Границы действия публичных сервитутов

Содержание

Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями

Границы действия публичных сервитутов

На каж­дый земель­ный уча­сток (ЗУ) по тре­бо­ва­нию граж­дан­ских, юри­ди­че­ских лиц или в инте­ре­сах госу­дар­ства воз­мож­но вре­мен­ное или бес­сроч­ное нало­же­ние част­но­го или пуб­лич­но­го серви­ту­та. Уста­нов­ле­ние серви­ту­та явля­ет­ся фор­мой обре­ме­не­ния зем­ли:

  • поль­зо­вать­ся мож­но не всей пло­ща­дью ЗУ (из нее вычи­та­ет­ся раз­мер участ­ка под серви­тут);
  • про­ис­хо­дят денеж­ные поте­ри при про­да­же ЗУ или из-за нере­а­ли­зо­ван­ных воз­мож­но­стей;
  • ино­гда воз­ни­ка­ют издерж­ки боль­шие, чем пред­по­ла­га­лось, вплоть до пол­ной поте­ри наде­ла.

Наи­бо­лее обре­ме­ни­тель­ным явля­ет­ся бес­сроч­ный пуб­лич­ный серви­тут.

Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения

Преж­де чем читать даль­ше, пред­ла­га­ем озна­ко­мить­ся со ста­тьей, рас­кры­ва­ю­щей поня­тие “серви­тут”, виды серви­ту­тов, поря­док уста­нов­ле­ния и пре­кра­ще­ния.

П. 5, ст. 23 ЗК гла­сит о том, что бре­мя серви­ту­та долж­но быть мини­маль­ным для кон­крет­но­го ЗУ. То есть недо­пу­сти­мо, когда из-за обре­ме­не­ния у земель­ных соб­ствен­ни­ков воз­ни­ка­ют боль­шие неудоб­ства, финан­со­вые поте­ри, мораль­ный ущерб.

Этот осно­во­по­ла­га­ю­щий пункт часто игно­ри­ру­ет­ся в судах, рас­смат­ри­ва­ю­щих спо­ры. Вла­де­лец зем­ли фак­ти­че­ски бес­си­лен перед госу­дар­ствен­ны­ми моно­по­ли­я­ми.

В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю

  • Част­ный серви­тут на земель­ный уча­сток пре­сле­ду­ет лич­ные инте­ре­сы и накла­ды­ва­ет­ся по прось­бе отдель­ных лиц:
    • напри­мер, граж­дане, стро­я­щие дом, про­сят у сосе­да раз­ре­ше­ние вре­мен­но исполь­зо­вать часть его участ­ка для подъ­ез­да транс­пор­та;
    • что­бы не обхо­дить чей-то неудоб­но рас­по­ло­жен­ный земель­ный надел, сосе­ди про­сят его хозя­и­на раз­ре­шить про­во­дить скот на паст­би­ще через свою тер­ри­то­рию.
  • Пуб­лич­ный серви­тут уста­нав­ли­ва­ет­ся в госу­дар­ствен­ных и обще­ствен­ных инте­ре­сах, может ини­ци­и­ро­вать­ся госу­дар­ством, хотя воз­мо­жен так­же по ини­ци­а­ти­ве груп­пы граж­дан:
    • вбли­зи жилой зоны пред­по­ла­га­ют­ся зале­жи полез­ных иско­па­е­мых, и госу­дар­ство реша­ет начать гео­ло­го­раз­ве­доч­ные рабо­ты — на ЗУ, попа­да­ю­щие в зону раз­ра­бот­ки, будет нало­же­но обре­ме­не­ние;
    • жите­ли сто­лич­ных при­го­ро­дов обра­ща­ют­ся с прось­бой к субъ­ек­ту феде­ра­ции постро­ить доро­гу или вет­ку мет­ро, кото­рые невоз­мож­но про­ве­сти без затра­ги­ва­ния инте­ре­сов земель­ных соб­ствен­ни­ков;
    • при­ня­то реше­ние о про­кла­ды­ва­нии новой вет­ки газо­про­во­да.
  • Част­ный серви­тут уста­нав­ли­ва­ет­ся в доб­ро­воль­ном или судеб­ном поряд­ке (по вза­им­но­му согла­ше­нию или реше­нию суда): при воз­ник­но­ве­нии кон­флик­та сто­ро­на, пре­тен­ду­ю­щая на огра­ни­чен­ное пра­во поль­зо­ва­ния зем­лей, обра­ща­ет­ся с иском в суд.
  • Пуб­лич­ный серви­тут на земель­ный уча­сток накла­ды­ва­ет­ся без суда при­ня­ти­ем нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го акта или зако­на.
  • При вве­де­нии ЧС вла­де­лец ЗУ име­ет пра­во на денеж­ную ком­пен­са­цию, соот­вет­ству­ю­щую его поте­рям из-за появив­ше­го­ся бре­ме­ни: цена серви­ту­та ука­зы­ва­ет­ся в согла­ше­нии или судеб­ном поста­нов­ле­нии.
  • Поправ­ка в законе (п. 7, ст. 23), преду­смат­ри­ва­ю­щая ком­пен­са­цию хозя­и­ну ЗУ при появ­ле­нии труд­но­стей из-за нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та, с 2015 г. утра­ти­ла свою силу.

Что общего в частном и публичном сервитуте

  • И при част­ном, и при пуб­лич­ном серви­ту­те вла­де­лец не теря­ет прав соб­ствен­но­сти и может совер­шать все сдел­ки с земель­ным участ­ком.
  • Бре­мя при уступ­ке прав пере­хо­дит к ново­му соб­ствен­ни­ку.
  • Серви­тут офи­ци­аль­но уста­нав­ли­ва­ет­ся после госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции (п.9, ст.23).

Установление публичного сервитута на земельный участок

Уста­но­вить серви­тут могут:

  • пра­ви­тель­ство РФ;
  • субъ­ек­ты Феде­ра­ции (рес­пуб­ли­ки, края, обла­сти, окру­га, горо­да Москва, Санкт-Петер­бург, Сева­сто­поль);
  • ОМСУ (орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния).

Цели веде­ния:

  • обес­пе­че­ние про­хо­да (про­ез­да) через ЗУ, в т.ч. к вод­ным объ­ек­там и бере­го­вым зонам;
  • ремонт инже­нер­но-тех­ни­че­ских линий, ком­му­ни­ка­ций, дорог, ж/д путей, транс­порт­ных оста­но­вок и стан­ций (поря­док про­ве­де­ния регу­ли­ру­ет­ся гла­вой 4, зако­на N 257-ФЗ);
  • забор воды в водо­е­мах;
  • сено­кос и паст­би­ща;
  • охо­та, рыбал­ка, раз­ве­де­ние рыбы;
  • про­гон домаш­не­го ско­та;
  • дре­наж­ные рабо­ты на ЗУ;
  • про­ве­де­ние раз­ме­же­ва­ния, гео­де­зи­че­ских, гра­ви­мет­ри­че­ских работ;
  • про­ве­де­ние гео­ло­го-раз­ве­ды­ва­тель­ных работ, раз­лич­ных иссле­до­ва­ний (обре­ме­не­ние накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ный срок).

Серви­тут на заре­зер­ви­ро­ван­ные госу­дар­ством или ОМСУ зем­ли может быть толь­ко вре­мен­ным, при этом пери­од его дей­ствия не пре­вы­ша­ет сро­ка резер­ва­ции.

Поря­док уста­нов­ки пуб­лич­но­го серви­ту­та таков:

  • Пода­ча заяв­ле­ния от име­ни заин­те­ре­со­ван­ных лиц.
  • Обще­ствен­ные слу­ша­ния.
  • При­ня­тие зако­на или нор­ма­тив­но­го акта.
  • Реги­стра­ция в ЕГРН.

Как подается заявление

Заин­те­ре­со­ван­ные лица (граж­дан­ские или юри­ди­че­ские), в том чис­ле пред­став­ля­ю­щие госу­дар­ствен­ные инте­ре­сы, обра­ща­ют­ся с заяв­ле­ни­ем в пра­во­моч­ные ком­пе­тент­ные орга­ны (пра­ви­тель­ства РФ, субъ­ек­тов РФ, ОМСУ). Выбор инстан­ции зави­сит от того, на каком уровне реша­ет­ся вопрос.

В заяв­ле­ние содер­жат­ся све­де­ния:

  • о ЗУ (адрес или место­по­ло­же­ние, пло­щадь);
  • виде и цели серви­ту­та;
  • сро­ке обре­ме­не­ния;
  • соб­ствен­ни­ках земель­но­го участ­ка;
  • лицах, в инте­ре­сах кото­рых вво­дит­ся обре­ме­не­ние.

Заяв­ле­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся, затем выно­сит­ся реше­ние. Если оно поло­жи­тель­но, то даль­ше насту­па­ет инте­рес­ный этап — обще­ствен­ные слу­ша­ния.

Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте

Самую мини­маль­ную. Этот этап сего­дня име­ет чисто фор­маль­ное зна­че­ние: вро­де бы госу­дар­ство при­слу­ши­ва­ет­ся к мне­нию наро­да, но с дру­гой сто­ро­ны оно носит “реко­мен­да­тель­ный” харак­тер:

Обще­ствен­ные слу­ша­ния не явля­ют­ся обя­за­тель­ным осно­ва­ни­ем для при­ня­тия реше­ния, уста­нав­ли­вать пуб­лич­ный серви­тут или нет.

То есть госу­дар­ствен­ные мужи послу­ша­ют, и все рав­но сде­ла­ют по-сво­е­му. Что такое пуб­лич­ные слу­ша­ния, точ­но неиз­вест­но, так как это опре­де­ле­ние отсут­ству­ет в зако­нах. Может это собра­ние наро­да на пло­ща­ди? Пуб­лич­ные деба­ты или опро­сы обще­ствен­но­го мне­ния? Очень похо­жи обще­ствен­ные слу­ша­ния на собра­ния ТСЖ, кото­рые ниче­го не реша­ют.

Слу­ша­ния долж­ны вестись по про­то­коль­ной фор­ме:

  • все выступ­ле­ния, точ­ки зре­ния, воз­ра­же­ния, мне­ния “за” и “про­тив” запи­сы­ва­ют­ся;
  • ука­зы­ва­ют­ся пас­порт­ные дан­ные участ­ни­ков деба­тов.

Принятие нормативно-правового акта

После одоб­ре­ния заяв­ле­ния орга­ны, куда оно посту­пи­ло, при­ни­ма­ют нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт (НПА), раз­ре­ша­ю­щий вве­де­ние серви­ту­та. Если реше­ние при­ни­ма­ет­ся на госу­дар­ствен­ном уровне пра­ви­тель­ством, то выпус­ка­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий закон или поста­нов­ле­ние.

Пра­во­вые доку­мен­ты под­твер­жда­ют вид и цели серви­ту­та, ука­зы­ва­ют срок, на кото­рый он уста­нав­ли­ва­ет­ся. Обя­за­тель­но при­ла­га­ют­ся:

  • дан­ные о место­по­ло­же­нии участ­ка, его пло­ща­ди;
  • ситу­а­ци­он­ный план ЗУ с ука­за­ни­ем гра­ниц;
  • кадаст­ро­вый номер участ­ка;
  • све­де­ния о физи­че­ских (юри­ди­че­ских) лицам, кото­рым при­над­ле­жит земель­ный уча­сток.

Регистрация публичного сервитута

Серви­тут всту­па­ет в юри­ди­че­скую силу толь­ко после реги­стра­ции в ЕГРН.

Для реги­стра­ции необ­хо­ди­мы такие доку­мен­ты:

  • Заяв­ле­ние соб­ствен­ни­ка по стан­дарт­ной фор­ме о реги­стра­ции.
  • Кадаст­ро­вый план с ука­зан­ны­ми гра­ни­ца­ми серви­ту­та.
  • Нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт.
  • Кви­тан­ция об упла­те госу­дар­ствен­ной пошли­ны.
  • Дове­рен­ность (если инте­ре­сы соб­ствен­ни­ка пред­став­ля­ет дру­гое лицо).

Реги­стра­ция осу­ществ­ля­ет­ся не сра­зу после пода­чи заяв­ле­ния, так как тре­бу­ет­ся вре­мя для вне­се­ния изме­не­ния в кадаст­ро­вый план, кото­рый выпол­ня­ет­ся инже­не­ра­ми отде­ла зем­ле­устрой­ства.

Акту реги­стра­ции серви­ту­та при­сва­и­ва­ет­ся инди­ви­ду­аль­ный номер в Росре­ест­ре.

Как происходит межевание при публичном сервитуте

Меже­ва­ние ЗУ — бук­валь­но озна­ча­ет уста­нов­ку гра­ниц земель­но­го участ­ка при помо­щи колы­шек, дюбе­лей и дру­го­го инвен­та­ря. Оно необ­хо­ди­мо для полу­че­ния кадаст­ро­во­го пас­пор­та ЗУ в ЕГРН.

  • Тех­ни­че­ские земель­ные инже­не­ры про­ве­ря­ют уста­нов­лен­ные гра­ни­цы и состав­ля­ют кадаст­ро­вый план участ­ка.
  • После это­го про­во­дит­ся реги­стра­ция прав соб­ствен­ни­ка на зем­лю.
  • Если нало­жен серви­тут, при­хо­дит­ся про­во­дить опять меже­ва­ние для опре­де­ле­ния новых гра­ниц и вно­сить поправ­ки в кадаст­ро­вый план.

Воз­ни­ка­ет мно­го воло­ки­ты с оформ­ле­ни­ем доку­мен­тов на зем­лю. Неко­то­рые соб­ствен­ни­ки, что­бы не ходить в Росре­естр два­жды, поку­па­ют уча­сток, не реги­стри­ру­ют его, а вна­ча­ле про­во­дят меже­ва­ние ЗУ с уче­том серви­ту­та. И толь­ко затем идут на реги­стра­цию. Такое воз­мож­но, если хозя­ин участ­ка точ­но зна­ет, что на его земель­ный надел будет нало­жен ПС.

Но нель­зя пола­гать­ся на слу­хи или про­ек­ты зако­нов, кото­рые очень часто не утвер­жда­ют­ся зако­но­да­тель­ством. Поэто­му луч­ше все­го про­во­дить меже­ва­ние уже после при­ня­то­го нор­ма­тив­но­го акта об уста­нов­ле­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та на земель­ный уча­сток.

Может ли собственник отстоять свои права

Непри­ят­ные момен­ты при уста­нов­ле­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та:

  • соб­ствен­ни­ку не гаран­ти­ру­ет­ся ком­пен­са­ция за поне­сен­ный ущерб;
  • раз­мер бре­ме­ни может ока­зать­ся гораз­до боль­ше обе­щан­но­го.

Что делать?

Постра­дав­ший име­ет пра­во обра­щать­ся в судеб­ные инстан­ции при ущем­ле­нии сво­их инте­ре­сов (п. 8, ст. 23). Пуб­лич­но-пра­во­вые отно­ше­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся адми­ни­стра­тив­ны­ми суда­ми, поэто­му необ­хо­ди­мо пода­вать адми­ни­стра­тив­ный иск.

Обид­но, что зако­но­да­тель­ство боль­ше не преду­смат­ри­ва­ет обя­за­тель­ную опла­ту издер­жек соб­ствен­ни­ка, как при ЧС, хотя госу­дар­ство может про­явить “доб­ро­ту”:

  • напри­мер, снять серви­тут (за нена­доб­но­стью или по окон­ча­нии сро­ка резер­ва­ции зем­ли);
  • изъ­ять ЗУ у соб­ствен­ни­ка пол­но­стью, а вза­мен предо­ста­вить ему ком­пен­са­цию или ана­ло­гич­ный уча­сток.

Пример судебной тяжбы

Отсто­ять свои пра­ва соб­ствен­ни­ку при нало­же­нии пуб­лич­но­го серви­ту­та в реаль­но­сти очень труд­но. Суды пер­вой инстан­ции, исполь­зуя бюро­кра­ти­че­ские зако­выр­ки в зако­нах, часто откло­ня­ют иски.

При­ме­ром явля­ет­ся сле­ду­ю­щий слу­чай.

  • В гра­ни­цах села N уста­но­ви­ли пуб­лич­ный вре­мен­ный серви­тут на про­ход граждан(проезд) к водо­е­му и бере­гу.
  • Соб­ствен­ник M. подал иск в адми­ни­стра­тив­ный суд с наме­ре­ни­ем оспо­рить дан­ный нор­ма­тив­ный акт:
    • пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния его земель­ны­ми участ­ка­ми воз­ник­ло у неогра­ни­чен­но­го кру­га лиц;
    • у мест­ной адми­ни­стра­ции были дру­гие воз­мож­но­сти орга­ни­за­ции сво­бод­но­го про­ез­да (про­хо­да) к водо­е­му.
  • Пер­вой судеб­ной инстан­ци­ей иск был откло­нён на том осно­ва­нии, что серви­тут не заре­ги­стри­ро­ван, а зна­чит офи­ци­аль­но не суще­ству­ет, и ста­ло быть нет и пред­ме­та для спо­ра.
  • М. обра­тил­ся в сле­ду­ю­щую инстан­цию — Вер­хов­ный Суд РФ (кол­ле­гию по адми­ни­стра­тив­ным делам).
  • Кол­ле­гия отме­ни­ла реше­ние пер­во­го суда и воз­вра­ти­ло дело на повтор­ное рас­смот­ре­ние, ука­зав на нару­ше­ния:
    • кодек­са адми­ни­стра­тив­но­го про­из­вод­ства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рас­смот­ре­нии и раз­ре­ше­нии граж­дан­ских и адми­ни­стра­тив­ных дел, оспа­ри­ва­ю­щих нор­ма­тив­ные акты;
    • ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о пра­ве граж­дан и юрлиц обра­щать­ся с иско­вы­ми заяв­ле­ни­я­ми, если они счи­та­ют, что дан­ные нор­ма­тив­ные акты нару­ша­ют их пра­ва и инте­ре­сы;
    • п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защи­те сво­их прав в суде лица­ми, чьи инте­ре­сы были нару­ше­ны после уста­нов­ле­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та.

Осно­ва­ни­я­ми для пере­смот­ра дела явля­ют­ся:

  • Реше­ние Вер­хов­но­го суда (обзор №35): Даже если пуб­лич­ный серви­тут не заре­ги­стри­ро­ван в Росре­ест­ре, это не может пре­пят­ство­вать рас­смот­ре­нию иско­во­го заяв­ле­ния судом и при­зна­нию недей­стви­тель­ным нор­ма­тив­но­го акта, кото­рый уста­но­вил дан­ное обре­ме­не­ние.
  • Ст. 47, ч. 2 и 3 поста­нов­ле­ния N 131-ФЗ, при­ня­тое в 2003 г.: Муни­ци­паль­ные НПА всту­па­ют в силу сра­зу после опуб­ли­ко­ва­ния. Граж­дане долж­ны иметь воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с ними (кро­ме све­де­ний, огра­ни­чен­ных зако­ном).

Прекращение действия публичного сервитута

Осно­ва­ния для сня­тия серви­ту­та:

  • исте­че­ние сро­ка дей­ствия обре­ме­не­ния;
  • окон­ча­ние сро­ка резер­ва­ции зем­ли, на кото­рой рас­по­ло­жен уча­сток;
  • исчез­но­ве­ние необ­хо­ди­мо­сти в серви­ту­те;
  • сти­хий­ное бед­ствие, при­вед­шее к невоз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния участ­ка;
  • анну­ля­ция по реше­ние суда нор­ма­тив­но­го акта о вве­де­нии ПС.

Авто­ма­ти­че­ско­го сня­тия пуб­лич­но­го серви­ту­та нет — нуж­но реги­стри­ро­вать пре­кра­ще­ние его дей­ствия в Росре­ест­ре, вновь вно­ся изме­не­ния в кадаст­ро­вый план.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Границы действия публичных сервитутов

Одним из видов обременений земельного участка выступает публичный сервитут. Это право на использование чужой земли, которое устанавливается государством. Цель установления сервитута заключается в том, чтобы облегчить пользование землей третьим лицам.

Формы и регулирование вопроса

Юридическим основанием сервитута выступает ГК РФ, в частности, ст. 272-277. Зачем на землю устанавливается обременение? С целью того, чтобы обеспечить третьим лицам проход, проезд через участок. Кроме того, для обслуживания коммуникаций, если иным способом пройти на территорию невозможно, кроме как через чужой надел.

Сервитут существует в двух формах:

  1. Простой или частный. Означает соглашение, которые заключено по предмету использования участка собственника.
  2. Публичный: в качестве стороны соглашения выступают государственные органы, которые занимаются обеспечением прав населения.

Каждая из вышеназванных форм имеет свои особенности.

Публичный сервитут

В правоотношении принимают участие органы государственной власти. В основном, вопросом занимаются местные органы, в чьем ведении находится земельный надел. Публичный сервитут можно оформить только после проведения слушаний, на основании юридического документа, изданного местными органами власти. Обременение налагается со строго определенными целями:

  • свободный проход (проезд) на участок земли;
  • обеспечение бесперебойной работы по монтажу, ремонту оборудования, коммуникаций;
  • водопой животных;
  • регулярный забор воды;
  • прогон животных на пастбище, водопой;
  • проведение дренажных мероприятий;
  • проезд к сенокосным землям в определенные сезоны;
  • свободный допуск с береговой линии водоемов;
  • сбор ягод на лесных угодьях;
  • рыбная ловля в водоемах.

В ряде случаев наложенное ограничение делает невозможным для собственника использовать свои угодья по прямому назначению.

В этой ситуации он вправе потребовать от местной администрации выкупа земельного надела, а также компенсации убытков, понесенных им за время использования земли.

Действие собственника правомерно, если он не смог из-за обременения использовать земельный надел по назначению, следовательно, не получил ожидаемого дохода.

Оплата публичного сервитута

Статья 39.46 ЗК РФ устанавливает обязанность вносить плату за сервитут. Это общее правило, из которого могут быть исключения. Закон разрешает в виде компенсации определять единовременные или периодические платежи.

Оплата публичного сервитута в отношении земельных угодий, владельцами которых выступают органы государственной власти, без их обременения со стороны третьих лиц, происходит единым платежом не позже полугода со дня принятия решения об установлении ограничения.

Его размер устанавливается пропорционально габаритам земельного надела.

Плата за сервитут устанавливается в % отношении. Базой, от которой следует отталкиваться, выступает кадастровая цена угодья. В частности – 0,01 % от его стоимости. Проценты могут быть снижены, если срок ограничения существует более 3 лет.

Безвозмездный сервитут

Обременение на участок, наложенное в публичной форме, может быть безвозмездным. На это существует несколько оснований. ЗК РФ отсылает к подпунктам ст. 39.37:

  1. П.п. 3 – размещение объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность инфраструктуры, благополучие населения (например, прокладка линий связи, водопровод и т.д.).
  2. Устройство автомобильных дорог, трасс.
  3. Размещение путей железнодорожного сообщения.
  4. Подключение инженерных сетей и т.д.

Таким образом, безвозмездное использование ограничения возможно, если его установление обеспечивает жизнедеятельность жизненно важных технических объектов, во имя благополучия граждан.

Как устанавливается

Если инициатива исходит от органов власти, то необходимо издание НПА. Именно этот юридический документ является основанием к ограничению: его текст устанавливает причины, по которым произошло обременение.

В ряде случаев о необходимости введения на земельный надел ограничения ходатайствуют собственники, их соседи, а также третьи лица.

В этом случае местный орган власти также обязан издать НПА, он делает это в интересах лиц, которые находятся в худшем положении по отношению ко всем иным, участвующим в этом вопросе.

Публичное ограничение устанавливается в четком соответствии с законом. Это означает, что необходимы основания, указанные в ЗК РФ.

НПА, который издается властями, может быть федерального, регионального, муниципального уровня. В тексте правового документа указывается следующая информация:

  • цели установления ограничения;
  • длительность его формирования;
  • сведения о компенсации владельцу земельным наделом.

Запрет на ограничение

В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:

  • установление ограничения на территории, предназначенной для обеспечения безопасности российского государства;
  • возведение на земельном угодье объекта строительства, предназначенного для потребностей населения или предприятий;
  • использование земли для возведения предприятия, которое действует на бессрочной основе: ограничение не позволит собственнику распоряжаться наделом и работать на нем;
  • применение земельного надела в качестве полигона, служащего утилизации отходов, как бытового, так и промышленного назначения (даже при условии того, что в данной местности отсутствует территория, пригодная для этих мероприятий).

Пакет документов на установление публичного сервитута

Каждый юридический процесс сопровождается подготовкой, сбором и передачей определенных бумаг, имеющих правовую ценность Случай с сервитутом не является исключением из правил.

  1. Заявление, поданное от имени заинтересованных лиц. Решение уполномоченных органов власти, в котором они выражают согласие и желание применить определенную территорию для сервитута.
  2. Документ, содержащий информацию о том, зачем устанавливается ограничение, каковы цели этого действия (в том случае, если обременение – это инициатива органов власти и управления).
  3. Документ, который отражает сведения о проведенных публичных слушаниях.
  4. Протокол их ведения с тщательным описанием слушаний.
  5. НПА, который вынесен и издан по итогам проведения слушаний. В нем обязательно указывается информация о целях установления ограничения, сроках.

Если ограничение устанавливается по инициативе заинтересованных лиц, то к пакету документов прибавляются следующие бумаги:

  1. Кадастровый паспорт земельного участка, местности, где он находится (в случае, если обременение устанавливается по инициативе собственников и других заинтересованных лиц).
  2. Обоснование целей установления ограничения, доказательства того, что другими методами нельзя достичь задач, связанных с развитием и благоустройством участка земли.
  3. Расчет примерной цены установленного ограничения.
  4. Документ, который является доказательством факта публичных слушаний.

Перечисленные документы обязательно должны быть подготовлены заинтересованными лицами. После этого, они передаются в местный орган власти. Чиновники рассматривают заявку. Если в документах не обнаруживаются ошибки, назначаются публичные слушания. Об этом оповещаются все лица, заинтересованные в скорейшем разрешении спорного вопроса.

В ходе слушаний составляется протокол. Именно этот документ служит основанием к изданию НПА, который установит публичный сервитут.

Основным документом в списке выступает заявление. Его может написать человек, заинтересованный в сервитуте. Кроме того, закон не запрещает, чтобы заявление было коллективным. В его тексте в обязательном порядке прописываются цели, преследуемые при установлении сервитута.

А также доказательства того, что этих задач невозможно решить, если ограничение не будет установлено. В тексте заявления заинтересованные лица обязаны указать сведения об участке. Прежде всего, интересует его кадастровый номер, площадь и населенный пункт, где он располагается.

Источник: https://prozemlu.ru/kak-ustanavlivaetsya-publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Границы действия публичных сервитутов
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.

Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 – 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст.

23), Водного и Лесного кодексов.

Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.

Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».

Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:

  • сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
  • причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.

Сервитуты делятся на:

  • личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
  • предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.

Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.

Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.

Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).

Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:

  • собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
  • собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.

соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:

  • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
  • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
  • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
  • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
  • срок действия сервитута;
  • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
  • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
  • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
  • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
  • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
  • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута

Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

  • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
  • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.

Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута

Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.

Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

  • хозяйственной необходимостью;
  • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.

Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:

  • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
  • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
  • заключение соглашения об установлении сервитута;
  • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.

Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok-nahodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Границы действия публичных сервитутов

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.

Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.

Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.

А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.

Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.

Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.

А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.

Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.

Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.

Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.

Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.

Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.

Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.

Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.

Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Источник: https://FB.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.