Дома я имею право

Обязанности детей в семье и права ребенка дома

Дома я имею право

Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.

Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.

Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.

Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.

Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.

Права детей по отношению к родителям

Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.

Каждому человеку рекомендуется изучить этот документ и установить, какие права имеют дети.

Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.

Право жить и воспитываться в семье

Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.

Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.

Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.

Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.

Право на защиту

До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.

Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.

Право выражать мнение

Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.

Право на ФИО

Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

Изменение имени или фамилии

Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:

  • недееспособное лицо;
  • лишен родительских прав;
  • без вести пропал;
  • уклоняется от участия в жизни малыша.

Требуется спросить согласия отпрыска на изменение фамилии, если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.

Имущественные права

Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.

Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.

Обязанности не достигших совершеннолетия лиц

У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.

Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.

Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.

Получение основного образования. При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.

Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:

  • условиями действующего контракта;
  • правилами образовательного учреждения;
  • трудовым законодательством.

Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.

Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.

По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по содержанию своих родителей.

Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.

Уголовной ответственности подлежат дети:

  • с шестнадцатилетнего возраста;
  • по тяжким преступлениям с 14 лет.

Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:

  • соблюдение стандартных правил гигиены;
  • уважение старших;
  • бережное отношение к имуществу;
  • участие в решении семейных проблем;
  • обязанности ребенка по дому;
  • забота о близких.

Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.

Защита от неправомерных действий родителей

Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.

Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.

Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:

  • органы опеки;
  • социальному педагогу школы;
  • приют;
  • центр экстренной психологической помощи.

Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.

Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.

Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:

  • ограничение в родительских правах;
  • лишение права родителя.

Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.

Заключение

Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.

Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.

При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/objazannosti-detej/v-seme.html

Имею право, но обязан

Дома я имею право

Беседа: «Имею право, но обязан!»

Цели:

помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

Ход беседы:

– Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

– Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

– Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

– Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

– Кто защищает ваши права? (Государство.)

– Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

– Какие права ты считаешь главными для человека?

– Еще одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

Игра «Если бы директором был я»

– Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

– В школе я должен…

– В школе я имею право…

– Дома я должен…

– Дома я имею право…

– На улице я должен…

– На улице я имею право…

– Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

– Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

– Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(«Приглашающие» движения руками.)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(«Приглашающие» движения.)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперед – сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

– Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Имитация кормления крошками птицы.)

– Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

– У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

– А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

♦ Вымойте за собой посуду.

♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

♦ Умейте постирать носовой платок, носки.

♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя. Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…»

Подведение итогов

– Какие права есть у учащихся?

– Какие есть обязанности?

– Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/345898-imeju-pravo-no-objazan

Час общения

Дома я имею право

  1. МБОУ СОШ № 52 г.Липецк

  2. Татьянина Наталия Альбертовна, учитель начальных классов

  3. Возраст участников: 2 класс

  4. «Для чего нужны законы»

  5. Час общения

  6. Цели и задачи:

  • познакомить с основными правами и обязанностями ребенка;
  • формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
  • закрепить знания о правах школьников;
  • способствовать формированию правовой культуры обучающихся, учить безопасному поведению в различных ситуациях.
  1. Оборудование: презентация «Права и обязанности»; фонограммы детских песен; «Толковый словарь» С.И.Ожегова; выставка детских сказок.

  2. Место проведения: МБОУ СОШ № 52 г.Липецка

  3. Описание мероприятия

Звучит фонограмма песни «Улыбка»

(сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского) Слайд №1

Учитель:Слайд №2 Мы начали с песни, потому что она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение к друзьям, улучшить настроение. Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности»

А что же означают слова «права» и «обязанность»? (ответы детей)

Из словаря С.И.Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».

Дети имеют право на получение образования, на отдых, на медицинское обслуживание, на заботу и воспитание, на жилище, на совместное проживание со своими родителями, на защиту и личную безопасность, на уважение человеческого достоинства и т.д.

Из словаря С.И.Ожегова: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».

Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться родителей; трудиться в меру своих возможностей, беречь школьное имущество, содержать в порядке учебные и личные вещи, уметь вести себя в школе и других общественных местах и т.д.

Слайд №3 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН (собрание делегатов всех государств) проала единодушно за принятие Конвенции (договора) о правах ребенка.

Слайд №4 Игра «Закончи предложение!»

В школе я должен… (хорошо учиться, внимательно слушать учителя на уроках и т.д.)

В школе я имею право… (получать бесплатно знания на уроках, отдыхать на переменах и т.д.)

Дома я должен… (помогать родителям, уважать старших, выполнять домашние задания)

Дома я имею право… (получать дополнительные знания из различных источников, отдыхать от учебных занятий)

На улице я должен… (здороваться со старшими, уступать место в транспорте, быть вежливым и внимательным к окружающим)

На улице я имею право… (играть в разные игры, заниматься спортом, общаться с друзьями)

Как вы понимаете высказывание «право на ошибку»? (Каждый человек может совершить ошибку – это нормально. Главное – не научиться повторять свои ошибки в дальнейшем.)

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

пироги отличные!

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже!

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы!

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит.

Наша мама говорит:

– Крошки, что останутся,

Воробью достанутся!

Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Слайд №5. У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому делают ваши близкие: мама, папа, дедушка, бабушка, брат или сестра.

А у вас есть свои обязанности по дому?

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

А теперь посмотрите, наш цветик-семицветик приготовил для вас «7 нельзя». Постарайтесь их запомнить!

  1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся.

  2. Нельзя смеяться над старостью и старшими; о старших нужно говорить только с уважением.

  3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми и делать то, что осуждают старшие.

  4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

  5. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя.

  6. Нельзя садиться есть, не пригласив старшего.

  7. Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его.

Слайд №6. Беседа об обязанностях школьников.

В школе у вас тоже свои обязанности. Они содержатся в правилах для обучающихся нашей школы и мы с вами их учили.

Давайте повторим ваши обязанности в школе.

Дети читают стихи – советы от цветика-семицветика:

  1. Для тебя я, друг, составил

Ровно семь важнейших правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

  1. Как проснулся – так вставай,

Волю лени не давай!

А тебя умоет мыло!

В школу вовремя иди!

  1. Прежде, чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой – проверь!

  1. В школе, в классе не сори,

Сор увидишь – подбери!

Избегай и дыр, и пятен.

Малышей жалей, люби!

Как плоды в саду на ветке.

https://www.youtube.com/watch?v=GwmcPav0ilU

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Слайд №7. Беседа о правах детей

Какие у вас есть права? (ответы детей)

Все начинается с права на жизнь. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. Во французском городе Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим, обрекая на тяжелую, голодную жизнь.

А сейчас вы, ребята, имеете право на заботу и воспитание, право на совместное проживание со своими родителями, право на уважение человеческого достоинства, право на собственное имя, фамилию, отчество, право на безопасное существование.

Слайд №8. Сценка «Морозко»

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. А первая у него умерла. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Плохо у мачехи жить: перевернешься – бита и не перевернешься – бита.

А родную дочь за все, что ни сделает, гладит по головке: «Умница!» Падчерица и воду в избу носит, печь топит, избу метет. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо.

Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха: Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз!

Сказочник: Старик затужил, заплакал. Однако делать нечего, бабы не переспоришь.

Старик: Собирайся, милая дочка!

Падчерица: Не плачь, родимый батюшка! Иди, запрягай лошадь!

Уходят.

Вспомнили сказку «Морозко»? На какое право детей посягала старуха? (право жить со своим отцом, право на здоровье, безопасность)

А еще в каких сказках нарушались права героев? В этом вам поможет выставка книг.

Какое право было нарушено в сказке К.Чуковского «Телефон»?

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лег –

Звонок!

А почему плакал Зайчик в сказке «Заюшкина избушка»? (нарушено право на личную собственность, на жилье)

Всегда приятно находиться в таком коллективе, где все выполняют свои права и не нарушают права других людей. Слайд №9

Ученик читает стихотворение:

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться –

Вместе!

Зато смеяться –

Вместе!

Нам вместе – лет до двести.

А если на друг друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне.

В Коркин «Не умею быть один»

Физкультминутка. Игра «Да – нет!»

Давайте поиграем в игру «Да – нет!». Если вы будете со мной согласны, то хором отвечайте «Да!» и кивайте головой. Если не согласны, отвечайте «Нет!»

Вы смелые? (Да)

Умелые? (Да)

Ленивые? (Нет)

Красивые? (Да)

Крикливые? (Нет)

Веселые? (Да)

Милые? (Да)

Послушные? (Да)

Драчливые? (Нет)

Счастливые? (Да)

Викторина от цветика-семицветика

  • Почему нельзя давать товарищам кличку, прозвище?
  • Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
  • Почему нельзя играть на заброшенных чердаках, в подвалах?
  • Что ты будешь делать, если незнакомец попросил впустить его в квартиру?
  • Что ты будешь делать, если ты и родители потеряли друг друга?
  • Кто защищает ваши права?
  • Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками?

Дети читают стихи:

Все мы вместе, заодно,

Все мы – дружная семья,

Хоть отдельно каждый – я!

С каждым годом в ней взрослеем.

А она из года в год

Расцветает и растет!

В школе начинается.

Пусть бегут по школьной лестнице

Сентябри за сентябрями.

Наша дружба не разделится,

А умножится с годами!

Учитель:

Ваша дружба с вами учится,

Отдыхает с вами вместе.

Вместе с ней нельзя соскучиться,

Как с хорошей звонкой песней!

И в заключение нашего классного часа давайте вместе исполним песню «Когда мои друзья со мной» (сл. М.Танича, муз. В.Шаинского)

Литература

  1. Классные часы: 1 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).

  2. Классные часы: 2 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).

  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4-е классы. – М.:ВАКО, 2006. – 160с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Источник: https://infourok.ru/chas-obscheniya-dlya-chego-nuzhni-zakoni-630142.html

Классный час во 2 классе. Права и обязанности

Дома я имею право

Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

Ход классного часа

Беседа

– Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

– Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

Игра «Если бы директором был я»

– Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

– В школе я должен…

– В школе я имею право…

– Дома я должен…

– Дома я имею право…

– На улице я должен…

– На улице я имею право…

– Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

– Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

– Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(«Приглашающие» движения руками.)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(«Приглашающие» движения.)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперед – сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

– Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Имитация кормления крошками птицы.)

– Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

– У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

– А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

♦ Вымойте за собой посуду.

♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

♦ Умейте постирать носовой платок, носки.

♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

– Какие права есть у учащихся?

– Какие есть обязанности?

– Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Дополнительный материал для учителя

Нельзя!

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми – это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.

3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.

7. Садиться обедать, не пригласив старшего.

8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.

Беседа

– Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

– Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…»

Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться,

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться –

Вместе! Зато смеяться –

Вместе! Нам вместе –

Лет до двести,

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне.

– Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

Обсуждение ситуации

– Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

– Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

– Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

– Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы

– Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

– Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

– Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

– Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

– Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

– Кто защищает ваши права? (Государство.)

– Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

– Какие права ты считаешь главными для человека?

– Еще одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Береги книгу!

Дают вам учебники в школах бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности что неприятно:

Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятна,

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет…

В тарелку учебник свалился случайно…

Грязнуля?

Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна.

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна…

Вернуть со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младшего класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит:

– Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Еще я нашел там следы вашей кошки.

Заляпан стишок на четвертой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак… –

Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же: там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник… Ну что в нем?

Обложка… Страницы…

Но он в то же время –

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!

В. Суслов

Рекомендуем посмотреть:

Классный час во 2 классе. Роль огня в жизни человека

Классный час во 2 классе на тему: Зима

Классный час во 2 классе. Мой ум

Итоговый классный час во 2 классе

Классный час на тему: Культура речи, 2 класс

Источник: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-vo-2-klase-prava-i-objazanosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.