Границы зон действия публичных сервитутов это

Содержание

Простым языком о сложном: что такое сервитут земельного участка и как он устанавливается?

Границы зон действия публичных сервитутов это

Многие граждане не раз слышали слово «сервитут». Но далеко не все могут дать правильную трактовку этому термину.

Чтобы понять, что означает данное слово, стоит обратиться к положениям действующего законодательства. Но тут определение дается на юридическом языке. Поэтому некоторым людям оно может быть непонятным.

Следует разобраться в том, что такое сервитут земельного участка простым языком.

Что означает понятие?

Сервитут земельного участка простым языком – это законное право ограниченно пользоваться чужим недвижимым имуществом (в частности, землей) в личных целях. Владелец может распоряжаться объектом по своему усмотрению. Но права обладателей земли могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Согласно положениям Гражданского кодекса России, сервитут на земельный участок – это вещное право граждан, которые не входят в число собственников.

Общие правила установления обременения приведены в статье №274 ГК РФ. Обладатель сервитута – это лицо, которое получило ограниченное право на эксплуатацию надела.

Возможность пользования чужим участком оформляется в письменном виде путем заключения договора.

Отличительные особенности сервитута на землю:

  • за собственником надела сохраняется право распоряжаться данным имуществом. Владелец может сдать в аренду, продать, подарить, передать по наследству участок;
  • хозяин территории вправе требовать плату за пользование наделом;
  • информация об обременении отображается в кадастровых документах;
  • лица, которым передается земельный участок, не обретают права собственности на него.

Слово «сервитут» произошло от латинского «servitutis». В переводе означает «подчиненное положение».

В каких целях устанавливается?

Инициировать установление сервитута может лицо, у которого появилась необходимость воспользоваться чужой территорией. Причин для получения права на эксплуатацию надела другого владельца существует достаточно много. На законодательном уровне их полный перечень не утвержден.

Устанавливается сервитут в таких целях:

  • создание проезда или прохода к собственному наделу;
  • установка определенных объектов юридическими лицами;
  • организация выхода на проезжую часть;
  • получение доступа к воде;
  • осуществление работ по прокладке коммуникаций (канализации, водоснабжения, электросетей), ремонта.

Установление сервитута может производиться по приговору суда, на основании нормативного федерального либо муниципального акта, по взаимному согласию собственников. В любом случае заключенный договор подлежит регистрации.

Какой бывает?

Важно понимать, какие существуют виды сервитутов по земельному законодательству РФ. Это поможет выбрать оптимальный вариант права ограниченного пользования. Классификация осуществляется по ряду признаков.

В зависимости от субъектов, в интересах которых устанавливается ограниченное право эксплуатации земли, сервитуты делятся на два вида:

Еще одним признаком, по которому проводится классификация, является срок обременения.

Исходя из этого, выделяют:

  1. срочные (временные);
  2. постоянные сервитуты.

Первый вид обычно устанавливается организацией, обслуживающей территорию с целью устранения различных дефектов инфраструктурных объектов.

Постоянные сервитуты на землю гарантируют возможность беспрепятственного посещения чужой территории и пользования ею.

Чем отличается публичный от частного?

Частный и публичный сервитуты имеют ряд особенностей, характерных признаков. Основные различия приведены ниже в таблице.

Критерий сравненияВид сервитута
ЧастныйПубличный
Количество участников сделки о введении ограниченного права пользования землейУстанавливается в интересах нескольких людей.Устанавливается в пользу большого числа лиц.
Заинтересованные стороныКонкретные собственники земли, организации, которые имеют во владении надел.Круг лиц не определен.
ИнициаторЧастное лицо.Государство.
Основание для установления обремененияЗаключение соглашения между заинтересованными лицами.Издание законодательного, нормативного документа.
Получение выгодыЗаключается договор на возмездной основе. За пользование чужой территории взимается плата.Заключается соглашение на безвозмездной основе.
Границы зон действияНеобходимо переоформление кадастровой выписки с изменением пространства земельного надела.Требуется проведение межевания на всех участках земли, попадающих в зону ограничения. Подобные действия осуществляют кадастровые инженеры. Составляются межевой план и проект.
Возмещение за ограничение пользования территориейВводится всегда.Вводится при существенных препятствиях при эксплуатации надела.
Необходимость согласования с местными органами управленияОтсутствует.Имеется.
Необходимость оплаты госпошлины при постановке на кадастровый учетОбязательно оплачивается. Для физических лиц государственная пошлина составляет 1500 рублей, для юридических – 6000 рублей.Отсутствует.

Сервитут сохраняется при переходе права на надел другому лицу, если иное не предусмотрено ГК РФ.

Как оформляется?

Установление сервитута должно проводиться по определенному алгоритму. Порядок действий зависит от типа права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Этапы оформления частного сервитута на надел:

  • проведение переговоров заинтересованными лицами;
  • подписание соглашения об ограничении прав пользования участком;
  • подача документа на регистрацию в Росреестр.

Этапы установления публичного сервитута на участок земли:

  • определение границ обременения путем проведения топографических работ;
  • формирование кадастровой выписки с внесением в план границ надела с ограниченным правом пользования;
  • подача заявления в местную администрацию;
  • проведение общественного слушания и вынесение решения по его итогам;
  • заключение договора;
  • регистрация документа в Росреестре.

Срок действия

Согласно статье №23 Земельного кодекса РФ, срок установления сервитута на земельный участок определяется соглашением сторон. Если надел находится в муниципальной или государственной собственности, тогда следует учитывать ограничения, предусмотренные четвертым пунктом статьи №39.24 ЗК России.

Они заключаются в том, что арендатор либо землепользователь, которому надел предоставлен на праве безвозмездного пользования, имеет право оформить сервитут на срок, который не превышает период действия ранее заключенного договора о передаче земли в эксплуатацию.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Период действия частного вида права на ограниченное пользование чужой землей определяется по соглашению сторон сделки.

Если речь идет о наделе, расположенном в границах земель, зарезервированных для муниципальных и государственных нужд, то срок не может превышать период резервирования.

Договор сервитута на землю расторгается при наступлении следующих обстоятельств:

  • в результате техногенной либо природной катастрофы участок был разрушен;
  • исчезли основания для ограниченной эксплуатации надела;
  • имеется задолженность по оплате за пользование чужой землей;
  • истек срок действия договора;
  • были нарушены цели эксплуатации надела;
  • пользователь участка нанес ему серьезный ущерб;
  • произошло изменение условий соглашения, был заключен новый контракт.

Расторгнуть договор сервитута можно по обоюдному согласию либо в одностороннем порядке.

Можно ли продать?

Согласно статье №275 Гражданского кодекса России, сервитут на земельный участок не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога. Его запрещено передавать каким-либо способом лицам, которые не являются владельцами недвижимого имущества, для обеспечения использования которого установлено право ограниченной эксплуатации.

Как оспорить наложение сервитута на землю?

Отменить наложение сервитута на земельный участок можно путем оспаривания сделки в судебном порядке. Владельцу недвижимого имущества, на которое было наложено обременение, нужно составить исковое заявление. Истцу необходимо доказать, что установление сервитута лишает его возможности эксплуатировать собственный надел в личных целях.

Примеры из практики

В суд нередко обращаются граждане с целью оспорить наложение сервитута на земельный участок либо инициировать заключение подобного соглашения. Результат во многом зависит от правильности составленного заявления, наличия хорошей доказательной базы.

Пример №1

Индивидуальный предприниматель А обратился в районный суд с исковым заявлением к частной фирме Б об отмене бессрочного сервитута на землю. В ходе судебного разбирательства было выяснено, что через соседние участки проходит сеть водоснабжения под землей.

На наделе, принадлежащем ИП А, был расположен инженерный узел. Обслуживание оборудования частной фирмой Б значительно ограничило права лица А на использование своей территории.

Экспертиза показала, что инженерный объект может быть перенесен на участок земли, который находится во владении фирмы Б. В результате судья принял решение об отмене сервитута и обязал частную компанию изменить место проведения работ.

Пример №2

Собственник участка А, по которому проходит ЛЭП, обратился в судебную инстанцию с иском к владельцу коммуникаций Б с требованием заключить договор сервитута и проводить оплату за частичное пользование наделом.

Судья признал, что имеется ограничение на пользование землей и требование истца А об установлении платы является законным. Но в иске было отказано. Судья объяснил это тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, на базе которых можно было бы обязать ответчика заключить соглашение сервитута.

Владельцу участка А следует обратиться в суд с исковым требованием устранить препятствия в личном пользовании землей. Тогда собственник ЛЭП будет вынужден подписать договор. Наложение обременения на право пользования имуществом должно причинять владельцу земли минимальный дискомфорт.

Суды при рассмотрении дел об оспаривании или наложении сервитута стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников сделки.

Таким образом, сервитут на землю – это право на ограниченное пользование чужим наделом в личных целях и интересах. Может быть срочным, бессрочным, частным и публичным. Оформляется путем составления договора и дальнейшей его регистрации в Росреестре.

Наложение обременения на землю можно оспорить. Для этого нужно подготовить заявление и подать его на рассмотрение в судебную организацию. Вероятность того, что иск будет удовлетворен, достаточно высокий. Это подтверждает судебная практика.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38

Источник: https://prozakon.guru/nedvizhimost/zemelnye-uchastki/chto-takoe-servitut-prostym-yazykom.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Границы зон действия публичных сервитутов это

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Сервитут: подробности для бухгалтера

  • Доходы и расходы по налогу на прибыль в казенном учреждении … пользования чужими земельными участками (сервитут) (ст. 5 ЗК РФ … ).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, может, если иное не … в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование … год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец;
    государственному … учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия … предоставлению ограниченного права пользования (сервитута) освобождается от обложения налогом …
  • Справедливая стоимость нефинансовых активов … пользования чужими земельными участками (сервитутами)*)
    Получение в безвозмездное пользование … ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться по соглашению между … могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, … на недвижимое имущество. Стоимость сервитута определяется установленной соглашением между сторонами … или судом платы за пользование сервитутом, но в пределах кадастровой … этом плата за пользование сервитутом относится на текущие затраты учреждения …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ …
  • Трудности признания имущества недвижимым … предоставления земельных участков и установления сервитутов
    [1] , использование земель и земельных … участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за январь 2020 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) государственному казенному учреждению НДС стоит …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) указанной статьей 155 НК …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 … при оказании услуг по предоставлению сервитута доходы от реализации данной услуги … права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) физическому или юридическому лицу право …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) физические лица к оплате покупателю …
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за август 2017 года … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за март 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Изменения в Инструкции № 157н: бухгалтерский учет в учреждении … пользования чужими земельными участками (включая сервитут), объектов, по которым сформированы капитальные …
  • В Инструкцию № 157н внесены очередные изменения … пользования чужими земельными участками (включая сервитут);
    объектов, по которым сформированы капитальные …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Установление публичных сервитутов в документации по планировке территории: предложения по совершенствованию градостроительного законодательства

Границы зон действия публичных сервитутов это

Шинкевич Д.В., заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО “Институт территориального планирования “Град”, г. Омск.

В практике градостроительного проектирования при подготовке документации по планировке территории очень часто возникают вопросы, связанные с порядком установления публичных сервитутов.

“Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года не содержит норм о регулировании сервитутов (они были предусмотрены Градостроительным кодексом РФ 1998 года), и если владельцы частных сервитутов могут воспользоваться нормами ГК РФ, то публичные сервитуты остались вне специального федерального законодательства” .

Малеина М.Н. Обременение частным или публичным сервитутом зданий и сооружений // Хозяйство и право. 2006. N 7.

Из названия ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) можно понять, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 23 ЗК РФ, ст. 274 – 277 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых в числе прочих сведений отображаются границы зон действия публичных сервитутов (п. 8 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее – ГрК РФ). Также границы зон действия публичных сервитутов указываются в составе градостроительного плана земельного участка (п. 2 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ).

Возникает вопрос: границы зон действия каких публичных сервитутов должны отображаться в составе проекта межевания территории: уже установленных на момент подготовки проекта межевания специальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления или же допустимо в проекте межевания отображать планируемые границы зон действия публичных сервитутов? В этой связи представляет интерес и вопрос о том, правомерно ли устанавливать публичные сервитуты проектом межевания территории. Попытаемся разобраться в данных вопросах.

Прежде всего, следует отметить, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основным из таких законов выступает Федеральный закон от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, определяющий порядок осуществления кадастровых действий по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет.

Таким образом, под земельным участком в правовом смысле понимается только сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.

Частью 2 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Соответственно на чертежах проекта межевания территории (ч. 5 ст. 43 ГрК РФ) отображаются:

  • границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты (п. 3);
  • границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п. 4);
  • границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (п. 5).

Следовательно, при подготовке проектов межевания разработчик имеет дело с двумя видами земельных участков: сформированными, т.е.

поставленными на государственный кадастровый учет, земельными участками и формируемыми земельными участками, в отношении которых впоследствии предстоит осуществление кадастровых действий и постановка на учет в государственном кадастре недвижимости.

Ко второму виду относятся и земельные участки, планируемые под размещение объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, хотя о них прямо и не говорится как о формируемых земельных участках.

В отношении сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, как уже застроенных, так и подлежащих застройке, границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания. В таких случаях проект межевания фиксирует сложившееся состояние земельных отношений (status quo) на территории. Но как быть в тех случаях, когда до подготовки проекта межевания территории публичный сервитут в отношении земельного участка установлен не был, но необходимость в нем очевидна? Возможно ли отобразить в границах соответствующих земельных участков планируемые границы зон действия публичных сервитутов с тем, чтобы впоследствии установить их нормативным правовым актом органа местного самоуправления? Или, если пойти еще дальше, возможно ли в таком случае установить публичный сервитут непосредственно проектом межевания в необходимых границах?

Исходя из редакции п. 8 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ (“8) границы зон действия публичных сервитутов”), на первую часть вопроса ответ неоднозначен.

С одной стороны, если подходить к проекту межевания с юридико-содержательной точки зрения, то данный градостроительный документ не утверждает каких-либо самостоятельных обязательных решений, как, например, проект планировки территории, которым, и только им одним, устанавливаются красные линии.

Проект межевания либо фиксирует то состояние территории, которое уже сложилось, и воспроизводит решения принятых до него градостроительных и иных документов (отображение красных линий из проекта межевания, отображение границ застроенных земельных участков на основании данных государственного кадастра недвижимости, отображение границ территорий объектов культурного наследия из проектов зон охраны таких объектов и т.д.), либо с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории дает предложения (но не утверждает решения!) по границам формируемых земельных участков. В этом смысле проект межевания территории служит основой, градостроительным обоснованием для будущих кадастровых работ и постановки земельных участков на кадастровый учет. При таком понимании проекта межевания в его составе должны отображаться границы зон действия уже установленных публичных сервитутов, поскольку в другом случае формулировка п. 8 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ должна была бы иметь следующую редакцию: “существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов”. Но с другой стороны, если исходить из уже отмеченной особенности проекта межевания, территории устанавливать взвешенные, профессионально и научно обоснованные градостроительные требования к границам формируемых земельных участков, то в каком еще документе, как не в проекте межевания могут и должны быть даны предложения по установлению публичных сервитутов?! На наш взгляд, только в проекте межевания! Таким образом, с содержательной и смысловой точек зрения стоит признать правильным отображение в проектах межевания территорий планируемых границ зон действия публичных сервитутов. А для того чтобы данная позиция была безупречной с точки зрения градостроительного законодательства, в п. 8 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ необходимо внести изменения, изложив его в следующей редакции: “8) существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов”.

Рассмотрим вторую часть поставленного выше вопроса о том, насколько допустимо устанавливать публичный сервитут проектом межевания территории. Несмотря на то что такая возможность земельным и градостроительным законодательством прямо не предусмотрена, в пользу ее указывает следующее.

Как уже было отмечено выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В соответствии с ч. 14 ст.

45 ГрК РФ документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение 14 дней со дня поступления указанной документации.

Акт об утверждении документации по планировке территории в подавляющем большинстве случаев является нормативно-правовым. Таким образом, внешняя правовая форма в обоих случаях одна и та же.

Далее, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Но проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории (т.е.

в составе проекта планировки территории) на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения также подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст.

46 ГрК РФ).

Требования акта об установлении публичного сервитута, перечню обязательных к отражению в нем сведений законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания).

Требование закона о государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (п. 9 ст.

23 ЗК РФ) может быть реализовано как на основании отдельного нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, так и на основании проекта межевания.

Попытка законодательно закрепить возможность установления сервитутов на основании планировочной документации предусматривалась законопроектом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов”, подготовленным Минэкономразвития. Проект был согласован с Мининформсвязи России (А.В. Маслов), МПР России (В.В. Лозбинев), Минтрансом России (С.А. Аристов) и Минрегионом России (В.В. Шипов), но до настоящего времени не принят . Вместе с тем, по нашему мнению, установление публичных сервитутов проектом межевания территории вписывается в логику процесса градостроительного развития территории и способствовало бы устранению дублирующих административных процедур при установлении публичного сервитута в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

См.: Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. Специальный выпуск.

Что касается формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п. 4 ст. 43 ГрК РФ), то они еще не являются самостоятельными объектами земельно-имущественного и гражданского оборота.

Поэтому в отношении их вопрос об установлении публичного сервитута при подготовке проекта межевания территории не возникает.

Вместе с тем, учитывая изложенные выше аргументы, при необходимости обременения таких земельных участков в интересах местного самоуправления или местного населения после их формирования и постановки на государственный кадастровый учет, в проекте межевания территории целесообразно определять планируемые границы зон действия публичных сервитутов с тем, чтобы впоследствии устанавливать их специальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, Постановлением Мэра муниципального образования “Северодвинск” от 30 июня 2009 г. N 169 “Об установлении публичных сервитутов на территории квартала 098 г. Северодвинска” постоянные публичные сервитуты для прохода и подъезда на земельные участки многоквартирных домов и других объектов капитального строительства иных видов разрешенного использования были установлены в соответствии с проектом межевания территории квартала 098, утвержденным Постановлением Мэра Северодвинска от 30 июля 2007 г. N 218, в связи с постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет. Таким образом, на основании проекта межевания территории, давшего предложения по границам зон действия публичных сервитутов на формируемых земельных участках, публичные сервитуты были установлены в соответствии со ст. 23 ЗК РФ нормативным правовым актом органа местного самоуправления после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
См.: СПС “КонсультантПлюс: РегиональноеЗаконодательство (сводное)”; Бюллетень нормативно-правовых актов МО “Северодвинск”. 2009. N 17.

Подведем итог. Формулировка п. 8 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ об отображении в проектах межевания территорий границ зон действия публичных сервитутов является недостаточно конкретной и определенной. Однозначно, не вступая в противоречие с законодательством, на ее основе в проектах межевания возможно отображение границ зон действия только уже установленных в порядке ст.

23 ЗК РФ публичных сервитутов.

В целях управления развитием территорий, сокращения дублирующих административных процедур в ГрК РФ предлагается внести изменения, позволяющие отображать в проектах межевания как существующие, так и планируемые границы зон действия публичных сервитутов, а также прямо предусмотреть возможность установления публичных сервитутов проектом межевания территории.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/44380-ustanovlenie-publichnykh-servitutov-dokumentacii-planirovke-territorii-predlozheniya

Что такое сервитут на земельный участок: простыми словами о понятии, характеристиках, видах

Границы зон действия публичных сервитутов это

Последнее обновление: 09.02.2020

Земельный участки есть в собственности у многих граждан. Кому то они достались в наследство, кто-то их покупал. Но, некоторые не знают, что такое сервитут, и почему он имеет отношение к их участку земли. Это приводит к тому, что владельцы начинают чинить препятствия в пользовании такой землёй.

Что такое сервитут?

Необходимо понять, что включает в себя понятие сервитута. Это официальное разрешение на пользование определённым участком земли в ограниченном количестве. Это разрешение выдается третьему лицу, и собственник не может препятствовать этому.

Если говорить простыми словами, то некий человек получает ограниченное право пользования частью чужого участка земли для удовлетворения собственных нужд. Например, это может быть единственная дорога к колодцу с водой, которая проходит через участок гражданина Н. Другая дорога идёт в обход посёлку, путь примерно 2 км.

На общем собрании собственников СНТ было принято решение использовать сервитут через участок Н. к колодцу. То есть, именно такая дорога стала сервитутом, хотя она является собственностью Н. Но он не может запретить людям ходить по ней за водой, так как они получили право ограниченного пользования. Но и ходить через участок Н.

просто так жители СНТ не могут, только за водой к колодцу.

Получить право ограниченного пользования частью чужого участка можно 2 способами:

  • добровольно, заключив соглашение с собственником всего земельного надела;
  • принудительно, добившись решения суда.

При первом варианте развития событий, достаточно устно договорится с собственником участка земли. Ему необходимо растолковать, для чего необходимо временно (или постоянно) пользоваться частью его участка.

Но, чтобы перестраховаться, нужно заключить письменное соглашение или получить письменное разрешение. Заверять его у нотариуса не нужно, но это можно сделать. Закон не запрещает.

Тогда будет проще отстоять своё право в суде.

Если же собственник не даёт своё согласие, но необходимость в таком пользовании есть, необходимо подавать в суд по месту нахождения участка. Суду необходимо обосновать, почему возникла такая острая необходимость в пользовании именно этим участком, почему нет путей обхода частной собственности.

Когда суд вынесет решение, собственник не может больше препятствовать. Другие люди будут пользоваться его собственностью на законных основаниях. Теперь такая часть его земли будет сервитутом. Запрет будет считаться нарушением прав других лиц.

Но, та часть участка, которая стала сервитутом, теперь находится под обременением. Собственник всего надела имеет право требовать плату за неудобства. О размерах и периодичности внесения платы необходимо договориться с пользователями, либо подать исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Какой бывает сервитут

Так как сервитут относится к земле, то назначение его, а также правила пользования регулируются Земельным кодексом. Этот законодательный акт выделяет 2 вида сервитута:

  • частный сервитут;
  • публичный сервитут.

Это общепринятая классификация. Но можно выделить и другие виды сервитутов. Например, такие как:

  • платный / бесплатный;
  • срочный / бессрочный.

Частный

Он оформляется между физическими лицами – собственником и пользователями. Частный сервитут возникает как следствие переговоров, результат фиксируется в госорганах. Если же согласия нет, то разрешения можно добиться через суд. Но для этого необходимо иметь веские доказательства того, что без частного сервитута не обойтись.

Публичный

Здесь несколько иной порядок установления, в отличии от частного. Публичный сервитут устанавливается на основании нормативного акта органа власти. Он необходим для того чтобы решить задачи муниципальный или государственных органов власти.

Например, для строительства новой дороги необходимо постоянно подвозить материал, и сделать это можно только через этот участок земли. Но, если собственник докажет, что его права нарушены, и для удовлетворения госнужд есть и другие пути, то суд отменит публичный сервитут.

Другие виды

Выделение других видов происходит по следующей классификации:

  • платный – то есть, собственник получает плату за пользование своими владениями;
  • бесплатный – пользование происходит на безвозмездной основе;
  • срочный – разрешение выдано на определённый срок;
  • бессрочный – срока у сервитута нет.

Процедура оформления

Любое пользование чужой собственностью должно быть оформлено в соответствии с законодательством. Поэтому процедура оформление сервитута регламентирована. Происходит это так:

  • стороны должны прийти к соглашению о необходимости сервитута;
  • составляют соответствующий договор, в котором нужно указать границы, на которые будет распространяться действии сервитута, условия платности или бесплатности, сроки использования чужой собственности, другие условия;
  • после того как будет достигнута договорённость, договор нужно зарегистрировать в Росреестре;
  • после того, как Росреестр зарегистрирует обременение, обеим сторонам будет выдана выписка из ЕГРН. Только после этого можно пользоваться землёй на законных основаниях.

Так как предметом соглашения выступает земля, которая относится к объектам недвижимости, то сделка подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Но есть и исключения:

  • часть земли, находящаяся являющая сервитутом, переходит к другому человеку в порядке наследования. Обременение от земли неотделимы, поэтому отдельно регистрировать его не нужно, только наследство;
  • необходимость в регистрации отпала до того, как стороны пришли к соглашению.

Пакет необходимых документов для оформления

Обеим сторонам необходимо подготовить набор документов, в который входит:

  • бумага, на основании которой часть земли переходит в пользование. Это может быть договор между сторонами или нормативный акт;
  • заявление;
  • паспорт лица, которое его подаёт;
  • кадастровые документы на тот участок земли, на которое оформляется обременение;
  • если одной из сторон выступает организация, то выписка из ЕГРЮЛ, а также устав;
  • квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена в полном размере.

Если одна из сторон не может, по каким-либо причинам, самостоятельно подать документы на регистрацию, это может сделать представитель, но только при наличии нотариальной доверенности.

Срок регистрации обременения – 10 рабочих дней. Через этот период времени, стороны получат выписку из ЕГРН о регистрации обременения.

Если сервитут будет оформлен на определённый срок, то в выписке он будет указан. По его истечению никуда больше идти не нужно, обременение снимается автоматически.

Собственнику нужно будет только снова получить выписку, в которой будет указано, что сервитута больше нет.

Платность

Есть небольшое отличие частного сервитута, от публичного сервитута. Собственник участка земли, которым будут пользоваться другие граждане, имеет право потребовать плату.

Своего рода, это арендные отношения.

То есть, предоставляя в частное пользование соседям часть своего надела в добровольном порядке, собственник может требовать соразмерную плату за полученные неудобства в связи с сервитутом.

Если же сервитут публичный, то плата должна быть истребована с государственного или муниципального органа, ради нужд которого произошло временное изъятие. Но, если собственник решит продать свой надел, он должен предупредить покупателя и представить ему документы об обременении. Отчуждение права не является основанием для прекращения действия сервитута.

Важно! Установление сервитута не является чей-то прихотью. Это вынужденная необходимость, которую нужно доказать! Как только эта необходимость будет ликвидирована, то и действие сервитута также необходимо прекратить.

Заключение

Сервитут частного вида встречается довольно редко. А вот публичный – явление распространённое. При строительстве новых дорог, многоквартирных домов, систем коммуникаций (газопроводы, строительство ЛЭП) власти нередко пользуются владениями других граждан. При этом иногда «забывают» их предупредить, что это можно оформить на законных основаниях (сервитут) и получать за это деньги.

Если после прочтения данного материал у вас возникли вопросы, или у вас есть практические задачи по оформлению сервитута, то вы всегда можете получить бесплатную консультацию по данному вопросу у нашего юриста по недвижимости.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/chto-takoe-servitut/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.