Договор публичного сервитута

Содержание

Публичный и частный сервитут на земельный участок: что это такое, для чего нужен, как установить, что содержится в договоре?

Договор публичного сервитута

Установление сервитута на земельный участок – законный способ закрепить ограничение на право пользования чужим имуществом. Используется этот правовой инструмент в тех ситуациях, когда ограничение прав требуют интересы других собственников.

Что это такое?

Понятие сервитута описано в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и представляет собой установку частичного права на пользование соседним участком земли. Эта процедура существенно ущемляет права собственника на пользование своим имуществом, поэтому введение сервитута не может быть произвольным.

В соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ сервитут может быть установлен в следующих ситуациях:

  • При необходимости установления беспрепятственного доступа на соседний земельный участок.
  • При необходимости проведения государственных работ по возведению, реконструкции или использованию объектов инфраструктуры.
  • При возникновении необходимости проведения линии энергоснабжения на соседний земельный надел.
  • Когда ограничения на пользование землей соответствуют интересам множества лиц.

Важно! Введение сервитута накладывает серьезные ограничения на интересы собственника, поэтому требования всех законодательных актов должны исполняться неукоснительно.

Законом также предусмотрена государственная регистрация всех типов сервитутов в Росреестре. Сведения об установленных ограничениях и их сроках в обязательном порядке вносятся в базу ЕГРН.

Публичный

Понятие публичного сервитута закреплено в статье 23 Земельного Кодекса РФ. Его основной характеристикой является то, что одним из участников соглашения в обязательном порядке выступает государственный или муниципальный орган власти. При этом целью договора является защита прав и интересов неограниченного числа граждан.

Основаниями для применения публичного сервитута являются:

  1. Организация свободного доступа к водному объекту.
  2. Возможность проведения работ по ремонту и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры.
  3. Необходимость проведения дренажных работ.
  4. Прогон животных сельскохозяйственного назначения.
  5. Сенокошение и организация выпаса скота в установленные временные периоды.
  6. Осуществление исследований и геологоразведывательных работ.

Частный

Частный сервитут – понятие, закреплённое в статьях 274–277 ГК РФ. Согласно установленным нормам владелец недвижимости (участка земли или построек) имеет право требовать от хозяина соседнего земельного надела права ограниченного пользования принадлежащим ему имуществом (землей).

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 – 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Основанием для установки частного сервитута является договор между заинтересованным лицом и владельцем земельного участка. Если мирным путем согласия достичь не удалось – спор может быть разрешен в судебном порядке.

Обременение, возникшее в результате установки сервитута, не лишает владельца недвижимости права на владение, пользование и распоряжение ею.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

На законодательном уровне установлены следующие обстоятельства установления сервитута:

  • Приобретение законного права прохождения через соседний земельный надел.
  • Проведение прокладки линий связи, электропередачи или всех типов трубопроводов.
  • Снабжение земельного надела водой.
  • Для обеспечения возможности удовлетворения прочих нужд собственников.

Причины, которые могут повлечь наложение сервитута, указаны также в ФЗ № 123 «О племенном животноводстве» от 03.08.1995:

  • Обеспечение животных водой.
  • Для обеспечения выгона скота.
  • Для обеспечения возможности сбора и отвода воды.

Перечень документов

Набор документов, требующийся для установления сервитута, различается в зависимости от правовой принадлежности заявителя.

Для юридических лиц потребуются:

  • Правовой акт, являющийся основой для установки сервитута.
  • Учредительные документы организации, ее устав и учредительный договор.
  • Выписка из базы ЕГРЮЛ.
  • Доверенность, если интересы компании представляет доверенное лицо.
  • Согласие органов власти на установление ограничений.
  • Правоустанавливающие документы, подтверждающие статус муниципалитета.
  • Постановление о проведении общественных дебатов.
  • Кадастровый паспорт земельных наделов.

Граждане, имеющие статус физических лиц обязаны также предоставить:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Общими документами, требующимися для всех категорий граждан, являются:

  • Соглашение сторон.
  • Кадастровый паспорт с разметкой зон, на которые накладываются ограничения.

Если решение об установлении сервитута вынесено в ходе судебного процесса для проведения процедуры потребуется также предъявить постановление суда. Дополнительно потребуется приложить 2 копии документа заверенные печатью с отметкой о вступлении решения в законную силу.

Договор

Документ в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  • Преамбула. Здесь должны быть указаны сведения об участниках сделки и информация о доверенностях, если интересы сторон представляют доверенные лица.
  • Предмет соглашения. В этом разделе указывается порядок установки сервитута и цели его введения.
  • Стоимость. Сервитут может быть установлен на возмездной основе, поэтому в тексте договора необходимо указать размер установленной платы, а также порядок расчетов.
  • Права и обязанности участников сделки.
  • Действия сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  • Реквизиты участников.
  • Подписи сторон.
  • Дату подписания соглашения.

К существенным условиям договора относят:

  1. Кадастровые данные на земельный участок.
  2. Информацию о формируемом обременении.
  3. Сведения о целях введения ограничений.
  4. Порядок расчетов между участниками сделки.

Как правило, к основному договору прилагаются:

  • Кадастровый паспорт земельного надела.
  • Схема участка и описание порядка его использования после установки обременения.
  • Расчет платы за сервитут.

Подписание соглашения должно происходить сразу после достижения сторонами договоренностей относительно его условий. Произойти это должно не позднее 30 календарных дней с момента разрешения имеющихся противоречий.

Как оформить на проезд к участку?

Для того, чтобы оформить согласительный договор на проезд к земельному наделу требуется:

  1. Обратиться к собственнику участка для проведения переговоров.
  2. Если участникам удалось достигнуть согласия – оформить договор о назначении сервитута в простой письменной форме.

    В тексте соглашения необходимо подробно описать все достигнутые договорённости. В будущем это позволит избежать двусмысленных трактовок и спорных ситуаций.

  3. После того, как договор будет подписан, стороны обязаны предоставить документы в Росреестр для проведения государственной регистрации.
  4. Если земля была арендована у государства помимо основного договора должны быть составлены также заявления в адрес органов местного самоуправления. Обращение администрация рассмотрит в течении 30 дней.

Судебное наложение

Если стороны не могут договориться об установлении сервитута мирным путем спор будет разрешен в судебном порядке.

Заявителю в ходе судопроизводства потребуется доказать:

  • Факт отсутствия возможностей реализации собственных прав без ущемления прав собственника спорного участка.
  • Факт наличия спорной ситуации между владельцем участка и истцом.
  • Обоснование использования для реализации своих прав именно этого участка земли.
  • Справедливость и достаточность платы для владельца земли, ущемленного в правах.
  • Срок установки ограничений.

Перед тем, как подать иск в судебные инстанции необходимо:

  1. Направить потенциальному ответчику соглашение о сервитуте и письмо с предложением в тридцатидневный срок подписать договор. В качестве доказательств суду потребуется предъявить документ о вручении владельцу земли обращения истца и его отказ от подписания договора.
  2. Получить результаты землеустроительного исследования, которые послужат доказательством необходимости установки сервитута.
  3. Провести оценку стоимости пользования чужим земельным наделом.

Заслушав доводы истца и владельца участка, суд самостоятельно определит оптимальные условия налагаемого обременения и его необходимость.

Плата за использование земли

Сервитут предполагает передачу третьим лицам прав на использование принадлежащего собственнику участка земли. Так как права владельца при этом ущемляются и он несет определенные убытки, законом предусматривается возможность установки соразмерной платы за сервитут на земельный участок.

Что влияет на размер?

Факторами, влияющими на размер взимаемой платы являются:

  • Доля земельного надела, на которую накладываются ограничения.
  • Степень ограничения права пользования участком собственника.
  • Частота использования и связанные с этим неудобства хозяина.
  • Степень влияния обременения на возможность проведения сделок и других манипуляций с недвижимостью.

Каждая из перечисленных выше характеристик делится на 5 значений, для чего вводится понятие дискретного диапазона значения факторов.

В зависимости от степени и интенсивности влияния фактора на землю его значение устанавливается в диапазоне от 0 до 100%. Шаг значений устанавливается в размере 25%, т. е. устанавливается 5 величин – 0, 25, 50, 75 и 100%.

Основания для прекращения

Действие сервитута может быть прекращено в связи со следующими обстоятельствами:

  1. Исчезновением причин, на основании которых она использовалась третьими лицами.
  2. Исчезновением физической возможности дальнейшей эксплуатации участка.

Также законными причинами прекращения действия обременения могут быть признаны:

  • Нанесение вреда окружающей среде.
  • Нанесение существенного вреда плодородному слою почвы.
  • Проведение не предусмотренных законом работ.
  • Нарушение установленных законом границ.
  • Отказ от внесения платы, установленной в договоре.

Отмена по согласованию

Действие сервитута также может быть прекращено по взаимному решению участников договора в том случае, когда у третьих лиц исчезают причины, из-за которых возникала необходимость использования участка.

В таком случае расторжение соглашения происходит согласно описанному в документе сценарию, а если данный пункт не был включен в текст соглашения – стороны составляют новый документ, в котором указывается факт и причина расторжения сделки.

Отменить действие публичного сервитута не представляется возможным если:

  1. Обремененный участок земли необходим для прохода к водоемам.
  2. Если земля используется для заповедников, охотничьих угодий и рыболовства.
  3. Если земельный надел используется государством для размещения коммуникаций или объектов инфраструктуры.

При возникновении споров относительно частных сервитутов любые конфликтные ситуации между участниками соглашения можно решить в судебном порядке.

Сервитут накладывает ограничение на права собственника в вопросе пользования и распоряжения земельным участком.

Чаще всего это вынужденная мера, которая позволяет третьим лицам в полной мере реализовать свои права по пользованию недвижимостью.

Так как права владельца обремененного участка существенно ущемляются государство строго контролирует процедуру оформления сервитута, а также разрешение спорных ситуаций и выплату компенсации за причиненные неудобства.

Источник: https://pravorzn.ru/zemelnye-voprosy/chastnyy-i-publichnyy-servitut/

Договор сервитута в 2020 году – что это такое, образец земельного участка, между юридическими лицами

Договор публичного сервитута

Земельное право достаточно сложно и достаточно часто возникают спорные моменты как раз из-за различных юридических моментов.

Оптимальное решение во всех случаях когда осуществляет взаимодействие рассматриваемым способом – это оформление специального договора.

Сегодня существует достаточно много различных типов договоров. Одним из наиболее часто используемых является как раз соглашение сервитута.

Используется он в случае, когда требуется ограниченное использование чужой собственности – земельного участка. Таковой момент нужно будет предварительно разобрать.

Знание нормативного законодательства позволит решить многие трудности ещё на стадии их возникновения.

Юридическая грамотность позволит самому осуществлять контроль за соблюдением собственных прав.

Основные сведения

Использование чужого земельного участка, например соседнего, собственником которого может являться другое физическое или же юридическое лицо, возможно лишь в определенных случаях.

Как правило заключается договор аренды. Но нередко использование в полном объеме ресурсов участка попросту и не требуется.

Например, необходима территория на проезд либо на размещение каких-либо инженерных коммуникаций.

Формировать договор аренды в таком случае далеко не всегда возможно и вообще удобно. Именно поэтому решением зачастую является оформление договора сервитута.

Он включает в себя информацию об установлении временного пользования части участка или же его всего в определенных рамках.

Сервитут подразумевает именно временное использование. Наличие данного соглашения предполагает обременение.

Что это такое

Договор сервитута – это специальное соглашение, имеющее множество сходств с договором аренды. Но при этом существенно менее обширное.

Позволяет данный документ одновременно решить целый перечень разных задач. В ряде ситуаций необходимо составление дополнительной документации к подобного рода соглашению. Например, это может быть поручительство к договору сервитута.

Соглашение сторон по поводу использования недвижимости рассматриваемым образом должно характеризоваться следующими моментами:

  • обозначенные пункты не нарушают законодательство РФ;
  • ущемление сторон соглашения не происходит;
  • сам договор полностью составлен в соответствии с базовыми положениями ГК РФ о сервитуте.

При отсутствии опыта составления этого типа документации нужно будет обратиться к квалифицированному юристу.

Только так можно не допустить типичных ошибок, которые как правило имеют место при оформлении договора данного типа. Также стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами, особенностоями.

Назначение соглашения

Само соглашение может заключаться самыми разными субъектами. Например, коммерческими структурами или же государством, физическими лицами.

Содержимое самого соглашения напрямую зависит от сторон, которые принимают участие в составлении, а также от целого ряда иных моментов.

Заключение рынком договора сервитута с магазинами либо иные отношения всегда регулируются законодательно. Таковой момент лучше всего проработать заранее.

Основные задачи, которые возможно решить при помощи данного типа соглашения:

  • регулирование использование земельного участка;
  • защита собственных прав, интересов в суде, в правовом поле;
  • обозначение режима использования недвижимости;
  • государственный учет самих взаимоотношений подобного типа.

Важным нюансом подобного договора является как раз необходимость регистрации такового. Именно по этой причине очень важно пристально следить за правильностью составления.

Так как при наличии ошибок договор сервитута будет попросту невозможно зарегистрировать. Потому при отсутствии опыта стоит попросту обратиться к хорошему юристу.

Также наличие ошибок может стать причиной проблемных ситуаций уже непосредственно в судебных органах – если возникнет необходимость обращаться в суд с иском.

Но по возможности стоит избегать подобных ситуаций. И решать все возникающие вопросы именно в досудебном порядке.

Так как судебные разбирательства занимают много времени, требуют финансовых затрат на законного представителя.

Без которого не обойтись, так как самостоятельно заниматься юридической практикой без опыта проблематично.

Правовая база

Все тонкости и нюансы составления договора рассматриваемого типа отражаются в законодательстве.

Основным нормативным документом, который определяет все моменты, является как раз Гражданский кодекс РФ. Гл.№17 регулирует право собственности, а также другие права на землю.

Именно в этом нормативно-правовом документе имеет место отражение всей информации касательно формирования документации.

Основными статьями, с которыми нужно будет в первую очередь ознакомиться, являются следующие:

Ст.№274Право, подразумевающее ограниченное использование земельного участка (сервитута)
Ст.№275Как сохраняется сервитут при переходе прав собственности на конкретный земельный участок
Ст.№276Режим прекращения использования сервитута
Ст.№277Данный раздел освещает то, как именно осуществляется обременение сервитутом зданий и сооружений

Именно в рамках обозначенных выше разделов и осуществляется процесс составления договора сервитута. Важно отметить, что формат соглашения является стандартным.

Стоит заранее ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями. Соответственно, все остальные статьи, присутствующие в данной главе, также имеют важное значение.

И обязательно должны соблюдаться. В противном случае не составит признать соглашение ничтожным.

Участникам соглашения перед подписанием очень важно заранее ознакомиться со всеми нюансами и тонкостями соглашения.

А также изучить все базовые статьи ГК РФ, в которых затрагивается вопрос сервитута. По большей части различные сложные, проблемные моменты имеют место в силу юридической неграмотности самих сторон.

Предварительная теоретическая подготовка позволит не допустить судебного разбирательства.

Особенности договора о заключении сервитута

Соглашение сервитута позволяет решать самые разные задачи. Важно заметить, что процесс оформления как правило не доставляет больших сложностей.

Как и процедура регистрации. Которая выполнена должна быть обязательно. Но даже в случае составления соглашения привлеченным для этого юристом необходимо будет самостоятельно подготовиться.

К основным вопросам, разобрать которые нужно заранее, относится следующее:

  • существенные условия;
  • содержание документа;
  • нужно ли регистрировать;
  • первичные документы;
  • между юридическими лицами;
  • как выглядит образец соглашения на земельный участок;
  • срок действия.

Существенные условия

Как и во многих других случаях данное соглашение жестко не регламентировано законодательством. Не установлен его формат.

Но при этом необходимо отметить, что существуют условия, присутствовать которые должны обязательно. Таковые обозначаются как «существенные».

К ним относятся в первую очередь следующие:

  • указывается кадастровый номер участка;
  • обозначается учетный номер земли, на которой будет находиться обременение;
  • прописываются сведения об обременении – обязательно прописываются:
  1. Размеры участка.
  2. Месторасположение.
  3. Перечень выполняемых мероприятий.
  • полные, подробные наименования о сторонах соглашения;
  • определение цели, даты и оснований оформления обременения;
  • временные рамки действия обременения – если таковое вообще носит бессрочный характер;
  • указывается размер компенсационной оплаты – если соглашение этого типа является возмездным;
  • перечень прав, обязанностей.

документа

Лучшее решение при отсутствии опыта составления – это воспользоваться составленным ранее образцом как примером.

В состав такового документа нужно будет внести следующее:

  • наименование документа, место, дата составления;
  • предмет соглашения;
  • порядок использования;
  • права и обязанности сторон;
  • заключительные условия;
  • адреса и реквизиты сторон.

Нужно ли регистрировать

После составления договор обязательно должен быть зарегистрирован в отделении Росреестра. Выполнение этого условия строго обязательно. В противном случае соглашение попросту не будет иметь никакой силы.

Первичные документы

Обязательно понадобиться подготовить ряд документов для сервитута:

  • заявление на установление;
  • кадастровые документы с внесением зон ограничения прав;
  • для физических лиц – паспорта;
  • подтверждение права собственности на землю;
  • квитанция на оплату пошлины.

Между юридическими лицами

При составлении между юридическими лицами необходимы документы учредительного характера. В первую очередь это – устав, а также некоторые иные дополнительные.

: формирование сервитута. Последовательность

Как выглядит образец соглашения на земельный участок

При отсутствии опыта составления документации этого типа нужно ознакомиться с образцом. Образец договора сервитута на земельный участок можно скачать здесь.

Срок действия

Данный договор может действовать разный период времени. На этом основании возможно будет разделить соглашения на категории:

КраткосрочныеЕсли действуют менее 12 месяцев
ДолгосрочныеЕсли действуют более 12 месяцев подряд

Сегодня существует много разных нюансов и тонкостей, непосредственно связанных с оформлением договора данного вида.

Потому необходимо ознакомиться со всеми ними – только так можно будет не допустить проблем при оформлении. Которые зачастую имеют место в случае банальной неграмотности.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://yurday.ru/dogovor-servituta/

Соглашение о сервитуте: образец, бланк, скачать документ

Договор публичного сервитута

/ Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком / Сервитут

Назад

: 25.03.2017

Время на чтение: 10 мин

0

490

Одним из видов обременений, которые могут быть наложены в отношении участка земли, является сервитут. Такое ограничение вводится в договорном или принудительном порядке и предполагает наличие определенных субъектов и объектов, а также временных рамок.

  • Что такое сервитут на земельный участок?
  • Объекты сервитута
  • Субъекты сервитута (стороны сервитута)
  • С какого момента вступает в действие сервитут?
  • Срок действия сервитута

Формы и регулирование вопроса

Юридическим основанием сервитута выступает ГК РФ, в частности, ст. 272-277. Зачем на землю устанавливается обременение? С целью того, чтобы обеспечить третьим лицам проход, проезд через участок. Кроме того, для обслуживания коммуникаций, если иным способом пройти на территорию невозможно, кроме как через чужой надел.

Сервитут существует в двух формах:

  1. Простой или частный. Означает соглашение, которые заключено по предмету использования участка собственника.
  2. Публичный: в качестве стороны соглашения выступают государственные органы, которые занимаются обеспечением прав населения.

Каждая из вышеназванных форм имеет свои особенности.

Законодательные акты

Возможность использования чужой земли для конкретных целей прописана в статье 274 ГК. При этом права собственности владелец участка не лишается, он становится только стесненным в пользовании на определенной территории этого участка. За это он может требовать установление определенной платы (статья 39.25 п.4 ЗК).

При переходе прав на владение землей обременение передается новому собственнику по статье 275 ГК. Сервитут может быть отменен по требованию заинтересованной стороны и оформлен документально.

Земельный кодекс предоставляет регламент для заключения договора об ограничении прав пользования землей (статья 39.26 ЗК). Земля может принадлежать местной администрации или частному собственнику.

Если ввести ограничения необходимо на муниципальную землю, то нужно подать заявление в администрацию с указанием цели установления обременения и срока.

К заявлению должна быть приложена схема с нанесением зон ограничения. Данное обращение рассматривается в течение 30 дней. При положительном решение договор подписывается между сторонами и отправляется на государственную регистрацию.

Если ограничение вводится между физическими лицами, перед заключением соглашения необходимо проведение работ по внесению границ обременения.

Проводятся такие работы кадастровыми специалистами за счет того, кто собирается накладывать ограничения. После составления плана и оформления всей к нему документации подписывается соглашение, которое является основанием для заключения сервитута (что может быть основанием возникновения сервитута?). Обязательные разделы для включения в договор указаны в статье 39.25 п.1 ЗК.

Все документы подаются в Росреестр на регистрацию, бумаги оформляются около 5 дней.

Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

Задать вопрос

Публичный сервитут

В правоотношении принимают участие органы государственной власти. В основном, вопросом занимаются местные органы, в чьем ведении находится земельный надел. Публичный сервитут можно оформить только после проведения слушаний, на основании юридического документа, изданного местными органами власти. Обременение налагается со строго определенными целями:

  • свободный проход (проезд) на участок земли;
  • обеспечение бесперебойной работы по монтажу, ремонту оборудования, коммуникаций;
  • водопой животных;
  • регулярный забор воды;
  • прогон животных на пастбище, водопой;
  • проведение дренажных мероприятий;
  • проезд к сенокосным землям в определенные сезоны;
  • свободный допуск с береговой линии водоемов;
  • сбор ягод на лесных угодьях;
  • рыбная ловля в водоемах.

Обременение – это вид ограничения, который не предполагает изъятие у владельца земельного участка. Если необходимость в нем отпадает, собственник может потребовать его снятия.
В ряде случаев наложенное ограничение делает невозможным для собственника использовать свои угодья по прямому назначению.

В этой ситуации он вправе потребовать от местной администрации выкупа земельного надела, а также компенсации убытков, понесенных им за время использования земли.

Действие собственника правомерно, если он не смог из-за обременения использовать земельный надел по назначению, следовательно, не получил ожидаемого дохода.

Оплата публичного сервитута

Статья 39.46 ЗК РФ устанавливает обязанность вносить плату за сервитут. Это общее правило, из которого могут быть исключения. Закон разрешает в виде компенсации определять единовременные или периодические платежи.

Оплата публичного сервитута в отношении земельных угодий, владельцами которых выступают органы государственной власти, без их обременения со стороны третьих лиц, происходит единым платежом не позже полугода со дня принятия решения об установлении ограничения.

Его размер устанавливается пропорционально габаритам земельного надела.

Плата за сервитут устанавливается в % отношении. Базой, от которой следует отталкиваться, выступает кадастровая цена угодья. В частности – 0,01 % от его стоимости. Проценты могут быть снижены, если срок ограничения существует более 3 лет.

Когда составляется образец соглашения о сервитуте земельного участка либо части его?

Соглашение составляется в тех случаях, когда заключающие его стороны, предварительно договорились об основных моментах обременения. Оформление такого документа вместе с его регистрацией составляет по сроку не более месяца для физических лиц. Если введение сервитута распространяется на муниципальные земли, срок может несколько увеличиться.

Любой документ должен быть составлен грамотно и в правильной форме, содержать все необходимые разделы. Если есть возможность с учетом всех рекомендаций самостоятельно составить такой документ, прибегать к услугам юриста не обязательно.

Также для соглашения по обременению земли нотариального заверения не требуется. Но можно заверить документ по настоянию одной из сторон.

Регламент заключения соглашения об установлении сервитута на земельный участок — это такой перечень рекомендаций, который поможет вам самостоятельно составить соглашение о выделении сервитута.

Условия для составления

Ввести обременение на земельный участок можно при следующих условиях:

  • проведение коммуникационных сетей, трубопроводов, газопроводов, организация ремонтных работ;
  • осуществление работ сельскохозяйственного направления: сенокошение, сбор целебных трав;
  • разрешение прохода или проезда, например, к водоему;
  • проведение исследовательских работ.

Подробнее о том, какие объекты и для каких целей могут быть обременены, а на какие участки невозможно наложить ограничения, мы рассказывали в отдельном материале.

Особенности и детали в образце соглашения об установлении сервитута на земельный участок либо части его

  1. Сервитут передается вместе с правами на земельный участок при продаже или предоставлении в аренду согласно статье 275 ГК.
  2. Только заключение договора о введении сервитута имеет двойственный характер в российском законодательстве.

    Для одной из сторон устанавливаются права (сервитуарий), для другой стороны – ограничение прав (собственник). О правах и обязанностях обладателя сервитута читайте здесь, а о том, что может требовать собственник участка, обремененного сервитутом, вы узнаете в другой статье.

  3. Установление срочности еще одна особенность двойственного характера.

    Вещные права являются бессрочными, но обременение имеет свой срок.

  4. При невозможности мирного решения противоречий по введению сервитута сервитуарий может направить заявление для рассмотрения в суд.

  5. Арендаторы земельных участков, которые находятся в безвозмездном пользовании, могут устанавливать обременение на срок не больше срока аренды — статья 39.24 п.4 ЗК (в чем отличия договора аренды и сервитута земельного участка?).

Документы для заключения

Для заключения соглашения требуются определенные документы:

  • заявление на установление сервитута;
  • кадастровые документы с внесением зон ограничения прав пользования земельным участком;
  • для физических лиц – документы, подтверждающие личности сторон; учредительные документы для юридических лиц;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю;
  • квитанция об оплате госпошлины. По статье 333.33 НК для физических лиц она составляет 1500 рублей, для юридических – 6000 рублей.

Если заявитель в судебном порядке устанавливает сервитут, то необходимо предоставить положительное решение суда.

Если вам интересно узнать о порядке установления сервитута, то это вы можете прочитать в отдельной статье.

Запрет на ограничение

В ряде ситуаций сервитут устанавливать нельзя. Эти цели перечислены в законе. В частности:

Источник: https://uk-mishino.ru/drugoe/prekrashchenie-publichnogo-servituta.html

Публичный сервитут

Договор публичного сервитута

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по вопросам связанным с установлением публичных сервитутов.

Готовы представлять интересы как собственников участков, обременяемых публичным сервитутом, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей). Также в сферу нашей компетенции входят и вопросы частных сервитутов.

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления публичного сервитута.
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется публичным сервитутом. В том числе оспаривание размера платы за сервитут, схемы его прохождения и порядка строительства объектов;
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением публичных сервитутов.

Публичный сервитут означает предоставление неопределённому кругу лиц прав ограниченного пользования земельные участком. Такой сервитут имеет весьма мало сходства с частным сервитутом, предоставляемым в пользу владельца одного конкретного объекта недвижимости.

Публичным сервитутом обременяются только земельные участки (но не здания и сооружения).

Выделяется также публичный сервитут для строительства инженерных сетей и иных аналогичных инфраструктурных объектов. Данный вид сервитута фактически занимает промежуточное положение между частным и публичным.

Публичный сервитут в пользу неопределённого круга лиц

«Классический» публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, и объектов, необходимых для нужд геодезии;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

Таким образом, данные виды публичного сервитута подразумевают, преимущественно, использование участка для тех или иных нужд местного населения. Наиболее характерны они для крупных по площади участков сельхозназначения, для рекреационной деятельности и т.д.

Данный вид сервитута устанавливается органами местного самоуправления (в отдельных случаях – органами власти федерального или регионального уровня). При этом обращение конкретного лица для принятия соседствующего решения местной администрацией, формально, как правило не требуется.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается независимо от согласия владельца участка. Напротив, при несогласии с фактом установления сервитута или его конкретными условиями он должен обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

По общему правилу публичный сервитут является бесплатным. Однако если установление публичного сервитута приводит к «существенным затруднениям» в использовании земельного участка, его владелец вправе требовать плату из местного бюджета.

При этом публичный сервитут должен устанавливаться наименее обременительным для владельца участка способом. Однако в отсутствии сложившихся методик определение такого способа, с высокой вероятностью, станет предметом судебного спора.

В любом случае установление сервитута не должно лишать владельца участка возможности использовать его в соответствии с установленным разрешённым использованием.

В противном случае должен ставиться вопрос об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд, а не о публичном сервитуте.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры

В специальном порядке публичный сервитут может устанавливаться для следующих целей:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, и канализационных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  3. устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам (в отдельных случаях);
  4. размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  5. проведение инженерных изысканий в целях строительства линейных объектов (в отдельных случаях).

То есть данный вид публичного сервитута предоставляется для строительства конкретного инфраструктурного объекта (связанных с таким строительством работ) И фактически – в пользу конкретной организации, которая будет осуществлять строительство и эксплуатацию объекта. Использование для таких задач именно механизма публичного сервитута обусловлено, по-видимому, особой социальной значимостью соответствующих инфраструктурных объектов.

Данный вид публичного сервитута включён в законодательство сравнительно недавно. и фактически вялятся альтернативой изъятию участков для государственных и муниципальных нужд под инфраструктурные объекты.

При этом установление такого сервитута влечёт существенное ограничение прав собственников и арендаторов участка вплоть до временной невозможности использовать весть участок или его часть по назначению.

В связи с чем правообладателям участков, в отношении которых планируется установление такого сервитута, необходимо своевременно принимать меры по защите своих прав – оспариванию самого факта установления публичного сервитута или его конкретных условий, либо обоснованию максимального размера платы за него.

В части строительства инженерных сетей данный вид публичного сервитута может устанавливаться в интересах как организаций коммунального комплекса, так и некоммерческих объединений граждан (ТСН, СНТ, и т.д.).

При этом фактический интерес в установлении такого сервитута часто имеется в первую очередь не у сетевой организации, а у абонента, для подключения которого строятся соответствующие сети.

Соответственно, именно ему может потребоваться взять на себя работу установлению такого публичного сервитута.

Данный вид публичного сервитута устанавливается местной администрацией, (либо федеральными или региональными уполномоченными органами в отношении объектов федерального или регионального значения соответственно).

Он устанавливается по ходатайству заинтересованного лица – сетевой организации или иного субъекта, эксплуатирующего объекты инфраструктуры, для которых требуется установление публичного сервитута.

Такое ходатайство должно содержать, среди прочего, обоснование невозможности достижения соответствующих целей без установления публичного сервитута (если строительство данных сетей не предусмотрено документами территориального планирования).

Ограничено установление данного вида публичного сервитута в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. На такие участки данный сервитут может накладываться только для:

  • подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся обременяемые земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Процедура рассмотрения ходатайства о публичном сервитуте предусматривает, в том чисел публикацию уведомления о предстоящем установлении сервитута, рассылку соседствующих уведомлений правообладателям обременяемых участков. На этом этапе правообладатели обременяемых сервитутом участков, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, могут заявить о необходимости учёта их интересов при установлении сервитута.

При этом решение об установлении публичного сервитута для размещения объектов инфраструктуры принимается независимо от согласия владельцев обременяемых участков. Они вправе лишь обжаловать данное решение в судебном порядке. Причём установлен крайне маленький срок обжалования – 30 дней с момента уведомления правообладателей об установленном публичном сервитуте.

Лицо, в пользу которого устанавливается публичный сервитут (будущий собственник объекта инфраструктуры и т.д.), заключить с правообладателями с обременяемых участков соглашение о сервитуте. Для этого такое лицо направляет правообладателям проект соглашения.

Но при этом установлен крайнее жёсткий порядок реализации публичного сервитута при несогласии правообладателей обременяемых участков с его условиями.

Так владельцы участков вправе как обжаловать в суде решение об установлении публичного сервитута, так и заявлять возражения по отдельным пунктам проекта соглашения, включая размер платы.

Но при наличии разногласий, в том числе -судебного спора, лицо, в пользу которого установлен публичный сервитут, вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к выполнению работ, предусмотренных сервитутом, невзирая на несогласие владельца участка.

Такой порядок, с одной стороны, позволяет избежать задержек в строительстве важных инфраструктурных объектов. С другой – создаёт весьма серьёзные риски для собственников, существенно ограничивая эффективность судебной защиты прав.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, по общему правилу является платным. Причём плата вносится владельцам обременяемых участков лицом, в пользу которого установлен сервитут.

Размер такой платы определяется оценщиком, привлекаемым лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. При несогласии владельца участка с данной оценкой вопрос разрешается в судебном порядке (в т.ч.

с назначением оценочной экспертизы).

При установлении публичного сервитута для строительства инженерных сетей и аналогичных объектов соответствующим решением местной администрации определяется, в том числе, период строительных работ, их объём. Может устанавливаться отдельный размер и порядок внесения платы в период строительства.

При этом на период строительства допускается ситуация, когда участок временно не может использоваться по назначению. В таком случае период строительства не может составлять более:

  • три месяца для участков под жилыми домами (в т.ч. объектами индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства), садовых участков и аналогичных.
  • одного года в отношении иных участков.

То есть фактически речь идёт о временном, до года, изъятии участка у собственника или арендатора.

После завершения строительных работ объём ограничений, накладываемых размещёнными объектами, должен быть таким, чтобы сохранялась возможность использования участка по назначению. То есть речь идёт о возможность использования в первую очередь подземных и надземных инженерных сетей и иных сооружений.

В случае невозможности использования участка по назначению более установленного срока собственник участка вправе требовать его выкупа, арендатор – расторжения договора аренды и возмещения убытков.

Таким образом, публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, с одной стороны, должен являться достаточно эффективной мерой, направленной на своевременное строительство социально значимых объектов.

С другой – такая эффективность достигается ценой серьёзных ограничений прав собственников и арендаторов затрагиваемых строительством участков.

И возмещение связанных с этим издержек, напрямую зависит от активной позиции таких лиц.

Соответственно, им требуется профессиональное юридическое сопровождение с момента начала процедуры установления публичного сервитута.

В том числе –своевременное оспаривание либо самого факта его установления, либо конкретного размера платы, порядка проведения строительных работ.

В том числе для установления максимально высокой платы необходимо привлечение при рассмотрении спора квалифицированных независимых оценщиков.

Правовой центр ДВА М имеет как штат квалифицирован юристов в области споров о частных и публичных сервитутов, иных вопросов земельного права, так и наработанные деловые связи с оценщиками, кадастровыми инженерами, экспертами в области землеустройства и строительства.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut/publichnyj-servitut

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.