле дома.

  1. Подать жалобу в надзорные органы

Обращение рассматривается в ФКП «Росреестра». Если в ходе самозахвата пострадали сельхоз угодья, нужно обращаться в Россельхознадзор. Захват земли в природной зоне пресекается Росприроднадзором. Иногда жалоба подается в прокуратуру.

Исчерпание досудебных мер оборачивается судебными разбирательствами. Истцу нужно подготовить документы, заключения, акты и копии претензий, после чего подать иск в районный суд по месту нахождения земельного участка. Потерпевший вправе взыскать с ответчика компенсацию за причиненный ущерб, а также моральный вред.

Как избежать штрафа за самозахват земли?

Иногда самовольные действия были неосознанными, человек не знал о захвате соседнего участка или бесхозной земли. Возникает вопрос, можно ли избежать ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Да, закон позволяет решить вопрос с выгодой для землепользователя.

В каких случаях не могут выписать штраф:

  1. Отсутствие события правонарушения.
  2. Отсутствие доказательств самозахвата земли, например – в удаленных районах с малым количеством населения (свидетелей).
  3. Неправильная квалификация правонарушения.
  4. Нарушение правил составления акта о нарушении (самозахвате земли).
  5. Истечение срока давности для привлечения к ответственности – по общим правилам он составляет 3 года.
  6. Незначительность правонарушения, например – заход на территорию соседа на 0,04 га.

Ситуация может повернуться лицом к правонарушителю, даже если он использовал землю без документов. Согласно ст. 234 ГК РФ, существует «приобретательная давность».

Она предусматривает открытость действий, владение наделом не менее 15 лет, а также добросовестный характер использования.

Если отсутствуют споры по участку, нет претензий от соседей и не нарушен целевой принцип использования земли, ее можно оформить в собственность.

Землепользователь может узаконить самовольно занятый участок. Максимально допустимый размер – 10% от общей величины.

Остальная земля, к которой делается «прирезка», должна быть в собственности указанного гражданина. Первым делом, инициатору предстоит заказать межевание.

Затем сведения передаются в администрацию и МФЦ для дальнейшей легализации надела. Если у регистраторов не возникнет вопросов, заявитель оформит «прирезок» к своему участку.

Рекомендуем почитать «Как узаконить самовольную постройку на своем земельном участке«.

За посягательство на частную собственность предусмотрены административные и уголовные наказания. Особенно это касается природоохранных, лесных и сельскохозяйственных земель. Нарушителю придется вернуть надел хозяину. Если на ней незаконно возведены постройки, их придется снести за свой счет. С захватчика могут взыскать компенсацию за материальный и моральный вред.

Если к вам пришли с проверкой, угрожают штрафом или кто-то нагло захватил вашу землю – обратитесь к юристам нашего портала. Вместе мы попробуем решить проблему. Земельные правоотношения требуют внимательности.

Здесь переплетаются нормы ЗК РФ, Водного кодекса, КоАП, локальных актов и прочих положений закона. Чтобы в них разобраться, недостаточно одного желания.

Требуется юридическая сноровка и практика – именно поэтому наши юристы готовы оказать вам бесплатную помощь.

Источник: http://law-divorce.ru/otvetstvennost-za-nezakonnoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.