Государственная регистрация самовольной постройки

Содержание

Самовольная постройка – что это и как узаконить | ГК «Абажур»

Государственная регистрация самовольной постройки

Самовольная постройка — это здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Четыре признака самовольной постройки:

  • постройка возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
  • постройка возведена на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
  • постройка возведена без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений;
  • постройка возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Порядок признания права собственности на самовольную постройку

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, следовательно, оно не вправе распоряжаться такой постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Пленум ВС РФ на этот счет отметил, что самовольная постройка не может участвовать в гражданском обороте: с ней нельзя совершать какие-либо гражданско-правовые сделки, право на неё не может быть установлено и зарегистрировано (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 2016).

Мы изменим вид разрешенного использования Вашего участка! Проведение публичных слушаний, подготовка протокола публичных слушаний, получение нового кадастрового паспорта. У нас несколько способов перевода участка в другое назначение или вид! Перевод земель из одной категории в другую, изменение зоны участка – в соответствии с действующим законодательством, градостроительными нормами и стандартами! Ваши интересы в органах местного самоуправления, контролирующих организациях, министерствах НСО и т.д Если Вам, как собственнику участка, приглянулся свободный соседний, не устраивают теперь границы Вашего? Можно оформить перераспределение границ участка с государственными или муниципальными землями, т.е. «прирезку» соседнего участка к Вашему.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

  1. Решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
  2. Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Сроки для сноса самовольной постройки

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Решения о сносе самовольной постройки не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки, либо решение о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Признание права собственности на самовольную постройку

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Собственность только после выполнения всех предписаний о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями

  • Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с ГК РФ.
  • Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

Принятие решения о сносе самовольной постройки или признания права собственности на нее

При принятии решения о сносе самовольной постройки или признания права собственности на самовольную постройку следует учитывать разъяснения, данные Пленумами ВС РФ и ВАС РФ в Постановлении от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а именно:

  • собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки;
  • с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы

Источник: https://stroy54.ru/samovolnaya-postrojka-chto-eto-i-kak-uzakonit/

Как узаконить самовольную постройку?

Государственная регистрация самовольной постройки

Возникают случаи, когда возводятся здания, сооружения или осуществляется реконструкция имеющихся объектов недвижимости без разрешения на это уполномоченных органов. А в последующем такие строения все – таки требуют оформления. И здесь возникают трудности.

Согласно ГрадКодексу РФ, самовольная постройка – «здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений».

НО! Если собственник объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, то такое здание не является самовольной постройкой (например, при нахождении объекта в охранной зоне).

Отметим также, что самовольная постройка – это не только уже построенные объекты, но и объекты незавершенного строительства. На самострой не распространяется положение о приобретательной давности (когда лицо, которое не является собственником недвижимости, но добросовестно и непрерывно владеет им в течение 15 лет, приобретает право собственности на него).

Итак, есть два решения, или через государственную инспекцию, комиссию по самостроям или через суд: или постройку разрешат узаконить или ее обязуют снести.

Для начала, определим, что признание права собственности на такую постройку возможно только при соблюдении условий, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ:

  • право собственности в отношении земельного участка, на котором возведена постройка;
  • разрешенное использование участка должно позволять возводить именно такой объект;
  • отсутствие нарушений прав и законных интересов третьих лиц, постройка не угрожает жизни и здоровью граждан;
  • постройка должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки;
  • лицо, построившее объект, принимало все надлежащие меры к его легализации (например, старалось получить разрешения на строительство и/или ввод в эксплуатацию).

Если условия соблюдаются, то обращаемся в судебные инстанции. К исковому заявлению о признании права собственности на самовольную постройку необходимо приложить следующие документы:

  • подтверждающие, что именно истец возвел здание (договоры подряда, акты приемки строительства и тд);
  • свидетельствующие, что право на объект не принадлежит третьим лицам (например, выписка из ЕГРН, которая не содержит записей о зарегистрированных правах, их ограничениях и обременениях);
  • содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес. ( адресная справка, выданная органом технической инвентаризации);
  • подтверждающие соответствие санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим и экологическим нормам.

Этот перечень не примерный. В зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться дополнительные документы.

Отметим, что лица, осуществившие самовольную постройку, несут административную ответственность. При соблюдении вышеперечисленных условий, суд вероятнее всего признает право на такую постройку и право собственности возможно будет зарегистрировать в Росреестре.

Однако, если же суд вынесет постановление о сносе постройки, то Вы будете обязаны осуществить снос, полную разборку возведенных строений за свой счет или при реконструкции – привести объект недвижимости в первоначальное состояние.

Дополнительно рассмотри два возможных варианта исхода, при условии, что земельный участок не принадлежит застройщику:

1. земельный участок передается застройщику, согласно статьям 30-33 Земельного Кодекса РФ.

Важно: участок не должен принадлежать кому-либо на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования. Это должны быть земли, входящие в государственный или муниципальный фонд.

Застройщику могут передать земельный участок, находящийся в частной собственности другого лица, но это в том случае, если он будет изъят у собственника или будет заключен договор с собственником о приобретении этого участка.

Необходимо, чтобы собственник в письме или отзыве на иск пообещал истцу предоставить земельный участок для эксплуатации постройки в будущем. Изложенный подход широко распространен в судебной практике.

2. Во втором варианте самовольная постройка переходит в собственность владельцу земельного участка.

Но в данном случае, собственник земли должен возместить застройщику расходы на строительство. Размере выплат определяет суд.

Самовольно построенный объект не считают недвижимостью. Он не подлежит государственной регистрации и соответственно, лицо, построившее такой объект, не приобретает права собственности на него, а сделки, направленные на распоряжение такими объектами, согласно статье 168 Гражданского Кодекса РФ, ничтожны как противозаконные.

Расскажите о вашем опыте? Какие нюансы могут возникнуть.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/kak-uzakonit-samovolnuiu-postroiku-5e6dd1374ccd6c7af6fef214

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Государственная регистрация самовольной постройки

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

     Статья посвящена актуальным проблемам приобретения и государственной регистрации самовольно возведенных построек не только через суд, но и в ином установленном законом (административном) порядке при наличии у лица, осуществившего самовольную постройку, вещных прав на земельный участок. В статье рассматривается вопрос о том, кто должен и как может осуществляться внесудебный порядок признания права собственности на самовольную постройку.

   Статья 222 Гражданского кодекса РФ “Самовольная постройка” помещена в гл. 14 “Приобретение права собственности”, поскольку самовольное строительство при наличии предусмотренных в законе условий может повлечь возникновение права собственности либо у застройщика, либо у другого лица.

    Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо созданное без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

   Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Соответственно, поэтому оно не вправе распоряжаться такой постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать с нею другие сделки.

    Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ. Самовольному застройщику вручается предписание о сносе постройки и приведении в порядок земельного участка, на котором она возведена.

В предписании указывается срок, в течение которого застройщик обязан совершить указанные действия.

В то же время предписание о сносе не лишает самовольного застройщика, осуществившего постройку на не принадлежащем ему земельном участке, права требовать признания за ним права собственности на эту постройку в судебном порядке.

    Но суд может признать право собственности только за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении или постоянном пользовании которого находится земельный участок, на котором осуществлена постройка. В этом случае указанное лицо возмещает самовольному застройщику расходы на постройку.

     Согласно новой редакции п. 3 ст.

222 ГК РФ признать право собственности на самовольную постройку возможно не только через суд, но и в ином установленном законом (административном) порядке, а также только при наличии у лица, осуществившего самовольную постройку, вещных прав на земельный участок. Новая редакция п. 3 сама собой поставила вопрос о том, кто должен и как может осуществляться иной порядок признания права собственности на самовольную постройку, кроме суда.

    Однозначного понимания того, кто правомочен и должен осуществлять иной порядок признания права собственности (административный порядок), до сих пор нет. Некоторые считают, что правомочны и должны это делать органы местного самоуправления (государственной власти), другие придерживаются мнения, что это могут и должны делать органы Росрегистрации.

     Какие для этого необходимо представить документы и как орган регистрации может проверить и устранить самовольность строения?

   Законодательством не определяется состав документов, которые необходимо представить физическому лицу в органы регистрации для оформления прав собственности на вновь возведенный объект.

     Статья 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (в ред. от 27.12.

2009) носит рамочный характер и гласит, что право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.

При этом ни один нормативный акт не содержит четкого перечня документов, которые необходимо представить физическому лицу в органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для легитимации своих вещных прав на вновь созданное недвижимое имущество.

Это не недостаток, как считают исследователи, а скорее достоинство данного Закона. Так, ст.

6 вышеуказанного Закона специально оговаривает, учитывая российскую действительность и большую изменчивость законодательства, что права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу закона, а значит, и документы на недвижимость признаются юридически действительными. За десятилетия советской, да и российской, власти выдавалось такое великое множество юридических актов, что ни в одном из законов невозможно будет их полный перечень описать. И для того чтобы не ограничить права граждан, лучше их вовсе не перечислять.

   Некоторые юристы считают, что государственная регистрация самовольной постройки может осуществляться на основании ст. 25.

3 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, регулирующей особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые и созданные объекты недвижимого имущества, и именно определенный ст. 25.3 порядок является тем “иным” установленным законом порядком.

    Можно спорить о правовой природе такой государственной регистрации, но факт остается фактом: именно в таком порядке в настоящий момент осуществляется регистрация самовольных строений во внесудебном порядке.

    Согласно ст. 25.3 основанием для регистрации объекта индивидуального жилищного строительства в органах регистрации являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

      Однако данная норма не указывает на необходимость представления документов, подтверждающих, что самовольное строение не нарушает действующие федеральное и региональное законодательство, а также интересы третьих лиц.

Если бы необходимость представления таких документов была указана, то органу регистрации пришлось бы эти факты проверять, чего он делать не может и не должен, – это компетенция иных государственных и муниципальных органов.

     Учреждения юстиции вносят в ЕГРП записи о правах на самовольные постройки без судебного решения (по правилам регистрации прав на новое строение, п. 1 ст. 25 или ст. 25.3 Закона о регистрации).

    Несмотря на проведение учреждениями юстиции правовой экспертизы документов, представляемых на регистрацию, они, по сути, не проверяют порочности регистрируемого права, даже тогда, когда в техническом паспорте БТИ делается запись, что на какое-то строение разрешение не предъявлено. Проверка факта самовольности находится вне компетенции регистрирующего органа.

       Таким образом, государственная регистрация права на “проблемный” объект недвижимости, в отличие от судебного решения, сама по себе не может иметь правообразующего (конституирующего) характера, так как призвана удостоверить (подтвердить) уже существующее правоотношение, и в этом смысле она является специфическим основанием возникновения гражданских прав. Соответственно, невозможно признание права собственности на объект самовольного строительства в смысле ст. 222 ГК РФ посредством его государственной регистрации.

       По своей природе государственная регистрация является формальным условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация лишь создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом, но никак не может являться основанием возникновения новых правоотношений.

      Признавать право собственности на самовольную постройку в ином установленном законом порядке должны и правомочны органы местного самоуправления.

Данный порядок представляется более оправданным и обоснованным в случаях, если застройщиком и собственником земельного участка является одно лицо.

В данном случае возможен и более предпочтительным будет административный порядок признания права собственности на самовольную постройку.

      Основанием для такого порядка признания права может служить п. 4, внесенный Законом N 93-ФЗ в ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, на основании которого до 1 марта 2015 г.

не требуется получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а достаточно только предоставления технического паспорта такого объекта.

     Такая позиция соответствует и положениям ст. 263, 266 и 269 ГК РФ, в которых устанавливается, что собственник либо лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, вправе возводить и создавать на нем здания, сооружения и другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Указанные статьи не предусматривают обязанности получения разрешения на строительство.

    Вопрос об оставлении на месте самовольной постройки в таком случае может решать орган местного самоуправления (государственной власти), как правило, это местная администрация. Именно орган местного самоуправления, согласно ст. 52 Закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации”, п. 20 ст.

14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, выдает разрешение на строительство на территории местного самоуправления, а согласно ст.

28, 29 Земельного кодекса РФ основанием для строительства является решение о предоставлении земельного участка под строительство, которое принимается органом государственной власти либо органом местного самоуправления.

     Таким образом, орган местного самоуправления (государственной власти) мог бы разрешить сохранение самовольно возведенного строения на месте при наличии вещного права на земельный участок, если постройка не нарушает интересы третьих лиц и отсутствуют иные причины, препятствующие признанию права собственности на самовольную постройку.

    Необходимо установить четкую процедуру такого порядка легализации самовольной постройки, закрепить перечень документов, которых будет достаточно для принятия законного и обоснованного решения органом местного самоуправления об оставлении постройки на месте.

Согласно сложившейся практике такими документами должны быть: правоустанавливающие документы на земельный участок, заключение органа архитектуры (градостроительства) о возможности сохранения постройки, согласие заинтересованных лиц (соседей), что строением не нарушаются их права и интересы.

    Признание и возникновение права собственности на самовольную постройку посредством регистрации самовольного объекта не отвечают природе и смыслу государственной регистрации права, противоречат нормам гражданского законодательства, предъявляемым к легализации такого рода строений, и не могут в полной мере являться тем самым “иным” порядком признания права собственности, в то время как признание права собственности на самовольную постройку через органы местного самоуправления в большей степени соответствует их полномочиям, действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к признанию права собственности на самовольную постройку Гражданским кодексом РФ.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Адвокат Денис Лисенков

Источник: https://www.1yuridicheskaya-konsultaciya.ru/zhilishchnoe-pravo/proczedura-gosudarstvennoj-registraczii/vnesudebnyij-poryadok-gosudarstvennoj-registraczii-prav-na-samovolno-vozvedennyie-stroeniya.html

Самовольная постройка: ВС РФ против формального подхода

Государственная регистрация самовольной постройки

Минувший год был для ВС РФ плодотворным, и в конце декабря 2014 года наиболее значимые судебные акты были объединены в “Обзоре судебной практики ВС РФ” (утв. Президиумом ВС РФ 24 декабря 2014 г.).

Одно из приведенных в этом документе дел касается особенностей признания права собственности на самовольную постройку (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 июля 2014 г. № 19-КГ14-6).

По общему правилу, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ею распоряжаться (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки).

Такая постройка в соответствии с действующим законодательством подлежит сносу (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, но только при наличии следующих оснований:

Суть спора

НАША СПРАВКА

Самовольная постройка – это жилой дом, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Местная администрация обратилась в суд с иском о признании жилого дома, возведенного ответчиком, самовольной постройкой. В обоснование заявленных требований истец ссылался на отсутствие соответствующего разрешения на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) и в связи с этим просил суд обязать ответчика снести дом.

Суд первой инстанции установил, что сооружение расположено на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает и угрозу их жизни и здоровью не создает, к тому же ответчик впоследствии зарегистрировал право собственности на указанный жилой дом. Однако в связи с тем, что у него отсутствовало разрешение на строительство, а также тот факт, что им не были заявлены встречные требования о сохранении постройки, суд исковые требования удовлетворил, признал сооружение самовольной постройкой и обязал ответчика снести дом. Апелляционная инстанция оставила принятое решение в силе.

Не согласившись с выводами судов, ответчик обратился с кассационной жалобой в ВС РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ оба судебных акта отменила, указав на:

  • недопущение формального подхода при принятии решения о сносе самовольной постройки;
  • признание за лицами, участвующими в деле, права самостоятельно выбирать способ защиты своих интересов (принцип диспозитивности гражданского процесса).

Недопущение формального подхода

Коллегия отметила, что здание обоснованно признано судами самовольной постройкой, однако указала на возможность сохранения дома – для этого должно быть проверено наличие оснований для признания права собственности на такое сооружение (принадлежность земельного участка ответчику, отсутствие нарушений прав и законных интересов других лиц и т. д.). Сославшись на п. 26 Постановления № 10/22, ВС РФ подчеркнул, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

С одной стороны, даже наличие регистрации права собственности не исключает вероятности сноса постройки, если она будет признана судом самовольной (п. 23 Постановления № 10/22).

Но, с другой стороны, если единственными признаками самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 26 Постановления № 10/22).

В этом случае суд должен установить, что лицо предпринимало меры к легализации сооружения, и проверить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу их жизни и здоровью.

Проанализировав материалы дела и действующее законодательство, коллегия сделала вывод, что закон связывает снос самовольной постройки не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и/или нарушения прав третьих лиц. Кроме того, в своем Определении ВС РФ подчеркнул, что при отсутствии препятствий к получению лицом разрешения на строительство решение о сносе постройки будет основываться на формальном подходе суда к разрешению спора, не основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 195, 196 и 198 ГПК РФ).

Принцип диспозитивности гражданского процесса

Также, сославшись на принцип диспозитивности гражданского процесса, ВС РФ не согласился с выводом суда первой инстанции о необходимости подавать встречный иск о сохранении самовольной постройки и признании права собственности.

НАША СПРАВКА

Принцип диспозитивности гражданского процесса заключается в том, что лица, участвующие в деле, имеют право самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами и выбирать способ защиты своих интересов.

В установленном законом порядке участвующие в деле лица могут обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Таким образом, обращение в суд с иском о защите нарушенного права является правом лица, а не его обязанностью.

Придя к выводу, что ответчик должен был предпринять меры к сохранению самовольной постройки путем предъявления соответствующего встречного иска, суд, как отметила коллегия, вменил ответчику в обязанность реализацию права, предоставленного законом, тогда как лицо должно реализовывать указанное право самостоятельно, вне зависимости от императивных предписаний суда.

В связи с этим ВС РФ отметил, что гражданские права, подлежащие, по мнению суда первой инстанции, защите посредством предъявления встречного иска, будут действительны вне зависимости от реализации стороной процессуальных прав. 

Кроме того, коллегия обратила внимание на то, что ответчик впоследствии зарегистрировал право собственности на строение в установленном законом порядке (ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, далее – Закон о государственной регистрации).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (п. 1 ст.

2 Закона о государственной регистрации). А это значит, что право ответчика на спорное жилое здание, как справедливо отметил ВС РФ, было признано государством и не нуждалось в дополнительном признании в судебном порядке.

Значение позиции ВС РФ при рассмотрении аналогичных споров

Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 июля 2014 г. № 19-КГ14-6 задало направление в рассмотрении подобного рода споров как в отношении физических, так и юридических лиц. 

Так, 15 ААС РФ своим постановлением от 15 августа 2014 г.

№ 15АП-12285/14 отменил решение суда первой инстанции, которым истцу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, было отказано в признании права собственности на электросеть. Основанием для отказа стал тот факт, что истцом не было получено разрешение на строительство указанной электросети, а также не были предприняты меры по его получению.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что принадлежащий государству земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное пользование) ФГБОУ ВПО “КубГТУ”, которым на этом участке была построена электросеть.

Отсутствие правоустанавливающих документов послужило основанием для обращения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в суд с иском о признании за государством права собственности на это сооружение.

Учитывая, что иск был предъявлен собственником земельного участка, суд апелляционной инстанции подчеркнул, что единственным условием для признания права собственности на самовольную постройку оставалось соблюдение прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также отсутствие угрозы их жизни и здоровью. Согласно строительно-техническому заключению электросеть отвечает действующим строительным нормам и правилам безопасности.

Указав, что подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, и сославшись на определение ВС РФ от 8 июля 2014 г. № 19-КГ14-6, 15 ААС отменил решение суда первой инстанции и признал за истцом право собственности на электросеть. 

6 ААС РФ также встал на сторону собственника в своем постановлении от 26 сентября 2014 г. № 06АП-4228/14.

ООО “Мега-сеть”, будучи собственником земельного участка, произвело реконструкцию принадлежащего ему здания административно-бытового корпуса, в результате которой к имеющемуся сооружению сделаны пристройки и изменена его площадь.

Произведенная реконструкция зданий не влекла угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается рядом положительных заключений контролирующих органов. Однако администрация г.

Хабаровска в выдаче разрешительной документации на реконструкцию и ввод в эксплуатацию сооружения отказала.

Поскольку реконструкция спорного здания была произведена без соответствующих разрешений, ООО “Мега-сеть” обратилось в суд за признанием права собственности на самовольную постройку.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано, в связи с тем, что истец не предпринимал попыток получить разрешение на строительство как до начала реконструкции объекта, так и во время проведения работ.

Суд апелляционной инстанции отметил, что спорный реконструированный объект расположен на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому само по себе несвоевременное обращение истца за разрешением на реконструкцию здания означало бы формальный подход суда к разрешению спора, не основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Таким образом, решение суда первой инстанции было отменено, а за истцом признано право собственности на реконструированное сооружение.

Источник: https://www.garant.ru/article/602707/

Росреестр разъясняет: понятие и порядок легализации самовольной постройки

Государственная регистрация самовольной постройки

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящей статьи 222 ГК РФ.

Согласно пунктам 3,4 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, из содержания приведенной правовой нормы следует, что для признания права собственности судом на самовольно возведенный объект за лицом, осуществившим строительство, является наличие всех трех составляющих.

Также следует отметить, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права лица осуществившего строительство без разрешающих документов для последующего обращения за государственной регистрацией права собственности и постановкой на кадастровый учет в орган регистрации прав.

Согласно п.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со ст.3 Закона о регистрации к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав ведение Единого государственного реестра недвижимости;

иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии ст.14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства — при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости (п.1 ст.15 Закона о регистрации).

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, вступившее в законную силу судебные акты и технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 Закона о регистрации).

Как предусмотрено статьей 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здания, сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого здания, сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона о регистрации).

Согласно п.2 ст.

1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Учитывая изложенное, при наличии вступившего в законную силу судебного акта и технического плана на объект недвижимого имущества (самовольную постройку), являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав лицо, осуществившее самовольную постройку вправе обратится в орган регистрации прав за осуществлением учетно-регистрационных действий.

Источник: http://xn--80adxb5abi4ec.xn--p1ai/administration/upravlenie-informatsii-i-organizatsionnoj-raboty/poleznyj-munitsipalitet/poleznaya-informatsiya/31300-rosreestr-raz-yasnyaet-ponyatie-i-poryadok-legalizatsii-samovolnoj-postrojki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.