Границы действия публичных сервитутов
Содержание
- 1 Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
- 1.1 Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
- 1.2 В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- 1.3 Что общего в частном и публичном сервитуте
- 1.4 Установление публичного сервитута на земельный участок
- 1.5 Как подается заявление
- 1.6 Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
- 1.7 Принятие нормативно-правового акта
- 1.8 Регистрация публичного сервитута
- 1.9 Как происходит межевание при публичном сервитуте
- 1.10 Может ли собственник отстоять свои права
- 1.11 Пример судебной тяжбы
- 1.12 Прекращение действия публичного сервитута
- 2 Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
- 3 Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
- 3.1 соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- 3.2 Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута
- 3.3 Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута
- 3.4 Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- 3.5 Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- 4 Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:
- пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
- происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
- иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.
Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.
Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие “сервитут”, виды сервитутов, порядок установления и прекращения.
П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.
Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.
В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
- например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
- чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
- Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
- вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
- жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
- принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
- Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
- Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
- При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
- Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.
Что общего в частном и публичном сервитуте
- И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
- Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
- Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п.9, ст.23).
Установление публичного сервитута на земельный участок
Установить сервитут могут:
- правительство РФ;
- субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
- ОМСУ (органы местного самоуправления).
Цели ведения:
- обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т.ч. к водным объектам и береговым зонам;
- ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
- забор воды в водоемах;
- сенокос и пастбища;
- охота, рыбалка, разведение рыбы;
- прогон домашнего скота;
- дренажные работы на ЗУ;
- проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
- проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).
Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.
Порядок установки публичного сервитута таков:
- Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
- Общественные слушания.
- Принятие закона или нормативного акта.
- Регистрация в ЕГРН.
Как подается заявление
Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.
В заявление содержатся сведения:
- о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
- виде и цели сервитута;
- сроке обременения;
- собственниках земельного участка;
- лицах, в интересах которых вводится обременение.
Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.
Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит “рекомендательный” характер:
Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.
То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.
Слушания должны вестись по протокольной форме:
- все выступления, точки зрения, возражения, мнения “за” и “против” записываются;
- указываются паспортные данные участников дебатов.
Принятие нормативно-правового акта
После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.
Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:
- данные о местоположении участка, его площади;
- ситуационный план ЗУ с указанием границ;
- кадастровый номер участка;
- сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.
Регистрация публичного сервитута
Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.
Для регистрации необходимы такие документы:
- Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
- Кадастровый план с указанными границами сервитута.
- Нормативно-правовой акт.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).
Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.
Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.
Как происходит межевание при публичном сервитуте
Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.
- Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
- После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
- Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.
Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.
Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.
Может ли собственник отстоять свои права
Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:
- собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
- размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.
Что делать?
Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.
Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить “доброту”:
- например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
- изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.
Пример судебной тяжбы
Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.
Примером является следующий случай.
- В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан(проезд) к водоему и берегу.
- Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
- право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
- у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
- Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
- М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
- Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
- кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
- ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
- п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.
Основаниями для пересмотра дела являются:
- Решение Верховного суда (обзор №35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
- Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).
Прекращение действия публичного сервитута
Основания для снятия сервитута:
- истечение срока действия обременения;
- окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
- исчезновение необходимости в сервитуте;
- стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
- аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.
Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html
Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
Одним из видов обременений земельного участка выступает публичный сервитут. Это право на использование чужой земли, которое устанавливается государством. Цель установления сервитута заключается в том, чтобы облегчить пользование землей третьим лицам.
Формы и регулирование вопроса
Юридическим основанием сервитута выступает ГК РФ, в частности, ст. 272-277. Зачем на землю устанавливается обременение? С целью того, чтобы обеспечить третьим лицам проход, проезд через участок. Кроме того, для обслуживания коммуникаций, если иным способом пройти на территорию невозможно, кроме как через чужой надел.
Сервитут существует в двух формах:
- Простой или частный. Означает соглашение, которые заключено по предмету использования участка собственника.
- Публичный: в качестве стороны соглашения выступают государственные органы, которые занимаются обеспечением прав населения.
Каждая из вышеназванных форм имеет свои особенности.
Публичный сервитут
В правоотношении принимают участие органы государственной власти. В основном, вопросом занимаются местные органы, в чьем ведении находится земельный надел. Публичный сервитут можно оформить только после проведения слушаний, на основании юридического документа, изданного местными органами власти. Обременение налагается со строго определенными целями:
- свободный проход (проезд) на участок земли;
- обеспечение бесперебойной работы по монтажу, ремонту оборудования, коммуникаций;
- водопой животных;
- регулярный забор воды;
- прогон животных на пастбище, водопой;
- проведение дренажных мероприятий;
- проезд к сенокосным землям в определенные сезоны;
- свободный допуск с береговой линии водоемов;
- сбор ягод на лесных угодьях;
- рыбная ловля в водоемах.
В ряде случаев наложенное ограничение делает невозможным для собственника использовать свои угодья по прямому назначению.
В этой ситуации он вправе потребовать от местной администрации выкупа земельного надела, а также компенсации убытков, понесенных им за время использования земли.
Действие собственника правомерно, если он не смог из-за обременения использовать земельный надел по назначению, следовательно, не получил ожидаемого дохода.
Оплата публичного сервитута
Статья 39.46 ЗК РФ устанавливает обязанность вносить плату за сервитут. Это общее правило, из которого могут быть исключения. Закон разрешает в виде компенсации определять единовременные или периодические платежи.
Оплата публичного сервитута в отношении земельных угодий, владельцами которых выступают органы государственной власти, без их обременения со стороны третьих лиц, происходит единым платежом не позже полугода со дня принятия решения об установлении ограничения.
Его размер устанавливается пропорционально габаритам земельного надела.
Плата за сервитут устанавливается в % отношении. Базой, от которой следует отталкиваться, выступает кадастровая цена угодья. В частности – 0,01 % от его стоимости. Проценты могут быть снижены, если срок ограничения существует более 3 лет.
Безвозмездный сервитут
Обременение на участок, наложенное в публичной форме, может быть безвозмездным. На это существует несколько оснований. ЗК РФ отсылает к подпунктам ст. 39.37:
- П.п. 3 – размещение объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность инфраструктуры, благополучие населения (например, прокладка линий связи, водопровод и т.д.).
- Устройство автомобильных дорог, трасс.
- Размещение путей железнодорожного сообщения.
- Подключение инженерных сетей и т.д.
Таким образом, безвозмездное использование ограничения возможно, если его установление обеспечивает жизнедеятельность жизненно важных технических объектов, во имя благополучия граждан.
Как устанавливается
Если инициатива исходит от органов власти, то необходимо издание НПА. Именно этот юридический документ является основанием к ограничению: его текст устанавливает причины, по которым произошло обременение.
В ряде случаев о необходимости введения на земельный надел ограничения ходатайствуют собственники, их соседи, а также третьи лица.
В этом случае местный орган власти также обязан издать НПА, он делает это в интересах лиц, которые находятся в худшем положении по отношению ко всем иным, участвующим в этом вопросе.
Публичное ограничение устанавливается в четком соответствии с законом. Это означает, что необходимы основания, указанные в ЗК РФ.НПА, который издается властями, может быть федерального, регионального, муниципального уровня. В тексте правового документа указывается следующая информация:
- цели установления ограничения;
- длительность его формирования;
- сведения о компенсации владельцу земельным наделом.
Запрет на ограничение
В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:
- установление ограничения на территории, предназначенной для обеспечения безопасности российского государства;
- возведение на земельном угодье объекта строительства, предназначенного для потребностей населения или предприятий;
- использование земли для возведения предприятия, которое действует на бессрочной основе: ограничение не позволит собственнику распоряжаться наделом и работать на нем;
- применение земельного надела в качестве полигона, служащего утилизации отходов, как бытового, так и промышленного назначения (даже при условии того, что в данной местности отсутствует территория, пригодная для этих мероприятий).
Пакет документов на установление публичного сервитута
Каждый юридический процесс сопровождается подготовкой, сбором и передачей определенных бумаг, имеющих правовую ценность Случай с сервитутом не является исключением из правил.
- Заявление, поданное от имени заинтересованных лиц. Решение уполномоченных органов власти, в котором они выражают согласие и желание применить определенную территорию для сервитута.
- Документ, содержащий информацию о том, зачем устанавливается ограничение, каковы цели этого действия (в том случае, если обременение – это инициатива органов власти и управления).
- Документ, который отражает сведения о проведенных публичных слушаниях.
- Протокол их ведения с тщательным описанием слушаний.
- НПА, который вынесен и издан по итогам проведения слушаний. В нем обязательно указывается информация о целях установления ограничения, сроках.
Если ограничение устанавливается по инициативе заинтересованных лиц, то к пакету документов прибавляются следующие бумаги:
- Кадастровый паспорт земельного участка, местности, где он находится (в случае, если обременение устанавливается по инициативе собственников и других заинтересованных лиц).
- Обоснование целей установления ограничения, доказательства того, что другими методами нельзя достичь задач, связанных с развитием и благоустройством участка земли.
- Расчет примерной цены установленного ограничения.
- Документ, который является доказательством факта публичных слушаний.
Перечисленные документы обязательно должны быть подготовлены заинтересованными лицами. После этого, они передаются в местный орган власти. Чиновники рассматривают заявку. Если в документах не обнаруживаются ошибки, назначаются публичные слушания. Об этом оповещаются все лица, заинтересованные в скорейшем разрешении спорного вопроса.
В ходе слушаний составляется протокол. Именно этот документ служит основанием к изданию НПА, который установит публичный сервитут.
Основным документом в списке выступает заявление. Его может написать человек, заинтересованный в сервитуте. Кроме того, закон не запрещает, чтобы заявление было коллективным. В его тексте в обязательном порядке прописываются цели, преследуемые при установлении сервитута.
А также доказательства того, что этих задач невозможно решить, если ограничение не будет установлено. В тексте заявления заинтересованные лица обязаны указать сведения об участке. Прежде всего, интересует его кадастровый номер, площадь и населенный пункт, где он располагается.
Источник: https://prozemlu.ru/kak-ustanavlivaetsya-publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/
Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.
Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 – 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст.
23), Водного и Лесного кодексов.
Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.
Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».
Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:
- сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
- причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.
Сервитуты делятся на:
- личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
- предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.
Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.
Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.
Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).
Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:
- собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
- собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.
соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:
- ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
- сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
- кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
- причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
- срок действия сервитута;
- если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
- размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
- виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
- исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
- ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
- обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).
Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута
Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.
Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.
Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:
- специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
- схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.
В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».
При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.
Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.
Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута
Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.
Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.
Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.
Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.
Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:
- хозяйственной необходимостью;
- пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.
Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.
Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:
- проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
- осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
- заключение соглашения об установлении сервитута;
- регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.
Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.
В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.
Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.
Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.
Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.
Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.
Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok-nahodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html
Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.
Виды обременения
Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:
- строительства прохода или проезда;
- прокладки линии электропередачи;
- прокладки водопровода и др.
Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:
- для проезда или прохода через земельный надел;
- для использования земли;
- для строительства пастбища;
- для сенокошения;
- для охоты и рыбалки;
- для исследовательских работ и др.
Подробнее о публичном сервитуте
Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.
Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:
- субъективное право;
- способ обременения;
- бессрочное или временное оформление.
К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:
- линия электропередачи;
- опоры под линии электропередач;
- газовые трубы, подведенные к участкам;
- водопровод;
- канализация.
В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.
Основания для образования
Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:
- Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
- Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
- Есть завещание.
Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.
Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.
В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.
Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.
При написании заявления необходимо указать:
- наименование объекта, его фактический адрес;
- цель наложения обременения;
- срок наложения публичного сервитута;
- полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
- информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.
Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.
Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.
Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.
Принятие решения
После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.
Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.
Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.
Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:
- заявление о регистрации обременения;
- квитанция об уплате госпошлины;
- нормативный акт или соглашение об обременении;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
- план земельного надела, на который будет наложен сервитут.
Межевание
Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.
А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.
Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.
Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.
Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.
А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.
Договор
Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:
- Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
- Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
- Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
- Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
- Срок установления сервитута.
- Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.
После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.
Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.
В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.
Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.
Весовым основанием для написания дополнения к договору является:
- Перемена деятельности пользователей.
- Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
- Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
- Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
- Вынесение судебного постановления.
Регистрация
Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.
Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.
Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.
После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.
Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.
Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.
Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.
Когда прекращается обременение
Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.
К таким основаниям относятся:
- смерть владельца земельного надела;
- официально оформленный отказ пользователя от обременения;
- ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
- объединение сторон для ведения совместной деятельности;
- постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
- завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.
Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.
Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.
Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.
Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).
Источник: https://FB.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya