Государственная экологическая экспертиза при переводе земель

Письмо МПР РФ от 21 февраля 2001 г. N АП-61/1232

Государственная экологическая экспертиза при переводе земель

Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 21 февраля 2001 г. N АП-61/1232
“О государственной экологической экспертизе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли”

Министерство природных ресурсов Российской Федерации, в связи с поступающими запросами территориальных органов (Комитет природных ресурсов по Республике Мордовия, Департамент природных ресурсов по Приволжскому региону и др.

) о государственной экологической экспертизе материалов, обосновывающих перевод лесных земель, в том числе в лесах первой группы, в нелесные земли, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие этих земель из лесного фонда, разъясняет.

Федеральным законом “Об экологической экспертизе” определен только один случай, когда материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные земли, являются отдельным объектом государственной экологической экспертизы.

Статьей 11 указанного Закона установлено, что обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежит “документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные”. Как следует из этого положения, государственная экологическая экспертиза материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные земли, осуществляется только для территорий федерального значения, кроме государственных природных заповедников и национальных парков, изменение статуса земель которых действующим законодательством запрещается.

Во всех остальных случаях необходимость перевода лесных земель (независимо от группы лесов) в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и целесообразность (нецелесообразность) изъятия земель лесного фонда должны устанавливаться экспертной комиссией в процессе проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации соответствующих проектов строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, поскольку Земельным кодексом РСФСР (статья 29) определено, что изъятие земель и предоставление в пользование земельных участков осуществляется после утверждения проекта строительства.

Рассмотрение вопроса о переводе лесных земель (в лесах всех групп) в нелесные земли для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда должно включаться в обязательном порядке в Техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемое организатором экспертизы, а в выводах заключения экспертной комиссии по проекту строительства объекта хозяйственной или иной деятельности отдельным пунктом должно быть изложено мнение экспертной комиссии о том, необходим ли перевод лесных земель в нелесные и для каких целей, с изъятием и (или) без изъятия из лесного фонда и с указанием площадей по каждой группе лесов, по их использованию (для целей индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства, для строительства объектов промышленности, транспорта, связи, карьеров, полигонов твердых бытовых и промышленных отходов и иных производственных целей).

Федеральным законом “Об экологической экспертизе” (статьи 11 и 12) установлено, что проекты нормативных-правовых актов, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, в том числе проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по переводу лесных земель в нелесные земли, являются отдельным объектом государственной экологической экспертизы. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (статья 63) перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется Правительством Российской Федерации в лесах первой группы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации только в лесах второй и третьей групп путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.

В составе представляемых в экспертные подразделения территориальных органов на государственную экологическую экспертизу материалов должны быть: проект нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по переводу лесных земель в лесах второй и третьей групп в нелесные земли и пояснительная записка к нему, подготовленные подразделением Государственной лесной службы территориального органа МПР России, землеустроительные дела, положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы по градостроительной или проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, решение (постановление) об утверждении градостроительной или проектной документации.

В состав землеустроительного дела должна входить следующая документация:

ходатайство заявителя о предоставлении земельного участка под строительство объекта хозяйственной или иной деятельности;

акт выбора земельного участка с чертежом (планом) его расположения в масштабе 1:10000 с соответствующими согласованиями и заключениями органов государственного надзора и контроля и заинтересованных в отводе земельного участка организаций;

акт технического обследования участка лесного фонда, испрашиваемого к переводу и (или) к изъятию с выкопировкой из плана лесонасаждений с указанием участка, подлежащего переводу, и ранее переведенных и изъятых участков на прилегающих территориях;

копия плана размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности освоения по годам;

решение (постановление) органа местного самоуправления района о необходимости перевода лесных земель в лесах второй и третьей групп в нелесные земли и предоставления земельного участка.

В Пояснительной записке к проекту нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по переводу лесных земель в лесах второй и третьей групп в нелесные земли рекомендуется привести данные за последние 5 лет:

о лесном фонде субъекта Российской Федерации в целом, а также по административным образованиям (районам), на территории которых предполагается перевод лесных земель в нелесные земли, с указанием лесных (по группам) и нелесных земель;

о переведенных лесных землях по каждому лесхозу и лесничеству в границах административных образований (районом), где предполагается перевод лесных земель в нелесные земли, с указанием площадей с изъятием и (или) без изъятия из лесного фонда с представлением соответствующих нормативных правовых актов государственной власти субъекта Российской Федерации;

о погибших лесах в результате пожаров, вредителей, болезней леса и стихийных бедствий по каждому лесхозу и лесничеству в границах административных образований (районов), где предполагается перевод лесных земель в нелесные земли;

о залесенности территории административных образований (районов) субъекта Российской Федерации до и после намечаемого перевода лесных земель в нелесные земли;

о выполненных и намечаемых в текущем или будущем году лесовосстановительных работах по каждому лесхозу и лесничеству в границах административных образований (районов), где предполагается перевод лесных земель в нелесные земли;

карты административных образований (районов) субъекта Российской Федерации, где предполагается перевод лесных земель в нелесные земли, с указанием: земель лесного фонда (в том числе лесных и нелесных земель); земель особо охраняемых природных территорий; переведенных лесных земель в нелесные земли и изъятых из лесного фонда; нелесных земель, изъятых из лесного фонда; погибших лесов в результате пожаров, вредителей, болезней леса и стихийных бедствий за последние 5 лет; участков лесных земель, предлагаемых к переводу в нелесные земли с изъятием из лесного фонда.

Предоставление в пользование и (или) изъятие земель лесного фонда органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основании распоряжений Правительства Российской Федерации по ходатайству субъектов Российской Федерации (леса первой группы) и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (леса второй и третьей групп) по переводу лесных земель в нелесные земли.

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, допускается только для государственных и общественных нужд и в исключительных случаях, указанных в статье 24 Кодекса, и определенных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/2158178/

Заключение государственной экологической экспертизы при переводе земель

Государственная экологическая экспертиза при переводе земель

Законодательство подразделяет земли на категории в зависимости от целевого назначения.

Если на территории земельного участка осуществляется деятельность, которая не соответствует предназначению, то она является нелегальной.

Иногда землевладелец хочет сменить вид деятельности на земельном участке, тогда ему нужно изменить его категорию.

Какие условия предъявляются при переводе земли из одной категории в иную? В какую сумму обойдется данная процедура?

Законодательный аспект вопроса

Для эффективного использования земельных ресурсов в пределах Российской Федерации произведено деление всей земли на категориальные формы.

Они регулируются статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ЗК РФ, земли разделены на ниже перечисленные формы:

  1. Сельскохозяйственного предназначения. Они находятся за границами населенных объектов и предоставлены для выращивания сельскохозяйственной продукции.
  2. Населенных пунктов. Участки предусмотрены для застройки.
  3. Промышленные. Эти территории находятся за границами населенных пунктов и реализуются для размещения предприятий, заводов.
  4. Особо охраняемые области. Данные участки не входят в состав хозяйственного оборота. На них размещаются объекты, имеющие специальное значение для культуры, природы, оздоровления и т. п.
  5. Принадлежащие лесному фонду. Территории с насажденным лесом либо нелесные, но используются для развития лесного хозяйства.
  6. Водного фонда. На таких территориях располагаются реки, озера, ледники, водохранилища, гидротехнические объекты.
  7. Земли запаса. Они находятся в ведомстве государства или муниципального образования. Доступ физических и юридических лиц к таким участкам запрещен.

Пользование землей, которое противоречит целям категории, строго воспрещается. Но состояние участков, их параметры, а также способы эффективного использования земли могут изменяться с течением времени. Поэтому нередко требуется изменить целевое предназначение территории.

Условия осуществления

Выделяют следующие причины для смены целевого предназначения:

  • изъятие участка по распоряжению администрации либо исполнительного комитета;
  • ликвидация постоянного или временного права на пользование землей, истечение срока аренды земельной территории;
  • по ходатайству лица, пользующегося территорией.

Для проведения перехода земли из начальной формы в другую создается комиссия. Она в течение недели изучает заявление землепользователя, обследует земельную область, на основании чего издает акт обследования.

Помимо всего комиссия проверяет соответствие земельных границ, кадастрового номера, соблюдение условий земельного законодательства. Она в течение 5 дней выносит постановление о переводе земли в иную форму, либо об отказе.

При отказе землепользователю сообщается основание для вынесения такого решения. Отказ возможно обжаловать в судебном порядке.

Перевод земли не разрешается в перечисленных ситуациях:

  • в нормах федерального законодательства указаны прямые запреты для совершения перевода конкретных категорий;
  • законодательством предусмотрено осуществление экологических анализов, заключение которых оказалось отрицательным;
  • запрашиваемое целевое предназначение не подходит для предъявляемой технической документации.

Территории сельхозназначения

В 2019 году запрещено изменять категориальную форму сельскохозяйственных земель, если им присуща высокая значимость и эффективное использование.

Недавно законодательством были установлены крупные денежные штрафы, которые могут налагаться в случае нерегулируемого перехода земель сельхозназначения в иные категориальные формы. На правовом уровне эти действия расцениваются как нецелевое пользование.

В 2019 году штрафы предусмотрены в размере от 250 000 до 500 000 рублей, назначаемая денежная санкция зависит от зафиксированной кадастровой цены. Некоторые граждане предпринимают попытки незаконно изменить целевое предназначение сельскохозяйственных земель, за что приобретают проблемы не только финансовые, но и административные.

В населенных пунктах

Перевести данные участки в иную форму весьма затруднительно. Никакие изменения в земельном законодательстве касательно перехода земель населенных объектов не происходили в последние годы.

Перевод таких территорий может быть возможен только в ситуации, если участки были включены в состав административных границ. Как правило, получить одобрение на смену категории в большинстве вариантов невозможно. В практике встречается мало случаев, когда переход получалось оформить.

Для того, чтобы осуществить перевод при данных условиях необходимо в первую очередь направить заявление в уполномоченный орган государственной власти либо местного самоуправления.

Источник: http://yuristy-sevastopol-krym.ru/zaklyuchenie-gosudarstvennoy-ekologicheskoy-ekspertizy-pri-perevode-zemel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.