Аренда лесных участков это

Комментарий к СТ 72 ЛК РФ

Аренда лесных участков это

Статья 72 ЛК РФ. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Комментарий к статье 72 ЛК РФ:

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается предмет договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в следующих целях:

– заготовка древесины;

– заготовка живицы;

– заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

– заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

– ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

– ведение сельского хозяйства;

– осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

– осуществление рекреационной деятельности;

– создание лесных плантаций и их эксплуатация;

– выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

– выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

– строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

– строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи , линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

——————————–
ФАС Поволжского округа установлено, что опоры линии электропередач являются конструктивными элементами воздушных линий, т.е. входят в состав линейного объекта. В связи с этим выделение лесных участков под опорами не является нарушением назначения использования лесного участка, предоставляемого для эксплуатации линии электропередач.

Для установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Заявителем в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей (Постановление от 23.05.

2011 по делу N А57-10980/2010 (опубликовано не было)).

В связи с этим, Федеральным арбитражным судом Поволжского округа было признано правомерным и обоснованным решение нижестоящего суда о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления открытого акционерного общества на использование лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

– переработка древесины и иных лесных ресурсов;

– осуществление религиозной деятельности;

– иные виды использования лесных участков, определенные по правилам ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.

Важно учесть, что лесной участок может предоставляться арендатору для осуществления как одной, так и нескольких целей. При этом указанный перечень видов использования лесов подлежит расширительному толкованию. Однако иные виды использования лесов могут осуществляться исключительно в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса (ч. 2 ст. 6 ЛК РФ).

В судебной практике достаточно часто возникают вопросы о необходимой площади лесных участков, предоставляемых для осуществления указанных выше видов деятельности. Например, рассматривая отдельный вид хозяйственной деятельности – строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, следует привести позицию ФАС Уральского округа.

В частности, судом было установлено, что предоставление лесного участка только под опоры линий электропередачи противоречит принципам лесного законодательства. При предоставлении лесного участка в аренду его площадь следует определять исходя из ширины охранной зоны .

——————————–
Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2011 N Ф09-1599/11-С6 по делу N А50-17835/2010.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа руководствовался в том числе положениями ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в суд первой инстанции, – от 22 июля 2010 г.). В действующей редакции ЛК РФ аналогичная норма содержится в ч. 4 ст.

45 и устанавливает, что без предоставления лесных участков осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан, но только в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.

Кроме того, ФАС Уральского округа руководствовался Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.08.

2003 N 486, и указал, что исходя из содержания данного нормативного правового акта не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.

Источник: http://LesKod.ru/glava-6/st-72-lk-rf/kommentarii

Договор аренды лесного участка: правовое регулирование, особенности составления

Аренда лесных участков это

Ранее на территории действовал договорно-разрешительный порядок эксплуатации лесов на основе соглашений и лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для снятия административных преград. На сегодняшний день ЛК РФ предусматривает договорный порядок эксплуатации лесных массивов через заключение соглашения на аренду.

Большая часть видов эксплуатации леса проводится после заключения договора на аренду лесного участка, который находится в ведении государства или муниципалитета, что значительно увеличивает позицию соглашения по аренде лесного участка.

После заключения соглашения относительно аренды участка леса, который расположен в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса для достижения одной или нескольких целей, приведенных в статьях 25 и 72 ЛК РФ.

Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, соглашение об аренде является предметом положений об аренде, приведенных в ГК РФ, если это не противоречит ЛК РФ.

Замечание 1

Таким образом, ЛК РФ является приоритетом для исполнения обязательств и регулировании норм в сфере арендных отношений.

Правовое регулирование подобного соглашения в том числе осуществляется приказом Рослесхоза от 26.07.2011 №319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

Аукцион на заключение договора аренды

Договор аренды лесного участка может быть подписан после проведения аукциона по продаже прав на подписание подобного соглашения, что приводится в ЛК РФ в виде одного из основных правил.

Поводом для создания правоотношений арендного характера является протокол об аукционе и заключенный договор аренды лесного участка, которое соответствует протоколу аукциона. При заключении договора аренды лесного участка, необходима государственная регистрация.

Существует список случаев, в которых проведение аукциона перед заключением соглашения не является обязательным для лесных участков, которые находятся в ведении государства или муниципальной собственности:

  1. Случай эксплуатации лесных массивов для видов деятельности, которые связаны с развитием охотничьего хозяйства;
  2. Случай эксплуатации лесов для проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  3. Случай эксплуатации лесов для застройки и использования водохранилищ и прочих искусственных водных объектов, включая гидротехнические сооружения и специализированных портов;
  4. Случай эксплуатации лесов для строительства, реконструкции и использования линейных объектов;
  5. Случай внедрения инвестиционных проектов для изучения и освоения лесов;
  6. Случай заготовки древесины на лесных участках, которые находятся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для использования лесных массивов исходя из статей 43-46 ЛК РФ.

Замечание 2

Важной особенностью договоров подобного рода являются цели его заключения, что и должно быть прописано в заключаемом договоре.

Стороной арендодателя является государственный орган или орган административно-территориальной единицы; ограничения в отношении субъектного состава лиц, которые могут быть арендаторами, ЛК РФ не приводит.

Исходя из статьи 72 ЛК РФ, объектом соглашения могут быть только лесные участки, принадлежащие государству или муниципальной собственности, и которые состоят в кадастровом учете, кроме случаев, предусмотренных часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Лесной участок, который предназначен для передачи арендатору, должен быть индивидуализирован.

Индивидуализация лесного участка происходит в виде описания в соглашении информации об этом лесном участке, куда входит площадь участка, его местоположения и границы, и кадастровый номер.

Более того, обязательной частью договора является кадастровая карта, которая должна быть приложена к соглашению.

Срок заключения договора аренды

Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер.

В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре.

Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.

Актуальный ЛК РФ определяет минимальный (10 лет) и максимальный срок (49 лет) действия арендного соглашения для предпринимательских целей.

В этом случае тоже есть свои исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 ЛК РФ; в случае, если договор заключается для возведения и использования водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, для переработки древесины или прочих лесных ресурсов, то минимальным сроком действия является 1 год.

Замечание 3

Аналогичный договор может быть заключен на срок действия до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и использовании линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

ГК РФ предусматривает признание соглашения об аренде, которое было заключено без срока действия аренды (статья 610) и без арендной платы (статья 614); следовательно, единственным основным условием договора является цель аренды лесного участка.

В то же время, существует значительное количество положений соглашения об аренде лесного участка. Однако, если эти положения ранее были предусмотрены ЛК РФ от 1997 года, то сейчас они приводятся в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка.

Среди основных положений, которые должны быть приведены в соглашении:

  1. Подробная информация о лесном участке;
  2. Срок действия договора;
  3. Цель использования лесного массива;
  4. Размер арендной платы, условия арендной платы и сроки выплаты;
  5. Объемы рубок лесных насаждений изъятия других лесных ресурсов.

Опиши задание

Оплата аренды лесного участка

В сравнении с другими видами арендуемой собственности, арендной платой при заключении соглашения об аренде лесного участка может быть только денежная форма.

Статья 73 ЛК РФ подразумевает разные процессы по определению размера арендной платы при эксплуатации лесного участка с изъятием лесных ресурсов или без изъятия лесных ресурсов. И в том и в другом случае основой определения уплаты аренды служит минимальная ставка.

Минимальный оплаты за аренду за использование лесного массива и последующее изъятие лесов определяется через произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и единицы объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

Замечание 4

В случае с арендой леса без изъятия его ресурсов минимальный размер оплаты рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают ставки платы, которые учитываются при определении арендной платы. Сами ставки зависят от формы собственности земельных участков.

Например, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, который находится в ведении федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.

2007 №310.

Существенным является вопрос о наличии права передачи уже арендованных участков в субаренду. ЛК РФ от 1997 года запрещал подобную деятельность, а ЛК РФ, действующий сегодня, не регулирует этот вопрос. Вместо этого, регулирование вопроса осуществляется ГК РФ, где некоторыми положениями приводится, что существует возможность субаренды, но исключительно с согласия арендодателя.

Замечание 5

В литературе отмечается, что соответствующие регулирующие права арендатора, с одной стороны, сочетаются с поставленной законодателем задачей либерализации лесопользования, а с другой стороны реализация этих полномочий может выразиться в массовой аренде участков организациями/лицами с высокой платежной способностью, и последующее распоряжение по субаренде исходя из личных интересов. Это, согласно литературным источникам, может повлечь за собой негативные последствия как для социума, так и для экологии.

Субаренда в значительной мере затрагивает интересы арендодателя, и подобная эксплуатация может нанести вред условиям использования лесов. Поэтому, для того, чтобы сохранить интересы арендодателя, законодательным органам необходимо предусмотреть возможные инциденты и запретить использование лесов для целей, которые противоречат целям, обозначенным в первичном договоре.

Немаловажен тот факт, что, в связи с актуальным на сегодняшний день ЛК РФ, у арендаторов лесных участков увеличились обязательства. Арендаторы должны в оговоренном порядке разработать и предоставить арендодателю проект разработки лесных массивов с подтверждением со стороны государственной или муниципальной экспертизы (согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ).

Замечание 6

Среди обязанностей также можно отметить необходимость в ежегодном представлении лесной декларации (заявления об эксплуатации лесов в соответствии с проектом освоения лесов) согласно установленному порядку и статье 26 ЛК РФ.

Актуальный Лесной кодекс Российской Федерации подразумевает обязательства по применению противопожарных мер на лесных участках со стороны арендатора, согласно статье 53 ЛК РФ.

Среди этих обязательств необходимо выделить строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, создание систем, средств оповещения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств в должном порядке и виде, формирование запасов горюче-смазочных материалов на время высокой пожарной опасности.

Более того, арендаторы несут обязательства по организации санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, согласно статье 55 ЛК РФ.

Арендаторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью по подготовке древесины, обязаны заниматься лесовосстановительными мероприятиями, что предусмотрено ЛК РФ (затраты на подобные мероприятия также лежат на арендаторе). Те арендаторы, которые не ведут подобной предпринимательской деятельности, не несут обязанности по восстановлению лесов.

Замечание 7

Несмотря на то, что вышеописанные обязанности несут в себе публично-правовой характер, точные сроки их исполнения и соответствующие процессы приводятся в положениях заключенных соглашений.

Получается, что вышеописанные условия по заключению соглашения по аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, говорят о значительности и важности подобного вида договора;это соглашение включает в себя элементы частноправного и публично-правового характера, что позволяет принимать его как сторонний вид договора об аренде.

Увеличенная значимость этого вида соглашений создает необходимость в четком и отдельном определении этого вида в Лесном кодексе Российской Федерации, где необходимо выделить его особые характеристики.

Исходя из соглашения об аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса во владение на определенное время в обмен за уплату в денежном виде, а арендатор берет на себя обязательства по эксплуатации участка в соответствии с целями, установленными в договоре, вносить оплату своевременно в сроки, указанные в соглашении, и соблюдать требования, которые представлены законодательством. Условия, которые имеют важность при заключении договора аренды лесного участка, должны быть установлены в Лесном кодексе РФ, и никак не в подзаконных актах.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/lesnoe-pravo-rossii/dogovor-arendy-lesnogo-uchastka/

Аренда лесных участков

Аренда лесных участков это

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ и гражданским законодательством.

По договору аренды лесного участка указанный участок передается гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду[619].

Арендодателем лесного участка является соответствующий орган государственной власти субъекта РФ (пункт 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 74 ЛК договор аренды лесного участка должен заключаться по результатам лесного аукциона, но из этого правила частью 3 статьи 74 ЛК сделаны исключения: договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр или разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, линейных объектов (статьи 43 – 45 ЛК), а также для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов может и должен заключаться без лесного аукциона.

Договор содержит следующие существенные условия: сведения о лесном участке; срок договора; цель использования участка арендатором; виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы; объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов; права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов; ответственность за нарушение условий договора; основания и порядок расторжения и изменения договора; иные условия, указанные по усмотрению сторон.

Подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые ведают предоставлением лесных участков.

Расторжение договора аренды лесного участка производится по общим правилам, предусмотренным для договора аренды ГК РФ с учетом особенностей, установленных ЛК РФ.

Согласно статье 450 ГК изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законами или договором, а также по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в определенных случаях.

Статья 619 ГК устанавливает случаи досрочного расторжения договора по требованию арендодателя, а статья 620 ГК – по требованию арендатора. Во всех указанных в них случаях договор расторгается только судом.

Лес – один из важнейших природных ресурсов страны. В связи с этим задачей российского государства наряду с удовлетворением потребностей населения в лесе, организацией работы по воспроизводству, охране, недопущению истощения леса и обеспечением его экологического благополучия является создание нормативной базы эффективного использования лесов[620].

Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р, определяется, что основополагающее значение имеет создание единого правового, экономического и организационного механизма государственного управления лесами.

На сегодняшний день единственным основанием возмездного использования лесов в Российской Федерации является договор аренды участков лесного фонда (ст. 72 Лесного Кодекса).

Право пользования лесными участками на основании договора аренды представляет собой договорный порядок лесопользования.

Договорный порядок лесопользования позволяет возлагать на участников лесных правоотношений взаимные права и обязанности. В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.

Заключение договора аренды участков лесного фонда создает возможность закрепления за арендодателем обязанности по проведению лесовосстановительных мероприятий.

Кроме того, договор аренды позволяет закрепить объемы лесопользования и избежать случаев сплошных рубок.

Таким образом, подводя итог, следует отметить сохранение института аренды лесных участков для лесного хозяйства России жизненно важно.

Поясова А.С.·

Источник: https://studopedia.su/14_33643_arenda-lesnih-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.