Действия публичных сервитутов
Содержание
- 1 Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
- 1.1 Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
- 1.2 В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- 1.3 Что общего в частном и публичном сервитуте
- 1.4 Установление публичного сервитута на земельный участок
- 1.5 Как подается заявление
- 1.6 Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
- 1.7 Принятие нормативно-правового акта
- 1.8 Регистрация публичного сервитута
- 1.9 Как происходит межевание при публичном сервитуте
- 1.10 Может ли собственник отстоять свои права
- 1.11 Пример судебной тяжбы
- 1.12 Прекращение действия публичного сервитута
- 2 Публичный сервитут на земельный участок что это такое, плата за сервитут на земельный участок, сервитута земли что это
- 3 Статья 26. Зоны действия публичных сервитутов | ГАРАНТ
- 4 Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:
- пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
- происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
- иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.
Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.
Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие “сервитут”, виды сервитутов, порядок установления и прекращения.
П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.
Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.
В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
- например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
- чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
- Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
- вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
- жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
- принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
- Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
- Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
- При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
- Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.
Что общего в частном и публичном сервитуте
- И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
- Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
- Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п.9, ст.23).
Установление публичного сервитута на земельный участок
Установить сервитут могут:
- правительство РФ;
- субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
- ОМСУ (органы местного самоуправления).
Цели ведения:
- обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т.ч. к водным объектам и береговым зонам;
- ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
- забор воды в водоемах;
- сенокос и пастбища;
- охота, рыбалка, разведение рыбы;
- прогон домашнего скота;
- дренажные работы на ЗУ;
- проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
- проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).
Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.
Порядок установки публичного сервитута таков:
- Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
- Общественные слушания.
- Принятие закона или нормативного акта.
- Регистрация в ЕГРН.
Как подается заявление
Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.
В заявление содержатся сведения:
- о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
- виде и цели сервитута;
- сроке обременения;
- собственниках земельного участка;
- лицах, в интересах которых вводится обременение.
Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.
Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит “рекомендательный” характер:
Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.
То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.
Слушания должны вестись по протокольной форме:
- все выступления, точки зрения, возражения, мнения “за” и “против” записываются;
- указываются паспортные данные участников дебатов.
Принятие нормативно-правового акта
После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.
Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:
- данные о местоположении участка, его площади;
- ситуационный план ЗУ с указанием границ;
- кадастровый номер участка;
- сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.
Регистрация публичного сервитута
Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.
Для регистрации необходимы такие документы:
- Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
- Кадастровый план с указанными границами сервитута.
- Нормативно-правовой акт.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).
Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.
Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.
Как происходит межевание при публичном сервитуте
Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.
- Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
- После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
- Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.
Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.
Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.
Может ли собственник отстоять свои права
Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:
- собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
- размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.
Что делать?
Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.
Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить “доброту”:
- например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
- изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.
Пример судебной тяжбы
Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.
Примером является следующий случай.
- В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан(проезд) к водоему и берегу.
- Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
- право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
- у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
- Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
- М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
- Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
- кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
- ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
- п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.
Основаниями для пересмотра дела являются:
- Решение Верховного суда (обзор №35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
- Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).
Прекращение действия публичного сервитута
Основания для снятия сервитута:
- истечение срока действия обременения;
- окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
- исчезновение необходимости в сервитуте;
- стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
- аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.
Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html
Публичный сервитут на земельный участок что это такое, плата за сервитут на земельный участок, сервитута земли что это
ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.
Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.
Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.
По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.
Земельное обременение накладывается в случаях:
- обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
- без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.
ВАЖНО. Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.
Разновидности земельных сервитутов
Сервитуты на земельные участки классифицируются несколькими способами в зависимости от временного фактора использования наделов:
- срочный — требуется для регистрации определить точный срок действия обременения. Необходимость в договоре возникает, когда требуется срочная прокладка коммуникационных кабелей, труб. После выполнения срочных работ обременение снимается;
- постоянный — оформляется, когда требуется использовать надел на постоянной основе (например, на участке расположен государственный природный объект);
- постоянно-временный — фактическое использование территории возникает в определенный момент в течение бессрочного периода.
Например, ведущую дорогу к собственному участку весной размывает, тогда гражданин договаривается с соседом о проходе через его территорию. Сервитут в таком случае может устанавливаться в бессрочном порядке, но с указанием весеннего периода пользования.
Согласно правовой стороне накладывания обременения договор классифицируется на частный и публичный. В связи с чем возникает вопрос: что такое частный сервитут на земельный участок и что такое публичный сервитут на земельный участок и в чем их отличие?
Для граждан в Земельном кодексе дается ответ на определение этих видов:
- Что такое частный сервитут на земельный участок —такой вид обременения налагается при затрагивании интересов конкретного землевладельца (физического или юридического). Ограничение устанавливают на основании договора либо судебного решения в пользу землевладельца.
- Что такое публичный сервитут на земельный участок —такой вид обременения подразумевает регистрацию в Росреестре согласно законодательным основам либо по нормативно-правовому документу, который приняли на федеральном уровне или муниципалитетом. Часто сервитут публичного образования накладывается при проведении коммуникаций обеспечения и общественного пользования (газ, вода, свет и т.п.).
Различия между сервитутами
Договор на ограниченное использование земли отличается по своему содержанию и ситуациям применения:
- публичный сервитут оформляется согласно потребности введения на ограничения использования земельного надела в государственных интересах или муниципальных, а также для большого круга лиц и частного обеспечения гражданских прав;
- частный сервитут имеет преимущество в возмездном характере, а публичный отличает безвозмездный. Для первого случая отсутствует плата за обременение, которая осуществляется только в исключительных ситуациях, установленных законом. Для остальных случаев владелец земли располагает правом требовать денежную компенсацию за обременение. Плата может и отсутствовать при отказе землевладельца от нее;
- основания для возникновения ограниченного использования также отличаются. Ограничения публичных образований основываются на нормативно-правовых документах, а частный обоснован требованиями гражданина-землевладельца, организации или группы граждан.
Основные причины для регистрации частных сервитутов
Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:
- требуется проезд или проход к участку земли;
- возникла необходимость проложить коммуникации;
- требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
- оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
- требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
- иные случаи, которые не осуществляться без обременения.
Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:
- требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
- проведение коммуникационных сетей общественного пользования;предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
- требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
- при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
- при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
- для получения разрешения на выпас или прогон скота.
Как устанавливают сервитуты?
Сервитуты устанавливаются согласно 3 основным вариантам, закрепленным законодательно:
- На основании подписания резолюции полномочным подразделением местного самоуправления, муниципалитетом или государством.
- Резолюция принимается в ходе публичного слушания о наложении ограничений.
- На основании общего соглашения группы землевладельцев или заинтересованных лиц.
- По судебному постановлению.
Порядок установления публичного сервитута на земельный участок следующий:
- Объявления слушания муниципалитетом или администрацией.
- Оформление резолюции.
- Оглашение результатов согласования пользования участком — требования, компенсация.
- Регистрация сервитута в Росреестре.
Также существует порядок добровольного согласования по использованию земельного надела и накладывания сервитут на земельный участок находящийся в частной собственности:
- Заинтересованное лицо обращается к землевладельцу с просьбой о частичном пользовании землей.
- Сторонам необходимо оформить соглашение следующего содержания: графа о согласии землевладельца о накладывании обременения, права сторон, обязательства сторон, цели использования, площадь и координаты требуемой территории, срок пользования.
- Далее следует регистрация соглашения в Росреестре.
Для регистрации потребуются следующие документы:
- заявление;
- квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц — 1 500 рублей, для юридических — 6 000 рублей);
- соглашение в количестве 3 экземпляров;
- согласие от третьих лиц требуется когда нужно установление сервитута на земельный участок находящийся в залоге, если надел находится в совместной собственности, ипотечном закладе, аренде.
ВАЖНО. Действие сервитута начинается с момента прохождения государственной процедуры регистрации. После этого законом разрешается использовать участок земли согласно указаниям в договоре, а собственник имеет право требовать компенсацию.
Судебное наложение сервитутов
Если гражданин или заинтересованное лицо желает пользоваться чужой землей, а владелец отказывается, то сервитут можно оформить через судебное разбирательство.
Если землевладелец не согласен оформлять обременение, даже в ситуации, когда заинтересованное лицо фактически использует землю, то требуется официально получить правомочия на ограниченное использование земельного надела.
Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок согласно судебному решению:
- заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
- предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
- если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
- оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
- собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.
ВНИМАНИЕ. Судебное решение гарантирует беспрепятственную эксплуатацию чужого участка. Без такого документа владелец земли может в любой момент запретить пользоваться своей землей.
На решение суда по большей части влияет отсутствие у истца альтернативной возможности владеть своим участков без использования чужого надела.
Например, при близком расположении к участку природных источников судья разрешит его пользование через чужой участок, если это единственный объект воды и, наоборот, запретит, если есть еще общедоступные источники.
Для доказательной базы заинтересованное лицо должно предоставить 5 фактов:
- Отсутствие реальных возможностей по реализации собственных прав без вторжения на чужую землю.
- Наличие спора по обременению между соседями.
- Обоснованность пользования чужим наделом.
- Наличие согласия на денежную компенсацию в разумном размере.
- Срок ограничения.
Перед обращением в суд необходимо:
- составить соглашение о сервитуте и направить его ответчику;
- провести землеустроительное исследование для обоснования наложения обременения;
- провести оценку стоимости пользования чужим наделом.
Обычно в таких судебных разбирательствах ответчик чинит препятствия для эксплуатации своей земли (возведение забора, закрытый участок, посадка деревьев на месте требуемой закладки коммуникаций и т.п.).
Истцу стоит учитывать, что накладывание сервитута должно минимизировать неудобства для собственника земельного надела, а также компенсировать обременение.
Учитывая это, суд устанавливает условия ограниченного пользования, основываясь на принципе разумного баланса прав собственности и интересов сторон.
Например, когда истцу необходимо проложить водопроводные трубы, в его пользование выделять только ограниченную долю участка для монтажа и настройки. После чего потребуется восстановить первоначальный вид участка.СПРАВКА. От судьи требуется выслушать доводы обеих сторон и выбрать наиболее оптимальные условия для накладываемого обременения.
Например, согласованный маршрут проезда, разумная плата за пользование. Если ситуация затруднительная, то суд по собственной инициативе или желанию одной из сторон может назначить проведение землеустроительной экспертизы для решения спорного момента.
Плата за использование земли
Законодательством разрешено землевладельца требовать плата за публичный сервитут на земельный участок, чтобы компенсировать его эксплуатацию. Размер компенсации и порядок ее выплаты определяется решением сторон или судьей.
Размер выплат согласуется на основании общего правила определения:
- расчет оплаты исходит из соразмерности материальной выгоды от использования земли без обременения.
Например, собственник может требовать сумму равную арендной плате или по стоимости площади нужного участка.
На размер платежей за сервитуты также влияют факторы:
- действительные расходы владельца земельного участка — поддержание состояния дороги, очистка прохода к источнику, освобождение места под закладку коммуникаций;
- характер использования земли, на которую накладывается обременение;
- размер понесенного ущерба;
- упущенная выгода.
ВНИМАНИЕ. Стороны не обязаны руководствоваться правилами определения расчета, если у них имеются свои основания для размера оплаты либо предусмотрено безвозмездное пользование наделом. При возникновении спора на этой почве суд может назначить специальную экспертизы для назначения суммы.
Прекращение действия сервитута
Обременение прекращает свое действие в следующих случаях:
- окончился срок соглашения;
- стороны договорились о снятии ограничения;
- исчерпались основания для ограничения;
- изменились требования к форме пользования землей;
- иные ситуации.
Прекращение обременения наступает после погашения его в Росреестре. Для этого необходимо составить заявление и приложить пакет документов:
- судебный акт;
- договор;
- соглашение сторон и прочее.
ВАЖНО. В ситуации, когда меняется собственник обремененной территории или пользователь сервитута, условия ограниченного пользования не меняются. Например, при заключении договора купли-продажи в документе было указано обременение на участок. После покупки новый владелец должен его соблюдать.
Также в ГК указано — можно ли обременить сервитутом весь земельный участок. Данный вид обременения не применяется, так как будет нарушать права собственности. Решить проблему с обременением поможет согласие владельца сдать полностью участок в аренду и продать его заинтересованному лицу.
Заключение
В ГК статье 274 отвечают на вопрос — что означает сервитут на земельный участок. Это официальное разрешение на ограниченное пользование чужой территорией.
Источник: https://J.Etagi.com/ps/servitut-na-zemelnyj-uchastok-chto-ehto-takoe/
Статья 26. Зоны действия публичных сервитутов | ГАРАНТ
Статья 26. Зоны действия публичных сервитутов
26.1. Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения.
26.2. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
– прохода или проезда через земельный участок;
– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
– проведения дренажных работ на земельном участке;
– забора воды и водопоя;
– прогона домашних животных через земельный участок;
– сенокошения, выпаса домашних животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
– использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
– свободного доступа к прибрежной полосе.
26.3. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов публичных слушаний.
26.4. Сервитут может быть срочным и постоянным.
Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.
Инициатор установления публичного сервитута подаёт в уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления заявление об установлении публичного сервитута, в котором указываются:
– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;
– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;
– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;
– содержание публичного сервитута;
– обоснование необходимости установления публичного сервитута;
– ситуационный план и сфера действия публичного сервитута;
– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность.
26.5.
Орган местного самоуправления, в течение 5-ти дней рассматривает заявление об установлении (прекращении) публичного сервитута, выявляет необходимость проведения Комиссией по землепользованию и застройки публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет заявление, указанное в абз. 2 части 26.5 настоящей статьи, главе города Сердобска. Глава города Сердобска, не позднее следующего дня с момента поступления заявления, принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.
Орган местного самоуправления имеет право отказать инициатору в дальнейшем рассмотрении заявления в случае признания необоснованности установления (прекращения) публичного сервитута. Данное решение может быть обжаловано инициатором установления (прекращения) публичного сервитута в судебном порядке.
26.6. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии со статьей 6 настоящих Правил.
26.7. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их, не позднее следующего дня после подготовки, главе города Сердобска.
26.8. Глава в течение 3-х дней со дня поступления указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа. В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:
– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;
– кадастровый план земельного участка;
– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;
– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;
– содержание публичного сервитута;
– сфера действия публичного сервитута;
– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;
– размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.
26.9. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации.
Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременён) сервитутом.
В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).
Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счёт инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.
26.10. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определённого постановлением главы согласно части 9 настоящей статьи. Принятие нормативного правового акта о прекращении действия публичного сервитута не требуется.26.11. Бессрочный публичный сервитут прекращается в случае отсутствия интересов Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения в целях, обеспечения которых он был установлен. Бессрочный публичный сервитут прекращается в порядке, определённом частями 26.5-26.10 настоящей статьи, с учётом особенностей, установленных настоящей частью.
Инициатор прекращения публичного сервитута подаёт в орган местного самоуправления заявление о прекращении публичного сервитута, в котором указываются:
– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;
– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;
– кадастровый план земельного участка;
– реквизиты постановления главы сельсовета об установлении публичного сервитута;
– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;
– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;
– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;
– содержание публичного сервитута;
– обоснование необходимости прекращения публичного сервитута;
– сфера действия публичного сервитута;
– указание на бессрочность публичного сервитута.
В постановлении Главы о прекращении публичного сервитута должно быть указано:
– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;
– кадастровый план земельного участка;
– реквизиты постановления главы об установлении публичного сервитута;
– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;
– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;
– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;
– содержание публичного сервитута;
– сфера действия публичного сервитута;
– указание на бессрочность публичного сервитута;
– решение о прекращении действия публичного сервитута.
26.12. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
26.13. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органов местного самоуправления соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.
26.14. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом местного самоуправления убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
26.15.
В связи с обеспечением интересов органов местного самоуправления и местного населения по обеспечению общественных нужд – проезда, прохода через земельный участок, установки и эксплуатации объектов и коммуникаций инженерно-технического обеспечения (линий электросвязи, водо- и газопроводов, канализации и т.д.), охраны природных объектов, объектов культурного наследия, иных общественных нужд, применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, принадлежащим физическим и юридическим лицам, могут устанавливаться постоянные или срочные публичные сервитуты.26.16. Границы зон действия публичных сервитутов отображаются в проекте межевания территории и указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
Границы зон действия публичных сервитутов также указываются в документах государственного кадастрового учета земельных участков и объектов капитального строительства.
26.17. Публичные сервитуты сохраняются в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу.
26.18. Публичный сервитут может быть отменен в случае прекращения муниципальных (общественных) нужд, для которых он был установлен, путем принятия постановления Главы города Сердобска об отмене сервитута по заявке заинтересованной стороны.
26.19. Публичные сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними”.
Источник: https://base.garant.ru/21997435/bd6ee6809e32a63f1324b3b040115290/
Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.
Виды обременения
Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:
- строительства прохода или проезда;
- прокладки линии электропередачи;
- прокладки водопровода и др.
Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:
- для проезда или прохода через земельный надел;
- для использования земли;
- для строительства пастбища;
- для сенокошения;
- для охоты и рыбалки;
- для исследовательских работ и др.
Подробнее о публичном сервитуте
Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.
Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:
- субъективное право;
- способ обременения;
- бессрочное или временное оформление.
К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:
- линия электропередачи;
- опоры под линии электропередач;
- газовые трубы, подведенные к участкам;
- водопровод;
- канализация.
В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.
Основания для образования
Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:
- Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
- Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
- Есть завещание.
Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.
Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.
В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.
Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.
При написании заявления необходимо указать:
- наименование объекта, его фактический адрес;
- цель наложения обременения;
- срок наложения публичного сервитута;
- полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
- информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.
Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.
Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.
Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.
Принятие решения
После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.
Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.
Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.
Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:
- заявление о регистрации обременения;
- квитанция об уплате госпошлины;
- нормативный акт или соглашение об обременении;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
- план земельного надела, на который будет наложен сервитут.
Межевание
Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.
А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.
Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.
Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.
Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.
А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.
Договор
Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:
- Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
- Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
- Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
- Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
- Срок установления сервитута.
- Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.
После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.
Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.
В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.
Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.
Весовым основанием для написания дополнения к договору является:
- Перемена деятельности пользователей.
- Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
- Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
- Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
- Вынесение судебного постановления.
Регистрация
Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.
Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.
Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.
После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.
Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.
Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.
Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.
Когда прекращается обременение
Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.
К таким основаниям относятся:
- смерть владельца земельного надела;
- официально оформленный отказ пользователя от обременения;
- ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
- объединение сторон для ведения совместной деятельности;
- постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
- завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.
Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.
Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.
Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.
Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).
Источник: https://FB.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya