Аренда земли за красной линией

Содержание

Что делать, если границы земельного участка пересекаются или выходят за красные линии?

Аренда земли за красной линией

Во время процедуры оформления может выясниться, что ваш земельный участок пересекается с наделом соседа или пересекает красную линию. В этой статье мы расскажем о возможных вариантах решения возникшей проблемы, не нарушив при этом норм земельного законодательства.

статьи:

Как земельные границы могут пересекаться?

Во-первых, границы двух земельных участков могут пересекаться по вине работника кадастрового учета. Он мог указать различные данные в реестре недвижимости и кадастровом паспорте.

Во-вторых, ошибку мог допустить инженер-землеустроитель во время работы на земельном наделе.

расскажет об установлении границ земельных участков

Что делать, если границы участка выходят за красные линии — варианты решения проблемы

В случае, когда ошибку допустил работник кадастрового учета, достаточно внести соответствующие изменения. Делается это кадастровым подразделением. Для исправления ошибки не требуется даже присутствие собственника земельного надела.

Намного труднее решить проблему, когда ошибка допущена инженером-землеустроителем. Ч.4 ст. 28 Закона о кадастре предусматривает несколько вариантов устранения такой ошибки:

  1. Путем внесения изменений, если документация, в которой обнаружена ошибка, входят в перечень документов, что представлен в ст. 22 вышеупомянутого Закона.
  2. Путем информирования, если на основе документации с ошибками были внесены ошибочные сведения в реестр, а также эти документы используются для информационного взаимодействия сотрудниками кадастрового учета.
  3. Путем судебного разбирательства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов более подробно.

Решаем проблему без судебного разбирательства

Подробные указания на тему того, как поступать в случае пересечения границ соседских наделов, можно узнать из Письма № 4448-ИМ\Д23, направленного Министерством экономического развития 27 марта 2009 г.
Согласно этому письму при обнаружении пересечения границ кадастровый орган должен приостановить процедуру кадастрового учета.

Должен быть составлен межевой план, который будет содержать:

  • информацию по сформированному наделу;
  • сведения по наделу, который учтен раньше, а также по которому обнаружили ошибку.

В состав такого плана входит:

  1. Заключение специалиста, который объясняет возможные причины возникновения ошибки.
  2. Правильные сведения о расположениях участков, которые пересекаются.

К плану прилагается акт о согласовании границ надела, на котором допустили ошибку. Но, по мнению некоторых специалистов, такой акт составлять не имеет смысла, если физические параметры земельного надела не меняются.

Когда ошибка исправлена, правильная информация об участке передается в кадастровый реестр. Для этого владельцу необходимо написать соответствующее заявление.

Нужно обратить внимание на то, что после исправления ошибки в некоторых случаях изменяется площадь и конфигурация. В такой ситуации владельцу необходимо написать заявление о внесении исправленных сведений в реестр. Подавать заявление необходимо в подразделение кадастрового учета.

Границы участка пересекают красные линии – решаем дело через суд

Земельный вопрос всегда стоял остро для наших соотечественников. Известны случаи, когда всего за несколько сантиметров земли враждовали несколько поколений. Решить проблему мирным путем в этой ситуации не получится, нужно идти в суд.

Стоит отметить, что судебный вариант решения этой проблемы зачастую отнимает много времени. Для обращения в суд необходимо грамотно составить исковое заявление, а также приложить все необходимые документы, которые имеют отношение к данному делу.

Добившись положительного судебного решения, нужно снова обращаться в кадастровый орган.

В решении суда должны быть указаны:

  • правильные координаты земельного надела;
  • характерные точки его границ.

Наличие вышеуказанных сведений в судебном решении позволит сотрудникам кадастрового подразделения продолжить свою работу по устранению ошибки.

Чтобы быть уверенным, что в решении суда будет присутствовать такая информация, некоторые специалисты советуют указывать в исковом заявлении требование о внесении координат надела и точного расположения участка в текст приговора.

Что имеется ввиду под понятием «красная линия»?

Красная линия характеризует размеры улицы, то есть ее можно назвать нормой градостроительного регулирования. В ее границах законодательство запрещает приватизировать землю. Кроме того, красная линия позволяет увидеть возможные перспективы развития улицы.

Но для обычных граждан земля за их забором – это всего лишь возможность немного расширить свои владения. Но рано или поздно орган кадастрового учета обнаружит, что границы земельного участка пересеклись с красной линией.

Участок пересекается с красной линией: что делать?

Если владелец земельного участка самовольно захватил землю за красной линией, то, скорее всего, ему предъявлять штраф и попросят «вернуть захваченную территорию». И здесь нет ничего странного, ведь нахождение забора, жилого дома или другого строения в границах красной линии означает, что такой земельный надел или его часть относится к территории общего пользования.

И хотя такую землю нельзя приватизировать, гражданин имеет законное право взять ее в аренду. Но если обратится к арбитражной практике, то добиться оформления аренды не всегда удается. Судьи отказывают в этом, аргументируя свое решение ст. 85 ЗК РФ. Однако принимая такое решение, они забывают, что приватизация и аренда – это разные понятия.

Совсем другая ситуация складывается, когда чиновники утвердили «маршрут» красной линии через уже существующие участки. В таком случае их действия признаются незаконными, поскольку ч. 1-2 ст. 209 ГК предоставляет право владельцу такого земельного надела распоряжаться землей по своему усмотрению. В этой ситуации собственнику земли необходимо оспаривать решение властей в судебном порядке.

Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/chto-delat-esli-granicy-zemelnogo-uchastka-peresekayutsya-ili-vyxodyat-za-krasnye-linii.html

Красные линии – вид градостроительных ограничений для земельных участков и регулятор застройки поселений

Аренда земли за красной линией

Строительство на земельных участках (ЗУ), как понятно, ведётся не в произвольном порядке. На территориях, предназначенных по зонированию для жилой застройки нельзя размещать производственные здания, а в сквере –  частную хозяйственную постройку.

К требованиям градостроительных регламентов правил землепользования и застройки (ПЗЗ) плюсуются ограничения, определяющие зоны, в которых может вестись строительство, и те, где оно запрещено.

Для отображения таких зон в материалах территориального планировании территорий городских и сельских поселений используется комплекс условных линий (границ) градостроительного регулирования.

Все линии градостроительного регулирования:

  • устанавливаются в процессе соответствующего проектирования
  • утверждаются органами федеральной или региональной власти
  • ставятся на кадастровый учёт
  • обладают правовым статусом

Соблюдение их назначения строго обязательно для правообладателей, земельные участки которых оказались затронутыми такими линиями.

  1. красные линии (КЛ) – границы территории общего пользования и улично-дорожной сети, выделенной из остальной части территории города
    • красная линия – это условная межа, которая проходит между любой общественной территорией (улицами, проездами, площадями, а также между линейными объектами (ЛЭП, ЛС, трубопроводами, автомобильными трассами, линиями ж/д сообщения и т.д.) и той зоной, где ведётся строительство
    • КЛ устанавливает запрет на строительство в своих пределах и на выступ ОКС за свои пределы 
  2. линии регулирования застройки – условные линии, устанавливающие границы застройки при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка (ЗУ):
    • фиксируют на участке «пятно застройки», за пределами которого возводить строения запрещено
  3. отступ застройки – расстояние между КЛ или границей ЗУ и стеной здания, строения, сооружения:
    • определяется градостроительными нормативами
  4. синие линии – границы акваторий рек, а также существующих и проектируемых открытых водоёмов
  5. жёлтые линии – максимально допустимые границы зон возможного распространения завалов жилой и общественной застройки категорированных городов, промышленных, коммунально-складских зданий, расположенных – вдоль городских магистралей устойчивого функционирования на территории категорированных городов:
    • категорированный город – административные центры областей, города, в которых имеются 10 и более  организаций (объектов), категорированных по Гражданской обороне, и города, имеющие радиационно- и химически опасные объекты, при авариях на которых в зоны заражения радиоактивными и сильно действующими ядовитыми веществами попадает 50% населения (территории) города и более 
  6. границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций – территорий, предназначенных для обеспечения обслуживания и безопасной эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций
  7. полосы отвода автомобильных дорог – территорий, занятых автомобильными дорогами, их конструктивными элементами и дорожными сооружениями
  8. полосы отвода железных дорог – территорий, предназначенных для размещения существующих и проектируемых ж/д путей, станций и других построек
    • не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации ж/д транспорта
  9. границы территорий объектов культурного наследия (памятников, ансамблей и достопримечательных мест) – границы ЗУ, непосредственно занимаемых памятниками, и связанные с ними исторически и функционально
  10. границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – установленные на основании проекта зон охраны в соответствии с требованиями сохранения объектов культурного наследия, утвержденные с определенным режимом содержания в установленном порядке границы:
    • охранных зон
    • зон регулирования застройки
    • зон охраняемого ландшафта
  11. границы историко-культурных заповедников – установленные на основании историко-культурного опорного плана (или иного документа) и утвержденные в соответствии с действующим законодательством границы историко-культурного заповедника (достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс)
  12. границы охранных зон особо охраняемых природных территорий – границы зон с ограниченным режимом природопользования, устанавливаемые в особо охраняемых природных территориях, участках земли и водного пространства
  13. границы территорий природного комплекса, не являющихся особо охраняемыми – территорий:
    • городских лесов и лесопарков
    • долин малых рек
    • парков, скверов
    • озеленённых и лесных территорий
    • объектов спортивного, медицинского, специализированного и иного назначения
    • резервных территорий, предназначенных для воссоздания утраченных или формирования новых территорий природного комплекса
  14. границы озеленённых территорий, не входящих в природный комплекс городских округов и поселений:
    • границы участков внутриквартального озеленения общего пользования и трасс внутриквартальных транспортных коммуникаций
  15. границы водоохранных зон – территорий, прилегающих к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира
  16. границы прибрежных зон (полос) – территорий внутри водоохранных зон, на которых в соответствии с Водным кодексом  РФ вводятся дополнительные ограничения природопользования:
    • в границах прибрежных зон допускается размещение объектов, перечень и порядок размещения которых устанавливается Правительством РФ
  17. границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – границы зон I и II пояса, а также жёсткой зоны II пояса
  18. границы санитарно-защитных зон – территорий, отделяющих промышленные площадки от жилой застройки, рекреационных зон, зон отдыха и курортов

Красные линии (КЛ) – один из видов градостроительных ограничений:

  1. это проектные линии, применяемые для обеспечения порядка при строительстве/реконстукции в населённых пунктах
  2. в градостроительной документации обозначают существующие, планируемые (вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы территорий, занятых линейными объектами, или предназначенных для их размещения – отделяют участки различного назначения от существующих или планируемых:
    • границ территорий общего пользования
    • границ территорий, занятых линейными объектами
  3. влияют на формирование земельных участков и их использование и застройку
  4. устанавливают расстояние от самой линии до мест, где будет происходить строительство:
    • такие места находятся за пределами красных линий 
  5. имеют запретительный характер, так как устанавливают зону,  в границах которой строительство запрещается 

К территориям общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, относятся:

  • площади
  • улицы {их проезжая часть и тротуары)
  • проезды
  • земли транспортного назначения, занятые объектами дорожно-мостового строительства:
    • путепроводы
    • мосты
    • туннели
    • эстакады
    • другие подобные сооружения 
  • скверы
  • бульвары
  • набережные
  • береговые полосы водных объектов общего пользования
  • пляжи

К территориям, занятым линейными объектами, относятся:

  • автомобильные дороги
  • линии электропередачи (ЛЭП)
  • линии связи и линейно-кабельные сооружения
  • трубопроводы
  • газопроводы
  • теплопроводы
  • ж/д линии
  • другие аналогичные сооружения

Красные линии территорий линейных объектов – границы полос отвода:

  • ЛЭП
  • ЛС
  • автомобильных дорог
  • железных дорог
  • трубопроводов
  • газопроводов
  • наземных линий метрополитена
  • различных видов скоростного внеуличного транспорта 

Земли общего пользования ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность. Земельные участки планируемых территорий общего пользования подлежат резервированию.

Красная линия отграничивает от зон общего пользования и зон линейных объектов не отдельный участок, а блоки земельных территорий. В городских и сельских поселениях она становится «непереступаемой» в плане застройки границей между территорией квартала, микрорайона, других элементов планировочной структуры и улицами, дорогами, проездами, площадями, иными землями общего пользования.

Строящийся объект не должен пересекать красных линий. Строительство на ЗУ во многих случаев должно вестись с установленным отступлением от  КЛ.

Красные линии (КЛ) – существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые):

  • КЛ разрабатываются, проверяются, утверждаются по решению органов власти в составе проектов планировки территории:
    • с учетом правовых и технических характеристик красных линий
  • КЛ являются элементом основной части проектов планировки территории
  • КЛ отображаются красным цветом на чертеже планировки территории (красные линии)

Проект красных линий подлежит согласованию и утверждению в составе градостроительной документации поселения. Обязательное требование – их соответствие генеральному плану и ПЗЗ. Границы красных линий могут изменяться и отменяться в соответствии с законодательными положениями:

  • Градостроительный кодекс РФ (пункт 11 статьи 1, пункт 3 статьи 42)

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12835.htm

Красная линия на земельном участке в 2020 году: как перенести, значение

Аренда земли за красной линией

Чтобы построить дом или любой другой объект, необходимо получить разрешение от Администрации. Это касается даже собственников земельных участков. Казалось бы, каждый на своей земле где хочет, там и строит. А после завершения строительства подают в суд на узаконивание постройки. Такой способ намного проще, чем посещение различных инстанций для получения разрешения.

Если постройка никому не мешает, у соседей, коммунальных служб, Администрации нет претензий, то суд, конечно же, удовлетворит иск. Но на практике случается, что суд отказывает в узаконивании и выносит решение о сносе или переносе строений из-за расположенных красных линий.

В статье рассмотрим, что означает красная линия земельного участка на проектах и планах территории, на что она влияет и чем грозит нарушение этих линий.

Что такое красная линия

Первая статья Градостроительного кодекса (далее – ГрК РФ) дает определение красным линиям (далее – КЛ).

Важно, что законодатель выделяет красными линиями не только существующие границы, но и планируемые.

Иными словами, КЛ обособляются участки, на которых будут или уже расположены публичные объекты от остальных наделов индивидуального пользования. Общественными объектами являются, улицы, дороги, скверы, парки, линии электропередач, трубопроводы и прочие аналогичные сооружения.

Помимо ГрК РФ, при определении понятия красная линия стоит опираться на РДС 30-201-98 «Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации». В ней указано, что КЛ отграничиваются кварталы, микрорайоны и другие элементы планировочной структуры от улиц, проездов, площадей.

На картах часто эти линии пересекают как государственные, так и частные участки. Такое явление называется наложением границ.

Наложение границ встречается при пересечении двух смежных участков. В этом случае между соседями может возникнуть спор (читайте: что делать, если сосед захватил часть земли?). Если фактические границы вашего участка не соответствуют данным на кадастровом плане, напишите нашему юристу в чат справа. Он расскажет, как решить проблему быстро без финансовых затрат.

Пример расположения красных линий предоставлен на фото ниже, где видно, что КЛ обособлен участок для инженерной инфраструктуры, а на второй картинке выделен участок для индивидуальной застройки.

Как упоминалось выше, КЛ выделяются не только существующие объекты, но и те, которые находятся только в процессе планирования. То есть фактически они существуют только на бумаге. Собственникам, узаконивающим постройки через суд, стоит помнить об этом.

Ведь органы власти не обязаны уведомлять граждан о планирующемся проведении электросетей, водопровода или газа.

Поэтому судья при рассмотрении ходатайств и заявлений Администрации опирается на то, что собственники должны самостоятельно следить за такими изменениями, и оставляет иск без удовлетворения.

Помните, каждый случай уникален. Прежде чем обращаться в суд для узаконивания постройки и начинать споры с местными органами власти, проконсультируйтесь с юристом. Для этого напишите в чат справа. Специалист по земельным вопросам бесплатно ответит на интересующие вопросы и поможет найти правильное решение возникшей проблемы.

Что касается вопроса о влиянии КЛ, то закон говорит о том, что в переделах этих линий запрещено возводить объекты капитального строительства, кроме тех, которые указаны в местных регламентах (например памятники).

Также дома или другие постройки должны располагаться на определенном расстоянии от места прохождения КЛ.

Расстояние устанавливается в соответствии со Сводом правил градостроительства и зависит от многих факторов:

  • тип объекта строительства;
  • материал стен;
  • тип объекта за красными линиями (проезд, улица, парк, водопровод, газ и т. д.).

Есть другие особенности расчета, которые влияют на расстояние. Поэтому важно перед началом строительства ознакомиться с прохождением КЛ и получить разрешение «по всем правилам».


Посмотреть красные линии можно практически в любом документе, содержащем схематическое изображение местности. К таким относятся:

Получить эти документы можно в Росреестре или в отделе архитектуры Администрации. Также доступна онлайн версия кадастровой карты на сайте Росреестра.

Ответственность за нарушение красной линии

При строительстве дома или любой другой недвижимости важно обращать внимание на КЛ и не нарушать их. Выступ за такие линии всегда означает административное правонарушение. И в соответствии с КоАП РФ ст. 7.

1 такое деяние признается самовольным занятием территории. В этом случае размер штрафа зависит от кадастровой стоимости и категории нарушителя. Варьируется он от 1 до 3%.

А если кадастровая стоимость не определена, а такое бывает редко, то от 5000 до 200000 р.

На практике красные линии могут находиться и внутри участка. Например, через участок проходит газопровод. Над ним категорически запрещено возводить даже объекты некапитального строительства. Соблюдать такие нормы следует не только из-за штрафов, но и исходя из соображений безопасности.

Конечно, если планируется строительство, то нарушения КЛ можно избежать.

Но как быть, если дом стоит несколько десятков лет и выяснилось, что красная линия проходит через здание, или забор стоит за пределами границы? Суды часто сталкиваются с подобными ситуациями, но не все иски подлежат удовлетворению. Причины могут быть самыми разными. Однако в некоторых случаях можно перенести или отменить красную линию на земельном участке.

Согласно РДС 30-201-98 (Инструкции о проектировании КЛ) органы местного самоуправления могут скорректировать существующие линии.

Но это возможно только если расположение КЛ значительно нарушает права граждан и организаций.

А если был произведен самозахват территории, то можно арендовать у государства (подробнее о том, как арендовать у государства землю) захваченную территории или приватизировать ее.

Для того чтобы подать исковое заявление, требуется собрать много документов и оплатить госпошлину. Но и в этом случае в рассмотрении иска могут оказать. Есть возможность получить консультацию специалиста «здесь и сейчас» бесплатно. Напишите в чат справа, и юрист ответит на все возникшие вопросы и поможет написать юридически грамотное заявление и подготовиться к судебным спорам.

Судебная практика

Положительным примером о переносе красной линии и сохранении прав на недвижимость может послужить дело, рассмотренное в Московском районном суде г. Калининграда.

Из материалов дела видно, что истец несколько лет пользовался ЗУ и расположенным на нем домом. В 2006 г. произвел реконструкцию дома – построил мансарду. Оформил дом и участок в собственность. Однако в 2015 г. выяснилось, что расстояние от КЛ до мансарды составляло менее 5 метров. И от органов власти поступило требование о сносе самовольной пристройки.


В ходе рассмотрения дела выяснилось, что КЛ была проведена в 2009 г. Данные с ЗУ не учитывались. Истец подавал в Администрацию заявление о переносе КЛ, но получил отказ.

Истец просил суд рассмотреть заявление и сохранить право собственности на дом и пристройку.

Поскольку реконструкция была проведена с целью улучшения жилищных условий, не несет угрозы жизни и здоровью, а также не нарушает прав третьих лиц, иск был удовлетворен.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/krasnaya-liniya-na-uchastke

Красная линия земельного участка: что это и ее отличия от границ ЗУ

Аренда земли за красной линией

Для того чтобы отделить наделы, принадлежащие разным владельцам друг от друга, проводится межевание.

Подобные земельные работы устанавливают границы каждого конкретного участка, находящегося в частной собственности.

Для отделения земель, которые находятся в общественном пользовании, используются специальные красные линии.

Они устанавливают границу территории, приватизировать которую невозможно.

При рассмотрении подобных понятий часто наблюдается путаница. Многие считают, что красная линия и граница земельного участка это одно и тоже. На самом деле между ними имеется ряд существенных различий.

Понятие

Основное предназначение имеющихся на схеме застройки красных линий (КЛ) установлено в 11 пункте статьи 1 ГсК РФ.

Обозначение введено для выделения границ территорий, которые предназначены для общего использования. Даже если присвоение подобной категории землям только находится в планах, контуры все равно обозначаются подобным образом.

Красными контурами выделяются границы следующих объектов:

  • линий электропередач;
  • улиц;
  • скверов;
  • автомобильных дорог;
  • парков;
  • линий связи;
  • железных дорог;
  • площадей;
  • трубопроводов.

Так как на ограниченных красным контуром участках уже находятся объекты общего пользования, либо их возведение планируется в будущем, проводить самовольную застройку земель, а также выступать при строительстве за установленные границы строго запрещено.

Отличия от границ участка

По сути, красная линия и крайние точки участка используются для достижения одной цели – отделения наделов друг от друга.

Однако между обозначениями имеются существенные отличия:

  • Контурами красного цвета выделяются земли, предназначенные для общественного пользования. Границы земельного участка обозначают крайние точки владения, находящиеся в собственности конкретного лица или государства.
  • Граничные линии владений устанавливаются в ходе проведения процедуры межевания, а красные – путем принятия нормативного акта, например, Решения или Постановления правительства региона или города.
  • Размер надела изменяется достаточно просто, например, после присоединения соседнего владения, либо при разделении существующего участка. Красные линии, установленные законно, обозначаются на плане застройки, и поменять их расположение сложно.
  • Земли общественного пользования могут находиться внутри приватизированного участка, например, при проведении электролиний, или пересекать его. Границы земельного участка выступать за границы линий красного цвета не могут.
  • Установление красные линии находится полностью в компетенции органов власти, они представляют собой полностью самостоятельный объект кадастрового учета. А крайние точки надела определяются по запросу собственника земельного участка.

Не все имеющиеся на схеме территории красные контуры имеют одинаковую юридическую силу. Выделяют несколько типов, отличающихся по предназначению и значимости.

Проектная

Если возведение объектов или выделение территории под общественное пользование только находится в планах властей, то на схеме застройки появится проектная красная линии.

Она означает, что региональные органы имеют намерение в дальнейшем использовать указанную территорию.

Однако отчуждения подобных земель пока что не производилось, а значит, юридической силы подобная граница не имеет.

Проектная линия призвана довести до сведения общественности, что в дальнейшем территория будет переведена в категорию земель общественного пользования. Однако когда это произойдет неизвестно.

Возможно, план властей не будет реализован, и обозначение скоро исчезнет со схемы застройки. Поэтому считать проектную линию объектом, подлежащим кадастровому учету, не следует.

Обычно обозначения, которые еще не приняты, проходят по существующим границам ЗУ.

Существующая

Если объекты, которые необходимо отделить от окружающих их приватизированных территорий и государственной собственности, уже построены и действуют, то их границы обозначаются существующей красной линией.

О ее закреплении свидетельствует утвержденный нормативный акт, делающий границы юридически значимыми. Точные координаты линии подобного типа отмечаются на плане застройки и фиксируются в органах кадастрового учета.

Даже если все участки земли, которые находятся вокруг территории, заключенной в красный контур, официально зарегистрированы в Кадастровой палате и имеют установленные в ходе межевых работ границы, красная линия по-прежнему будет более значимой. Крайние точки участков не должны выступать за ее пределы.

Проблемные ситуации

Зачастую даже существующие контуры территории общественного пользования становятся объектом проблем.

Однако в каждом случае можно найти решение и преодолеть возникшие трудности с определением местоположения красных линий или иных трудностей.

Отсутствие в истории проектных решений

До введения такого понятия, как красная линия, застройка общественных территорий обозначалась на планах иначе.

Поэтому в истории проектных решений некоторых городских территорий она может отсутствовать, несмотря на наличие фактических границ участков общественного пользования.

Решить вопрос об установлении красных линий на плане в подобном случае можно при помощи разработки специального проекта.

Трудностей с планировкой территории обычно не возникает, так как границы улиц и частных домовладений фактически отражены на местности. Необходимо лишь перенести их на план и выделить контур общественных земель.

Проводить проектные линии на стадии рассмотрения схемы застройки при этом бессмысленно, так как на местности фактически уже имеются существенные.

Если на плане обозначены контуры, которые фактически не соответствуют границам реальной застройки, следует внести изменения в существующую схему.

Для этого определяются координаты в натуре, и в соответствии с полученными сведениями вносятся изменения в кадастровую документацию.

Отсутствие планировочной документации

Утеря планов или частичное наличие схем планировки, в силу исторической давности не признающихся юридически значимыми, не влечет за собой обязательство составления новой документации и внесения изменений для  проектных контуров.

Фактически, линии застройки существуют на местности и могут быть отражены в различных материалах кадастрового учета после их исследования.

Части зданий пересекают границы общественной территории

Если фасад или иная часть строения выступает за границы контура земель общественного пользования, следует обратиться к Правилам землепользования. В нормативном акте обозначены размеры разрешенных выступов фасадных частей.

Однако стоит помнить, что если красные линии пресекают постройки, которые возведены на приватизированных территориях, то на основании решения суда владельцев могут обязать снести здание.

Заключение

Местоположение уже существующих красных линий можно оспорить, особенно если они проведены по территории участка, который находился в частной собственности до принятия проекта о выделении территории общественного пользования.

Следует знать, что муниципалитет обязан согласовать устанавливаемые границы с землепользователями соседних участков. Отстаивать права в подобных случаях собственнику нужно в суде. Заручившись поддержкой квалифицированного юриста по земельным вопросам.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/krasnaya-liniya

За границами красных линий

Аренда земли за красной линией

Земельное законодательство закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов1.

В целях осуществления данного принципа ЗК РФ предусматривает исключительное право граждан и юридических лиц – собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию занятых этими объектами земельных участков из состава государственных земель2. Вместе с тем практическая реализация такого права нередко сталкивается с неожиданными препятствиями.

   
Суды определились
 
Одной из преград на пути приватизации земельного участка является то обстоятельство, что занятый зданием, строением, сооружением участок находится за границами красных линий, утвержденных в составе градостроительной документации.

Арбитражные суды, рассматривая требования собственников объектов недвижимости о реализации исключительного права на приватизацию земельных участков и руководствуясь п. 11 ст. 1 ГрК РФ, приходят к следующему выводу. Земельный участок, находящийся за красными линиями, является территорией общего пользования.

Поэтому собственникам зданий, строений и сооружений отказывают в праве на приватизацию земли.

Так, например, по одному из дел ФАС ВВО заключил, что в силу п. 11 и 12 ст.

1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся обозначенные красными линиями территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) 3.

По другому делу ФАС ПО отметил, что «если земельный участок находится в границах красных линий, то есть относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом» 4.

Тот же ФАС ПО указал, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц 5. Аналогичный подход используется и другими арбитражными судами 6.

Подобная практика вызывает вопросы. Насколько обоснованны такая квалификация отношений, связанных с использованием земельных участков, и разрешение спора о земле на основе норм градостроительного законодательства? Любой ли земельный участок, находящийся за границей красных линий, следует считать территорией общего пользования? Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. приведенной нормы позволяет выделить два признака земельного участка общего пользования: а) участок, не закрытый для общего пользования; б) участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Часть 12 ст. 85 ЗК РФ устанавливает примерный перечень земельных участков общего пользования в составе территории населенных пунктов. К таким участкам относятся, в частности, земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами. Земельные участки общего пользования могут выделяться также в составе других категорий земель.

Частный сервитут

Важный вопрос, связанный с правовым статусом земельных участков общего пользования, касается возможности предоставления таких земельных участков физическим или юридическим лицам. Действующее земельное законодательство дает ограниченный объем прав в отношении земельных участков: – право собственности; – право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения и частный сервитут, которые носят вещный характер; – право аренды и право безвозмездного срочного пользования, имеющие обязательственно-правовую природу.

Все указанные виды прав предусматривают передачу земельного участка во владение 7.

Владение конкретного лица в отношении участка само по себе исключает возможность пользования этим участком неограниченным кругом лиц. Более того, титульный владелец (как являющийся собственником, так и владеющий участком на ином праве) вправе требовать защиты своего владения (ст. 301, 305 ГК). Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод: земельные участки общего пользования не могут принадлежать юридическим или физическим лицам на каком-либо титульном праве. Поскольку круг возможных собственников земельных участков общего пользования ограничен Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, такие земельные участки по смыслу п. 2 ст. 129 ГК РФ являются ограниченными в обороте. Об этом также свидетельствует запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования, предусмотренный ч. 8 ст. 27 ЗК РФ и ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Единственным из предусмотренных земельным законодательством прав на земельный участок, которое может принадлежать лицу, не владеющему участком, является частный сервитут. В соответствии со ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. По смыслу приведенных норм в отношении земельного участка общего пользования, находящегося в публичной собственности, может быть установлен сервитут в интересах частного лица. Однако случаи, когда такой сервитут может потребоваться, достаточно редки и могут быть связаны разве что с необходимостью прокладки каких-либо коммуникаций, поскольку земельные участки общего пользования и так свободны для прохода и проезда к смежным земельным участкам.

Общее пользование – открытый доступ

Не менее интересным является вопрос о порядке приобретения земельным участком статуса участка общего пользования, а также о порядке утраты такого статуса. Каких-либо специальных норм, определяющих такой порядок, действующее законодательство не содержит. Статус земельного участка общего пользования не связан ни с категорией земель, ни с разрешенным использованием земельного участка. Можно предположить, что земельный участок является участком общего пользования, когда он отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 262 ГК РФ, и перестает быть земельным участком общего пользования при утрате какого-либо из признаков. Утрата первого признака земельного участка общего пользования (принадлежности к государственной или муниципальной собственности) в принципе невозможна ввиду установленного ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрета на приватизацию. Таким образом, потеря земельным участком статуса участка общего пользования возможна только вследствие утраты второго признака – открытости для общего доступа. Например, муниципалитет, проложив новый участок дороги взамен существующей, решает осуществить застройку занятого прежней дорогой участка административными зданиями (здание детского сада, школы, муниципального учреждения и т. п.). В указанных целях неограниченный доступ к такому участку по решению его собственника (муниципалитета) закрывается, на участке ведется строительство. Очевидно, что с закрытием участка для общего доступа статус участка общего пользования утрачен – он уже не отвечает признакам п. 1 ст. 262 ГК. Так, статус земельного участка общего пользования в большей степени представляет собой не правовой режим, а некое фактическое состояние земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. И утрата участком этого статуса возможна на основании решения собственника о закрытии участка для общего доступа. Факт утраты участком признаков земельного участка общего пользования устраняет препятствия к передаче владения им третьему лицу, и в отношении него перестают действовать нормы п. 1 ст. 262 ГК РФ, а также иные нормы законодательства, определяющие правовой режим земель общего пользования. По тем же причинам (ввиду утраты земельным участком статуса участка общего пользования) при закрытии находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для всеобщего доступа перестает действовать и установленный ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрет на приватизацию такого земельного участка. Практическое значение установленного ЗК РФ и Законом № 178-ФЗ запрета на приватизацию земельных участков общего пользования при таком подходе остается неясным. Если статус участка общего пользования прекращается с закрытием доступа на него по решению собственника, то таким решением может быть оформлено и отчуждение участка в собственность третьего лица. Запрет на приватизацию можно было бы объяснить желанием законодателя исключить возможность приватизации участка помимо воли собственника (ст. 445 ГК РФ). Но такая ситуация в силу действующего законодательства допускается только в случае, когда на участке расположены принадлежащие третьему лицу объекты недвижимости (ст. 36 ЗК РФ). Однако если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположено здание, строение или сооружение, принадлежащее частному лицу, такой участок не может считаться участком общего пользования, поскольку не отвечает признакам, установленным п. 1 ст. 262 ГК РФ: он не является открытым для всеобщего доступа и, следовательно, на него не распространяется запрет на приватизацию, установленный ч. 8 ст. 27 ЗК РФ. Статус участка общего пользования может приобрести земельный участок, уже находящийся в государственной или муниципальной собственности, если собственником принято решение об открытии участка для всеобщего доступа (например, решение о сносе находящегося на участке административного здания и об устройстве на его месте сквера). Стать участком общего пользования может и земельный участок, находящийся в собственности частного лица, когда его изымают для государственных или муниципальных нужд и на нем создают общедоступный объект (например, дорогу).

О чем расскажут красные линии?

Ни гражданское, ни земельное законодательство не ставят статус участка общего пользования в зависимость от содержания градостроительной документации, которой утверждаются красные линии. Что интересно, не содержит таких положений и ГрК РФ. Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относятся такие, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Приведенное определение в полной мере согласуется и с п. 1 ст. 262 ГК РФ, и с п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Пункт 11 ст. 1 ГрК РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты).

По смыслу этого определения сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования либо могут стать ими в перспективе. Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка. И подтверждением тому служит та же арбитражная практика.

Источник: http://www.okrug.info/mnenija/zemelnye-uchastki/za-granicami-krasnyh-linii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.