Граница землепользования

Содержание

Уточнение местоположения границ земельных участков

Граница землепользования

УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:

а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или

б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или

в) точность определения координат  в сведениях ЕГРН не указана.

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».

В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Документы, на основании которых проводится уточнение границ

Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных

  • частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
  • пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
  • пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.

Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:

1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:

  • Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №  1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.

2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:

  • утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
  • проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
  • утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:

  • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
  • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
  • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
  • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.

На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.

Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.

Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.

Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства

С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.

Источник: http://KadastrSRO.ru/index.php/polezno-znat/metodich-material/45-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-kadastrovykh-inzhenerov/479-utochnenie-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uchastkov

Что делать, если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями?

Граница землепользования

Что же делать, если границы земельного участка не установлены? Этим вопросом задаются многие владельцы собственники недвижимости. Прочитав статью, вы узнаете про все аспекты легального оформления границ земельных участков. Также в данном материале содержатся актуальные советы о том, как успешно провести межевание границ и согласовать границы с соседями.

статьи:

«Граница земельного участка не установлена» – что это означает и каковы последствия?

Перед постановкой на кадастровый учёт своей собственности владелец земельного участка должен предоставить в уполномоченный орган целый пакет документов.

Одним из важных приложений к заявлению при регистрации земли является акт согласования земельных границ с другими землепользователями. Этот документ составляется во время замеров при межевании.

Однако бывают случаи, когда по невнимательности землевладельцев или кадастровых инженеров данный акт упускается из виду. Как результат оплошности, земельный участок остается без надлежащим образом оформленных границ.

В таких случаях возможны посягательства на собственность лица со стороны недобросовестных соседей. Кроме того,земельный участок без установленных границ может представлять интерес и для третьих лиц, которые возможно воспользуются ситуацией и начнут проведение работ на якобы «бесхозяйной» земле. Чтобы то ни было, собственник вправе в каждом случае обратиться в суд за защитой своих прав.

Как указывает ФЗ №221 от 24 июля 2007 года, сведения в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность являются главным средством для регуляции границ земельного участка.

Продажа участка без границ в силу высокой вероятности возникновения споров о праве собственности представляет особую сложность.

Если, таким образом, кадастровый паспорт объекта недвижимости будет гласить о неустановленных границах недвижимости, следует немедленно решать вопрос о проведении межевания.

Граница земельного участка не установлена – что делать?

Во время продажи земельного участка со всеми правоустанавливающими документами, оформленными в надлежащем порядке, вполне могут возникнуть непредвиденные сложности.

Подавая документы для регистрации, собственник земли может получить отказ от сотрудника кадастрового органа.

Поводом для отказа в регистрации договора купли-продажи в данном случае может выступить факт отсутствия определённых и оформленных границ участка.

Неудивительно, что подобные проблемы могут вызвать разногласия и споры с определением общих границ участков с соседями. Каждому гражданину в соответствии с Конституцией и процессуальным законодательством гарантируется судебная защита его прав.

Но, отсутствие в кадастровом паспорте объекта отметки о правомерно оформленных границах сильно снижает шансы выиграть дело о защите своего права собственности на спорном участке.

В силу отсутствия элементарных знаний по землеустройству многие землевладельцы попадают в такие невыгодные ситуации. В каждом кадастровом паспорте указывается детальная схема земельного участка.

Однако для определения четких границ земли этого мало. Установление границ подразумевает, в первую очередь, их однозначную идентификацию, привязку к географическим координатам и определение положения по отношению к смежным участкам.

Соблюдение указанных трёх требований считается достаточным.

Ведомость границ в кадастровом плане наряду со схемой земельного участка считаются основными элементами правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Ведомость границ содержит в себе информацию о протяженности всех границ с указанием дирекционных углов и геодезических данных и устанавливает точное расположение земли на местности.

Наличие этой информации обеспечит выигрыш в суде по любым земельным спорам.

Как поступить, если запись о границах не отображена в кадастровых документах?

Если у землевладельца нет споров с соседями насчет границ и если нет желания совершать сделки с землёй (купля-продажа, дарение, аренда и т.п.

), то факт отсутствия ведомости границ в кадастровом паспорте не будет создавать какие-либо неудобства для собственника.

Однако такое положение дел не считается правомерным, так как земля считается собственностью, и вся документация на неё должна быть в полном порядке.

Причиной обсуждаемой проблемы больше всего выступает элементарная невнимательность человека. Если прежние землепользователи провели процедуру кадастрового учета собственности без проведения межевания, то проблемы возникнут у нынешнего владельца земли.

Чтобы не дать старт бесконечным спорам с собственниками соседних участков, следует провести межевание в установленном законом порядке. Порядок проведения межевания и юридические требования к этому мероприятию отражены в ФЗ №78 «О землеустройстве».

Итак, каков же порядок действий для легального установления границ земельного участка? Решение обсуждаемой проблемы – обращение в лицензированную геодезическую фирму для проведения межевания границ.

Проведению геодезических работ будет предшествовать заключение договора, в котором будут обговорены все условия работы специализированной фирмы. Результатом работы специалистов-геодезистов будет межевое дело.

Именно на основе данных этого документа орган, регистрирующий права собственности на земельные участки, внесёт поправки в кадастровый паспорт объекта.

После завершения всего комплекса измерений на участке геодезисты составляют межевое дело в двух экземплярах.

Если один из них надо будет направить в кадастровый орган, то второй оригинальный экземпляр собственник должен хранить у себя.

Межевой план должен полностью соответствовать установленному государством образцу. Указание на дату проведения процедуры определения границ обязательно.

Как вносятся изменения в кадастровый паспорт?

После завершения межевания, собственник должен написать в кадастровую палату заявление об изменении кадастрового паспорта с приложением всех документов (таких, как старый кадастровый паспорт, межевое дело, акт согласования). Оплачивается установленная государственная пошлина.

По итогам рассмотрения обращения лица ему выдаётся кадастровый паспорт земли нового образца с актуальными сведениями о границах участка. Вся процедура по узакониванию границ не представляет особого труда и проводится в краткие сроки (примерно месяц). Больше всего затруднений может возникнуть при получении согласия соседей.

Согласие соседей на установление границ

Если между соседями нет разногласий по поводу границ, то составляется акт согласования. При этом следует отметить, что согласие соседей при составлении акта согласования должно быть письменным.

Устное согласие соседей на установленные границы не будет считаться действительным и повлечет за собой ничтожность межевого плана. Но если имеется спор, то решать проблему придётся через суд.

Из-за того, что доказательственная база по спорам по установлению границ очень скудная, то судебные тяжбы могут продлиться довольно-таки долго.

«Соответствие требованиям земельного законодательства» – что значит эта формулировка?

Если границы земли не оформлены, то в кадастровый паспорт будут внесены записи именно с такой формулировкой – границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Это означает, что межевание границ не проводилось.

Приказ Минюста от 18 февраля 2008 года №32 законодательно закрепил, что указанная выше формулировка должна быть внесена в графу 17 кадастрового паспорта объекта в случае отсутствия информации в государственном реестре учета земель о границах.

Но такая запись может быть закреплена в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность и даже если имеется межевой план участка с четко определёнными границами. Вероятнее всего в таких случаях допущена кадастровая ошибка.

Сотрудники кадастровой палаты могут по невнимательности перепутать данные и внести ошибочные сведения.

ФЗ от 24 июля 2007 года №221 гласит, что кадастровая ошибка будет исправлена, если будут предоставлены документы, указывающие на надлежащее оформление границ (в нашем случае, это межевое дело с подробной схемой границ земли).

Запись в пункт 17 кадастрового паспорта может быть внесена, если межевое дело составлено неверно и с отклонением от установленного образца. В подобных ситуациях органы кадастрового учёта не будут вносить изменения в паспорт объекта.

Ввиду этого, всем собственникам настоятельно рекомендуется внимательно ознакомиться с межевым делом. Недвижимость без установленных границ подобна «коту в мешке» — высок риск возникновения споров по поводу общей площади земельного надела.

Поэтому при первом же обнаружении записи о неустановленных границах в кадастровом паспорте стоит незамедлительно начать операции по межеванию земель и обратиться в органы государственного кадастрового учета для решения этой проблемы. Теперь хотелось бы подробнее поговорить о решении таких вопросов в суде.

Что говорит судебная практика?

Неустановленные границы земельного участка не препятствуют защите права собственности 20 октября 2015 года судебной коллегией Верховного суда РФ было вынесено определение по гражданскому делу о споре по неустановленным земельным участкам. Судебный орган пришел к выводу, согласно которому собственник земельного участка без установленных границ вправе требовать устранения нарушения своих законных прав от любых лиц.

Лицо подало в суд иск с требованием обязать ответчика перенести забор и устранить препятствия в пользовании землёй. В качестве обоснования своих требований он указал, что он является собственником спорного земельного участка.

Ответчик по делу имел в собственности смежный земельный участок. Ответчик незаконным образом перенёс по левой межевой границе забор на 1,5 метра и установил ограждения на участке истца.

Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Однако вышестоящая инстанция прежнее решение отменила. Мотивировкой для принятия данного решения выступило положение, что границы земельных участков истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями закона. Ввиду этого, решение суда первой инстанции признано необоснованным и незаконным.

Далее Верховный суд аргументы апелляционного суда не принял и вернул дело для рассмотрения заново в апелляционный суд.

Обоснованием для такого вывода высшей судебной инстанции послужили следующие доводы.

В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для следующих категорий земель границы считаются установленными согласно законодательству:

  • земельные участки, кадастровый учет которых проводился до принятия вышеприведенного ФЗ;
  • земельные участки без кадастрового учета, но с легально зарегистрированным правом собственности.

Эти земли считаются учтенными, а их границы – определенными.

Таким образом, вердикт Верховного суда был таков:

«Не считается препятствием для правовой защиты собственниками прав и законных интересов неустановление границ земель. В таких случаях, инструментом защиты права будет считаться иск с требованием об устранении преград во владении и пользовании земельными участками».

Несмотря на то, что суд возлагает на ответчика обязанность по принятию мер для устранения преград для пользования земельным участком, он имеет, в свою очередь, предъявить самостоятельный иск с целью установления границ своего земельного участка.

Вышеописанный случай из правоприменительной практики наглядно показывает, что суд в таких ситуациях занимает благоприятную для добросовестных землевладельцев позицию при защите прав в спорах с агрессивными соседями.

Кроме того, описанный эпизод из судебной практики даёт ясно знать, что неопределённость границ земельных участков может нести негативный резонанс для любой стороны.

Определение границ недвижимости по всем правилам земельного законодательства будет положительным образом влиять на целость и сохранность частной собственности.

сюжет расскажет, как правильно определяются границы земельных участков

Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/chto-delat-esli-granicy-zemelnogo-uchastka-ne-ustanovleny-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami.html

Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений (с изменениями на 21 августа 2000 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 834), Постановление Правительства РФ от 02 февраля 1996 года №105

Граница землепользования

(с изменениями на 21 августа 2000 года)____________________________________________________________________Утратило силу на основании

постановления Правительства Российской Федерации
от 17 октября 2009 года N 834

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 (Российская газета, N 168, 30.08.2000).

____________________________________________________________________

В целях закрепления и передачи земельных участков в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью Правительство Российской Федерации
постановляет:

1.

Утвердить прилагаемое Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений.

2. Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерству строительства Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в течение 1996 года разработать и утвердить методические документы по реализации Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при необходимости создавать специальные комиссии для рассмотрения вопросов по установлению границ землепользования.

Председатель Правительства
Российской ФедерацииВ.Черномырдин

Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 февраля 1996 года N 105

(с изменениями на 21 августа 2000 года)

1.

Настоящее Положение разработано с целью закрепления и предоставления земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в собственность, владение, пользование, аренду физических и юридических лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию).

2. Положение направлено на решение следующих задач:

установление границ сложившихся объектов недвижимости;

формирование новых объектов недвижимости в сложившейся застройке.

3. Установление границ землепользований (далее именуется межевание) производится в отношении как застроенных, так и подлежащих застройке территорий в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными документами территориального развития.

*3)

При межевании территории сложившейся застройки городов и других поселений из границ земельного участка исключаются территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями, а также территории общего пользования (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию).

4.

Для всех типов застройки являются обязательными следующие правила межевания:

границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия настоящего Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации;

в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженернотранспортной инфраструктуры;

при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию).

5. При межевании застроенных территорий проводится:

выделение кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры с выделением территорий транспортных и инженерных коммуникаций в соответствии с планом красных линий (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см.

предыдущую редакцию);

межевание территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на земельные участки посредством установления границ существующих и новых объектов недвижимости (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см.

предыдущую редакцию).*5.3)

6.

При межевании территорий используются методики установления границ землепользований (межевания) при застройке городов и других поселений, утверждаемые совместными решениями Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства имущественных отношений Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию).

7. Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости. Постановление органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.

8.

Межевание включает:

подготовительные работы (сбор заявок владельцев недвижимости на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству по всем объектам, расположенным на территории квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры, подлежащей межеванию, градостроительной документации, опорных планов, планов инженерно-транспортной инфраструктуры, документов по землеотводу, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком; обследование на местности подлежащей размежеванию территории и выявление фактического использования земельного участка) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию);

разработку проекта межевания территории квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры, согласование его с физическими и юридическими лицами – владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию);

установление границ на местности (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию).

9.

Разработка проекта межевания территории осуществляется по инициативе органов местного самоуправления или физических и юридических лиц – владельцев недвижимости, расположенной в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры.

Проект межевания территории разрабатывается в отношении квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры в границах красных линий в масштабе 1:2000 и является открытой информацией.

Границы земельных участков устанавливаются по красным линиям, осям внутренних проездов и другим границам.

К проекту межевания территории прилагаются:

акты согласования границ землепользований;

каталог координат границ землепользований;

перечень сервитутов;*9.7)

пояснительная записка.

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию)

10.

Проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 615 – см. предыдущую редакцию).

Возведение владельцами ограждений регламентируется правилами застройки.

11.

Организация работ по межеванию внутри существующей жилой застройки может осуществляться комиссией, специально создаваемой органами местного самоуправления на период проведения работ по межеванию, в которую включаются руководители и специалисты соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, архитектуре и градостроительству, управлению государственным (муниципальным) имуществом. В работе комиссии могут принимать участие представители иных органов местного самоуправления, а также физические и юридические лица, представляющие интересы владельцев недвижимости и иных граждан.

Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена

ЗАО “Кодекс”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9015710

Как проводится определение границ земельного участка?

Граница землепользования

Установление границ земельного участка является необходимой процедурой для постановки земли на кадастровый учет и оформления на нее права собственности.

Нынешнее законодательство не дает четкого правового определения границе земельного участка. Есть множество прецедентов, судебных решений, упоминаний, но точного определения в законе нет. По этой причине часто возникают спорные ситуации относительно самого установления границ земельного участка, которое представляет собой часть всей процедуры межевания.

Правовое регулирование на федеральном и местном уровне своими нормами сталкиваются друг с другом, но попробуем все-таки определить некие общие особенности процедуры установления границ земельного участка.

Законодательство

Действующая российская нормативно-правовая база закрепляет необходимые правила межевания и установления границ как в рамках государства, так и в пределах субъекта РФ. А именно статья 11.1 Земельного кодекса РФ регламентирует такой вид земельных отношений.

Федеральные законы включают в понятие границ земельного участка определение части земельной площади, разграниченной по законам Российской Федерации, которая входит в объект недвижимости в качестве гражданского оборота в целях покупки или реализации.

Сегодня на территории РФ действуют следующие законодательные акты в сфере регламентирования согласования и установления границ земельных участков:

  • «О государственном кадастре недвижимости»;
  • «О землеустройстве»;
  • «Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства».

Границы земельного участка четко фиксируются в его кадастровом паспорте, однако это не препятствует возникновению споров между участниками земельных отношений и оспариванию территориальных фактов в судебном порядке.

Когда требуется процедура установления границ земельного участка?

Процедура определения границ земельного участка, их фиксации в кадастровых документах требуется в том случае, когда в местные управляющие органы поступает заявление об изменении в местонахождении участка либо заявление об уточнении границ земельного участка собственника, который непосредственно подает документы.

В соответствии со статьей 38.7 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», определение точных координат земельного участка (его точек на местности) осуществляется на основании правил и требований, оговоренных в законе.

Установить правильные границы земельного участка — необходимая мера для урегулирования кадастровых споров либо при необходимости уточнения границ участков природоохранных зон или объектов искусственного происхождения.

В таком случае назначается комиссия по уточнению границ земельного участка для внесения полученных сведений о точном месторасположении земли в государственный кадастр.

Российское законодательство закрепляет нормы о том, что заинтересованным лицам нельзя принимать участие в процедуре установления границ земельных участков либо отказываться в согласовании месторасположения участков для защиты прав собственников земли.

Межевание с 2018 года потребуется для проведения сделок с земельным участком:

Необходимая документация

Что же понадобится для организации установления или уточнения границ владельцу земельного участка, помимо заявления об установлении границ земельного участка:

  • Паспорт собственника земли либо его доверенного представителя;
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • Ситуационный план земельного надела;
  • Разрешение на изменение данных в государственном кадастре недвижимости;
  • Акт межевания земельного участка.

Порядок установления границ — последовательность действий

Для того чтобы землеустроительная компания провела работы по установлению границ на земельном участке, необходимо подать приведенные выше документы. Первое, с чего начинается любая процедура подачи прошения об услуге — написание заявления.

Структура заявления на межевание (установление границ земельного участка):

  • Правая верхняя часть: указывается на чье имя пишется заявление о прошении. Как правило, это руководитель землеустроительной организации, которая оказывает услуги по инженерно-геодезическим работам. Чуть ниже указываются данные о месторасположении дома, его размерах.
  • Просительная часть: прописывается непосредственная просьба лица (организации) о проведении процедуры межевания на земельном участке, контактные данные.
  • Нижняя часть: указываются дополнительные сведения.

Второй важнейший акт после подачи заявления и других документов — акт согласования местоположения границы земельного участка.

Акт установления и согласования границ земельного участка заключают в присутствии соседей. В нем делают пометки о согласии соседей с проведением межевания.

Помимо данного акта, геодезисты проводят различные измерения, устанавливают точные границы путем фиксации точек на местности.

Акт согласования составляется следующим образом:

  • Сначала прописывается кадастровый номер или другое обозначение земельного участка;
  • Затем указывается площадь земельного участка;
  • После двух строк с общими сведениями об участке с помощью первой таблицы обозначается согласование по каждой границе участка;
  • Во второй таблице указывается наличие разногласий при согласовании местоположения границы земельного участка;
  • Третья таблица содержит сведения о снятии возражений о местоположении границы земельного участка;
  • В конце указывается ФИО кадастрового инженера, проводящего работы по установлению границ земельного участка, ставится его подпись и личная печать.

Основной документ процедуры установления границ земельного участка после проведения всех измерений — межевой план. В межевой план вносят все проанализированные результаты геодезических измерений на участке, схема, чертеж, точные координаты, размеры земельного участка в натуре, извещение и финальный акт согласования границ земельного надела.

Межевой план содержит разделы:

  • Исходные данные;
  • Сведения о выполненных измерениях и расчетах;
  • Сведения об образуемых земельных участках и их частях;
  • Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;
  • Заключение кадастрового инженера;
  • Схема геодезических построений;
  • Схема расположения земельных участков;
  • Чертеж земельных участков и их частей;
  • Акт согласования местоположения границы земельного участка;
  • Абрисы узловых точек границ земельных участков;

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/procedura-ustanovleniya-granic-zemelnogo-uchastka.html

Смежные земельные участки: это что такое (определение), подлежат ли согласованию не размежеванные границы, судебная практика по пересекающимся наделам

Граница землепользования

В судебной практике нередко рассматриваются дела, где истец и ответчик являются владельцами двух смежных участков. Смежные земельные участки – это часть земной поверхности, определённая федеральными законами, граничащая с другой территорией.

Причины подачи заявления одного на другого могут быть абсолютно различны, но, изучая хроники судов, нельзя не заметить: такие разбирательства проходят в течение большого промежутка времени (иногда люди могут судиться даже несколько лет) и требуют немалых трат денежных средств.

Поэтому необходимо рассмотреть причины возникновения проблем и прочие нюансы Земельного кодекса Российской Федерации.

Что это такое?

В соответствии со статьями Земельного кодекса РФ под границей участка понимается линия, определяющая расположение конкретной площади (единицы), которая включает в себя все имеющиеся недра, а также непосредственно почвенный слой.

Таким образом, эта линия ограничивает право собственности определенного физ. или юр. лица, одновременно устанавливая его и на все постройки территории, а также природные объекты.

Установление межей осуществляется в соответствии с координатами местности, а также характерными точками, которые еще называют поворотными.

При определении межи земельных участков может широко использоваться такое понятие, как многоконтурность, то есть единое владение состоит из нескольких выделенных частей, которые могут даже не пересекаться.

При этом они представляют собой единое целое, имеющее промежуток между собой, спровоцированный прохождением других земельных участков, расположенными природными объектами.

Разъяснение сложных вопросов

  1. В данной теме непонятна роль органов государственной и муниципальной власти, на что распространяются их полномочия, имеют ли они право вмешиваться в территорию собственника? Важно написать, что смещение какого-либо участка может быть вообще сделано по требованию органов управления и кадастровых инженеров.

    Такие действия будут законны, если между владениями образуется чересполосица или разрывы. В случае если земля принадлежит государственному или муниципальному фонду, уполномоченные органы могут потребовать переместить владение с целью постройки инженерных коммуникаций.

  2. Являются ли смежными владения, имеющие лишь одну общую точку? Несмотря на то что в понятие границы входит некое расстояние (от точки до точки), одна точка всё равно является полноценной границей, и перед постройкой такого участка необходимо согласование со второй стороной.

  3. При каких условиях нельзя выкупить смежный участок? Земля не подлежит выкупу в том случае, если она обременена залогом или принадлежит владельцу в соответствии с правом бессрочного пользования (у данной площади есть ещё владельцы).

Подводя итог, становится ясно, насколько важно планировать все нюансы, которые могут возникнуть с сопредельным участком, и действовать в строгом соответствии с установленным законодательством.

Наиболее часто судебные процессы по этой теме связаны с пересечением одного участка другим, хотя в юрисдикцию Уголовного кодекса такое нарушение редко когда входит, но и с административным кодексом проблем лучше не иметь. Поэтому по любым вопросам важно обращаться к опытным юристам и кадастровым инженерам.

Виды

При рассмотрении понятия кадастровых границ в таком случае фактически используется два понятия, которые несколько отличаются друг от друга – кадастровая граница и фактическая.

Кадастровые

Понятие кадастровой границы можно назвать официальным или документальным определением.

То есть это та линия, которая проходит между координатами точек, определенными кадастровым инженером при составлении межевого плана.

В свою очередь, кадастровая граница разделяется на два отдельных определения – декларированная и геодезическая.

При этом декларированные могут носить только примерный характер и за основу вынесения межей практически не берутся.

Геодезические же содержат точные координаты и геодезические точки.

Фактические

Под фактическими границами понимаются те линии, которые проводятся непосредственно на месте расположения участков.

Вынесение границ на местность производится в процессе составление межевого плана, когда кадастровый инженер выезжает на местность и после осуществления процедуры согласования устанавливает поворотные точки надела.

Впоследствии проведенная между ними линия образует контур замкнутого типа, который и будет выступать в роли фактической границы.

Требования, предъявляемые к межам

В процессе формирования межи и установления поворотных или характерных точек кадастровый инженер должен учитывать те требования, которым она должна соответствовать.

Так, потребуется соблюдать следующие правила:

  • Межа надела не должна пересекаться с любыми территориальными границами муниципальных поселений или населенных пунктов;
  • Контур участка (границы надела) по возможности должен быть простым. То есть идеальная форма представляет собой четырехугольник. Разумеется, в связи с природными характеристиками, конфигурациями соседних участков и прочими факторами не всегда удается достичь минимальной изломанности;
  • Контур участка не должен пересекать смежные наделы. В такой ситуации произойдет наложение одного участка на другой (частично или даже полностью);
  • Определение межей должно осуществляться таким образом, чтобы участок имел выход к проезжей части и все коммуникации, проходящие в данной местности, были бы ему доступны.

Что делать, если границы не установлены?

Отсутствие установленных межей у земельного участка накладывает массу ограничений на действия с ним. При необходимости ее определения собственник или другое заинтересованное лицо должно выполнять ряд действий в установленном порядке ЗК РФ и ФЗ, регулирующем кадастровую деятельность.

Приглашение инженера

Фактически приглашение инженера становится начальным этапом процесса межевания, когда собственник участка заключает договор на определение межей надела.

Выбирая геодезическую организацию, необходимо обращать особое внимание на то, чтобы у инженера, выполняющего работу, было разрешение (лицензия) на подобный вид деятельности, в противном случае составленный план не будет иметь юридической силы.

Согласование с соседями

Обязательным этапом формирования границ является момент согласования проходящей межи с заинтересованными лицами – соседями надела, чьи участки непосредственно соприкасаются с интересующим по линии раздела.

Предварительно все владельцы смежных наделов уведомляются посредством личного вручения уведомления, отправкой документа электронной почтой или почтой России или публикацией объявления в местной газете.

Все желающие появляются в назначенное время на месте расположения земельного участка и знакомятся с информацией относительно прохождения межи. При отсутствии возражений соседи ставят подпись в знак согласия и межа считается возможной к отображению и вынесению на местность.

Обмер и определение координат

При определении межей надела не менее важной процедурой становится выезд инженера на местность для определения установления поворотных точек и прохождения границ. Такая процедура необходима для того, чтобы учесть все особенности рельефа местности, а также фактического расположения соседних участков.

Обращение в территориальную палату

После того, как границы установлены, и межевой план официально оформлен, собственник надела имеет возможность обратиться в кадастровую палату. Такое обращение осуществляется с целью внесения данных о наделе в единый общегосударственный реестр.

Параллельно с таким действием владелец имеет возможность получить кадастровый паспорт, на основании какого возможно получение права собственности.

С какой точностью определяются?

В процессе определения границ и вынесения их на местность устанавливаются поворотные точки, между которыми проводят контурные линии.

В связи с различными факторами, такими, как ошибки инженера, погодные условия, ошибочные сведения, устаревшее или неисправленное оборудование, точность проходящих границ может быть не полной.

В такой ситуации законом устанавливаются определенные нормативы, которые содержат данные по допустимым погрешностям установления межей участка.

Так, в частности, должны быть установлены следующие показатели:

  • Для тех участков, которые расположены в зоне населенного пункта – 10 см;
  • Для наделов, предназначенных для дачи, дома, сада, огорода и т.д. – 20 см;
  • Для наделов с/х значения такая погрешность может выражаться в большей мере и составлять до 2,5 метра.

Внутренняя инфраструктура (в соответствии с генеральным планом):

Территория поселка огорожена, освещена, на въезде поставлен контрольно-пропускной пункт. Внутриквартальное покрытие дорог – асфальтовое с установкой бордюрного ограждения.

На территории поселка размещены: детская игровая площадка для детей дошкольного возраста; места для отдыха взрослых, спортивные площадки, площадка для мусороконтейнеров, стоянки и разворота автомобилей; озеленение (в том числе деревья, кустарники); пожарные водоемы; административно-общественный комплекс, включающий: магазин и аптеку.

Получить полный текст

Где узнать границы надела?

Многие собственники наделов часто задаются вопросом о том, каким образом можно получить информацию относительно границ земельного участка.

Источник: https://uk-mishino.ru/dokumenty/opisanie-zemelnyh-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.