Административный сервитут

Содержание

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт

Административный сервитут

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

Публичный сервитут на земельный участок что это такое, плата за сервитут на земельный участок, сервитута земли что это

Административный сервитут

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.
По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

ВАЖНО. Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

Разновидности земельных сервитутов

Сервитуты на земельные участки классифицируются несколькими способами в зависимости от временного фактора использования наделов:

  • срочный — требуется для регистрации определить точный срок действия обременения. Необходимость в договоре возникает, когда требуется срочная прокладка коммуникационных кабелей, труб. После выполнения срочных работ обременение снимается;
  • постоянный — оформляется, когда требуется использовать надел на постоянной основе (например, на участке расположен государственный природный объект);
  • постоянно-временный — фактическое использование территории возникает в определенный момент в течение бессрочного периода.

Например, ведущую дорогу к собственному участку весной размывает, тогда гражданин договаривается с соседом о проходе через его территорию. Сервитут в таком случае может устанавливаться в бессрочном порядке, но с указанием весеннего периода пользования.

Согласно правовой стороне накладывания обременения договор классифицируется на частный и публичный. В связи с чем возникает вопрос: что такое частный сервитут на земельный участок и что такое публичный сервитут на земельный участок и в чем их отличие?

Для граждан в Земельном кодексе дается ответ на определение этих видов:

  1. Что такое частный сервитут на земельный участок —такой вид обременения налагается при затрагивании интересов конкретного землевладельца (физического или юридического). Ограничение устанавливают на основании договора либо судебного решения в пользу землевладельца.
  2. Что такое публичный сервитут на земельный участок —такой вид обременения подразумевает регистрацию в Росреестре согласно законодательным основам либо по нормативно-правовому документу, который приняли на федеральном уровне или муниципалитетом. Часто сервитут публичного образования накладывается при проведении коммуникаций обеспечения и общественного пользования (газ, вода, свет и т.п.).

Различия между сервитутами

Договор на ограниченное использование земли отличается по своему содержанию и ситуациям применения:

  • публичный сервитут оформляется согласно потребности введения на ограничения использования земельного надела в государственных интересах или муниципальных, а также для большого круга лиц и частного обеспечения гражданских прав;
  • частный сервитут имеет преимущество в возмездном характере, а публичный отличает безвозмездный. Для первого случая отсутствует плата за обременение, которая осуществляется только в исключительных ситуациях, установленных законом. Для остальных случаев владелец земли располагает правом требовать денежную компенсацию за обременение. Плата может и отсутствовать при отказе землевладельца от нее;
  • основания для возникновения ограниченного использования также отличаются. Ограничения публичных образований основываются на нормативно-правовых документах, а частный обоснован требованиями гражданина-землевладельца, организации или группы граждан.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:

  • требуется проезд или проход к участку земли;
  • возникла необходимость проложить коммуникации;
  • требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
  • оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
  • требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
  • иные случаи, которые не осуществляться без обременения.

Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:

  • требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
  • проведение коммуникационных сетей общественного пользования;предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник);
  • требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
  • при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
  • при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
  • для получения разрешения на выпас или прогон скота.

Как устанавливают сервитуты?

Сервитуты устанавливаются согласно 3 основным вариантам, закрепленным законодательно:

  • На основании подписания резолюции полномочным подразделением местного самоуправления, муниципалитетом или государством.
  • Резолюция принимается в ходе публичного слушания о наложении ограничений.
  • На основании общего соглашения группы землевладельцев или заинтересованных лиц.
  • По судебному постановлению.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок следующий:

  1. Объявления слушания муниципалитетом или администрацией.
  2. Оформление резолюции.
  3. Оглашение результатов согласования пользования участком — требования, компенсация.
  4. Регистрация сервитута в Росреестре.

Также существует порядок добровольного согласования по использованию земельного надела и накладывания сервитут на земельный участок находящийся в частной собственности:

  1. Заинтересованное лицо обращается к землевладельцу с просьбой о частичном пользовании землей.
  2. Сторонам необходимо оформить соглашение следующего содержания: графа о согласии землевладельца о накладывании обременения, права сторон, обязательства сторон, цели использования, площадь и координаты требуемой территории, срок пользования.
  3. Далее следует регистрация соглашения в Росреестре.

Для регистрации потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц — 1 500 рублей, для юридических — 6 000 рублей);
  • соглашение в количестве 3 экземпляров;
  • согласие от третьих лиц требуется когда нужно установление сервитута на земельный участок находящийся в залоге, если надел находится в совместной собственности, ипотечном закладе, аренде.

ВАЖНО. Действие сервитута начинается с момента прохождения государственной процедуры регистрации. После этого законом разрешается использовать участок земли согласно указаниям в договоре, а собственник имеет право требовать компенсацию.

Судебное наложение сервитутов

Если гражданин или заинтересованное лицо желает пользоваться чужой землей, а владелец отказывается, то сервитут можно оформить через судебное разбирательство.

Если землевладелец не согласен оформлять обременение, даже в ситуации, когда заинтересованное лицо фактически использует землю, то требуется официально получить правомочия на ограниченное использование земельного надела.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок согласно судебному решению:

  • заинтересованное лицо подает иск или ходатайство в суд;
  • предоставляет доказательство о необходимости пользования чужим наделом;
  • если суд видит весомость доказательств, то дает положительное решение для заинтересованного лица;
  • оформляется сервитут и регистрируется в Росреестре;
  • собственнику обремененного надела позволяет назначить компенсационную плату за пользование землей.

ВНИМАНИЕ. Судебное решение гарантирует беспрепятственную эксплуатацию чужого участка. Без такого документа владелец земли может в любой момент запретить пользоваться своей землей.

На решение суда по большей части влияет отсутствие у истца альтернативной возможности владеть своим участков без использования чужого надела.

Например, при близком расположении к участку природных источников судья разрешит его пользование через чужой участок, если это единственный объект воды и, наоборот, запретит, если есть еще общедоступные источники.

Для доказательной базы заинтересованное лицо должно предоставить 5 фактов:

  1. Отсутствие реальных возможностей по реализации собственных прав без вторжения на чужую землю.
  2. Наличие спора по обременению между соседями.
  3. Обоснованность пользования чужим наделом.
  4. Наличие согласия на денежную компенсацию в разумном размере.
  5. Срок ограничения.

Перед обращением в суд необходимо:

  • составить соглашение о сервитуте и направить его ответчику;
  • провести землеустроительное исследование для обоснования наложения обременения;
  • провести оценку стоимости пользования чужим наделом.

Обычно в таких судебных разбирательствах ответчик чинит препятствия для эксплуатации своей земли (возведение забора, закрытый участок, посадка деревьев на месте требуемой закладки коммуникаций и т.п.).

Истцу стоит учитывать, что накладывание сервитута должно минимизировать неудобства для собственника земельного надела, а также компенсировать обременение.

Учитывая это, суд устанавливает условия ограниченного пользования, основываясь на принципе разумного баланса прав собственности и интересов сторон.

Например, когда истцу необходимо проложить водопроводные трубы, в его пользование выделять только ограниченную долю участка для монтажа и настройки. После чего потребуется восстановить первоначальный вид участка.

СПРАВКА. От судьи требуется выслушать доводы обеих сторон и выбрать наиболее оптимальные условия для накладываемого обременения.

Например, согласованный маршрут проезда, разумная плата за пользование. Если ситуация затруднительная, то суд по собственной инициативе или желанию одной из сторон может назначить проведение землеустроительной экспертизы для решения спорного момента.

Плата за использование земли

Законодательством разрешено землевладельца требовать плата за публичный сервитут на земельный участок, чтобы компенсировать его эксплуатацию. Размер компенсации и порядок ее выплаты определяется решением сторон или судьей.

Размер выплат согласуется на основании общего правила определения:

  • расчет оплаты исходит из соразмерности материальной выгоды от использования земли без обременения.

Например, собственник может требовать сумму равную арендной плате или по стоимости площади нужного участка.

На размер платежей за сервитуты также влияют факторы:

  • действительные расходы владельца земельного участка — поддержание состояния дороги, очистка прохода к источнику, освобождение места под закладку коммуникаций;
  • характер использования земли, на которую накладывается обременение;
  • размер понесенного ущерба;
  • упущенная выгода.

ВНИМАНИЕ. Стороны не обязаны руководствоваться правилами определения расчета, если у них имеются свои основания для размера оплаты либо предусмотрено безвозмездное пользование наделом. При возникновении спора на этой почве суд может назначить специальную экспертизы для назначения суммы.

Прекращение действия сервитута

Обременение прекращает свое действие в следующих случаях:

  • окончился срок соглашения;
  • стороны договорились о снятии ограничения;
  • исчерпались основания для ограничения;
  • изменились требования к форме пользования землей;
  • иные ситуации.

Прекращение обременения наступает после погашения его в Росреестре. Для этого необходимо составить заявление и приложить пакет документов:

  • судебный акт;
  • договор;
  • соглашение сторон и прочее.

ВАЖНО. В ситуации, когда меняется собственник обремененной территории или пользователь сервитута, условия ограниченного пользования не меняются. Например, при заключении договора купли-продажи в документе было указано обременение на участок. После покупки новый владелец должен его соблюдать.

Также в ГК указано — можно ли обременить сервитутом весь земельный участок. Данный вид обременения не применяется, так как будет нарушать права собственности. Решить проблему с обременением поможет согласие владельца сдать полностью участок в аренду и продать его заинтересованному лицу.

Административные сервитуты в Новой Москве

Административный сервитут

«Новомосковский» сервитут

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.

2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на присоединенных к Москве территориях для размещения объектов федерального значения или регионального значения установление сервитутов допускается с рядом специфических особенностей (ст. 16).

При этом помимо обычных сервитутов закон предусматривает возможность установления сервитутов для строительства линейных объектов.

Необычность такого сервитута заключается в том, что устанавливается он для будущей господствующей недвижимости – на момент появления сервитута ее еще нет.

«Традиционный» сервитут мог устанавливаться для проведения коммуникаций, но только для обслуживания существующей недвижимости – например, здания. Здесь же допускается установление сервитута для линейного объекта per se.

Еще одна особенность: «новомосковские сервитуты» предусматривают право сервитуария («обладателя сервитута» в терминологии закона) осуществлять любую необходимую для достижения целей установления сервитута деятельность – это при том, что обычный сервитут подразумевает минимально возможное воздействие на обремененную недвижимость.

Самой интересной новеллой является, безусловно, порядок установления сервитута. До сих пор сервитут мог быть установлен либо соглашением сторон, либо в судебном порядке.

Это вызывало известные неудобства как раз в случаях строительства новых линейных объектов. Похоже, отечественный законодатель наконец решился воспользоваться примером тех правопорядков, в которых предусмотрен т.н. административный (легальный) сервитут, т.е.

сервитут, для установления которого не нужно ни судебного решения, ни соглашения.

В соответствии со ст. 17 закона решение об установлении сервитута принимается органом исполнительной власти Москвы на основании заявления заинтересованного лица об установлении сервитута – если строительство сооружения, которое предполагается осуществить на условиях сервитута, предусмотрено проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории.

Такой сервитут не подлежит государственной регистрации в ЕГРП; он считается установленным с момента внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

При этом, однако, сервитут сохраняется в случае перехода прав на обремененный земельный участок к другому правообладателю, а также в случаях образования земельного участка из земельного участка, обремененного данным сервитутом.

Правообладатель участка, на который установлен «новомосковский сервитут», имеет право требовать плату за «его установление» только в случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ст. 18).

Интересно решается вопрос о разрешении споров насчет величины этой платы (если, конечно, есть основания для ее установления). В соответствии с ч. 2 ст. 18 закона обладатель сервитута до начала работ на земельном участке обязан заключить с обладателем обременяемого участка соглашение, предусматривающее размер платы за установление сервитута и порядок ее внесения.

Из буквального смысла текста не ясно, может ли обладатель сервитута приступать к работам, если достичь такого соглашения не удается.

Впрочем, ч.

3 говорит о том, что если в течение года со дня установления сервитута соглашение не подписано обладателем земельного участка вследствие отсутствия по адресу места жительства либо вследствие отказа от переговоров с обладателем сервитута, плата за установление сервитута вносится в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В этом случае обладатель сервитута имеет право осуществлять деятельность на обремененном сервитутом земельном участке участка с момента внесения платы за установление сервитута.

Иными словами, судя по всему, пользоваться обремененным участком можно только при заключении этого соглашения или в случаях, указанных в ч. 3 ст. 18. Если так, то в этом вопросе отечественный законодатель проявил некоторую заботу об обладателях служащих участков – кое-где недостижение соглашения в принципе не является препятствием для использования сервитута.

По всей видимости, опыт применения «новомосковских сервитутов» в последующем будет распространен и на остальную Россию. Подобный институт порой действительно необходим, и его обкатка в пределах отдельно взятого региона должна заблаговременно показать все pro et contra.

Источник: https://zakon.ru/blog/2014/4/8/administrativnye_servituty_v_novoj_moskve

Что такое сервитут

Административный сервитут

Сервитут на земельный участок – это возможность ограниченного пользования землей, принадлежащей другому собственнику.

Гражданский кодекс дает такую возможность хозяевам недвижимости или земли, которым требуется проход или проезд к их имуществу через соседний земельный участок при условии, что другой возможности для прохода или проезда у них нет.

Аналогично, такая возможность есть у граждан, которым необходим проход к берегу водоема или к другой публичной территории.

Многие россияне имеют в собственности землю. Далеко не все они знают о том, что такое сервитут, и какое отношение он имеет лично к ним.

Незнание приводит к тому, что одни землевладельцы уверены в том, что на их территорию незаконно посягают посторонние, другие — воюют с первыми.

На самом же деле сервитут – это официальное разрешение, которое выдает уполномоченный государственный орган лицу (назовем его заинтересованным лицом), нуждающемуся в проходе и/или проезде через соседнюю территорию.

Пример

Для наилучшего понимания можно рассмотреть пример из жизни.

Через участок гражданина К. проходит дорога к складу гражданина Б. Существует и другой способ добраться до склада, но для этого Б. придется проделать путь длиной в несколько километров, к тому же он проходит через болото.

Во время таяния снега болото переполняется, и переправа становится опасной для жизни. В связи с этим гражданин Б. обратился к К.

с письменным предложением установить в его огороде сервитут, который бы дал право всем заинтересованным лицам использовать его часть для прохода.

Б. и К. заключили письменное соглашение, на основании которого К. обязался не чинить препятствий владельцу склада. Последний, в свою очередь, обязался не ходить без необходимости по чужому огороду. 

Виды сервитута

В зависимости от статуса субъектов сервитут бывает:

  1. Частным. В нем сторонами являются частные лица. Он возникает на основе обоюдного соглашения или решения суда (если стороны не достигла такого соглашения). Частный сервитут устанавливается исключительно в интересах физических лиц и/или коммерческих компаний, которым требуется проход или проезд.
  2. Публичным. На одной из его сторон всегда выступает государство. В отличие от частного публичный сервитут устанавливается по требованию государственных органов, в том числе, местных муниципалитетов. Его основанием является специальное постановление.

В зависимости от срока действия прав на ограниченное пользование чужой землей делится на:

  1. Срочное, действующее в течение определенного периода.
  2. Бессрочное. Его действие не ограничивается во времени. Заинтересованное лицо может пользоваться им до тех пор, пока есть необходимость.

Также сервитуты бывают городскими, сельскими, водными, лесными и вещными. Однако чаще всего на практике применяются земельные сервитуты. Порядку их оформления посвящен следующий раздел.

Более подробно случаи, когда может быть оформлен сервитут, перечислены ниже в разделе «В каком случае необходим сервитут»

Надоело читать? Сэкономьте время, задайте вопрос юристу БЕСПЛАТНО:

Как оформить частный сервитут

Как мы уже сказали, частный сервитут оформляется соглашением собственника земельного участка и заинтересованного лица. Чтобы заключить такое соглашение, заинтересованное лицо направляет в адрес второй стороны письменное предложение об установлении права ограниченного использования земли. Если владелец участка откажется, заинтересованное лицо может обратиться в суд.

Если вопрос будет решен добровольно, потребуется новый кадастровый план, где указаны границы сервитута. Его составлением занимается кадастровый инженер. После изготовления и утверждения плана, участники подписывают соглашение.

В нем указывается:

  • ФИО, адреса и паспортные данные того, кто предоставляет сервитут и того, кто его получает;
  • адрес участка с описанием границ;
  • обстоятельства, в силу которых необходимо установление сервитута;
  • срок его действия;
  • права и обязательства участников;
  • положение об оплате (если хозяин требует вознаграждение);
  • подписи обеих сторон.

Соглашение должно быть зарегистрировано в Росреестре. Только после этого заинтересованное лицо получит право им пользоваться. Для регистрации соглашения можно обратиться в ближайший МФЦ.

Частный сервитут переходит по наследству, но не может быть продан или каким-то другим образом отчужден.

  Как оформить публичный сервитут

В случае с публичным сервитутом заинтересованным лицом является государственный орган. Его представитель обращается с соответствующим заявлением в местные органы власти. Одновременно с этим оформляется новый кадастровый план с границами сервитута.

Затем муниципалитет назначает общественные слушания. В них участвуют жители прилегающих территорий, представители заинтересованного лица и собственник участка.

По результатам слушаний выносится решение об установлении обременения на конкретном земельном участке. Копия этого решения направляется собственнику обременяемой территории. Это решение, так же, как и добровольное соглашение, передается на регистрацию в Росреестр.

Главное отличие публичного сервитута от частного состоит в том, что хозяин участка не имеет права от него отказаться, поскольку обременение устанавливается в социально значимых целях. 

Важно! Наличие частного и публичного сервитута не ограничивает и не умаляет права собственника в отношении участка. Он также свободно может продать его, подарить, сдать в аренду. Участок отчуждается вместе с сервитутом, поэтому согласие заинтересованного лица для того, чтобы совершить сделку, хозяину не требуется.

В каком случае необходим сервитут

Обременение устанавливается, когда имеется необходимость в:

  1. организации прохода, проезда через обременяемый участок;
  2. монтаже линий электропередач, телекоммуникаций, труб и т.п.;
  3. землеустроительных, дренажных работах;
  4. прогоне сельскохозяйственных животных к местам выпаса;
  5. заборе воды для бытовых и технических нужд;
  6. открытии общественного доступа к прибрежной зоне, местам купания, пляжам;
  7. уборке сена, охоте, рыболовстве;
  8. проведении научных, проектных, изыскательских мероприятий.

Приведенный перечень является исчерпывающим. Это означает, что ни частные лица, ни государственные органы не имеют права требовать установления сервитута на земельные участки по каким-то другим основаниям. 

Нужно ли за него платить

Собственник обремененной территории имеет право требовать от заинтересованного лица соразмерной денежной компенсации. Между сторонами возникают своеобразные арендные отношения.

В них хозяин земли выступает арендодателем, а держатель сервитута – арендатором. Арендодатель, предоставляющий в частичное пользование свою собственность, вправе рассчитывать на материальное вознаграждение.

Арендатор, в свою очередь, не может отказать в предоставлении такой платы.

Если сервитут частный, предъявлять требования оплаты следует к собственнику объекта (например, колодца или скважины), из-за которого на участке установлено обременение. При публичном сервитуте платить должна государственная организация, в интересах которой создан сервитут.

Вознаграждение может вноситься единовременным платежом или частями, в течение всего срока действия обременения. Порядок оплаты определяется в соглашении или нормативном акте государственного органа.

Дополнительно нужно сказать о соразмерности. В гражданском и земельном законодательстве содержится указание на то, что собственник земли имеет право на соразмерную выплату. Понятие соразмерной выплаты предполагает, что сумма вознаграждения должна соответствовать убыткам, которые лицо несет из-за того, что частью его земли пользуются посторонние.

Если между сторонами возникает спор относительно суммы вознаграждения, они могут передать его на рассмотрение в суд.

Сервитут с юридической точки зрения

С юридической точки зрения сервитутом земельного участка выступает отдельный вид прав на временное пользование чужой собственностью, выступающий обременением для этой собственности.

Однако, в отличие от обременения в общепринятом юридическим смысле, сервитут не ограничивает собственника в вопросах продажи, в отличие от обычного обременения (залог, арест и т.п.

), которое запрещает совершение любых операций с арестованным имуществом.

При возникновении сервитута из чужого права собственности не выделяется никаких новых правомочий. Это значит, что держатель сервитута (заинтересованное лицо) не может его отчуждать, поскольку он лишь частично пользуется чужим имуществом в строго определенных целях. Никакой другой возможности сервитутное право ему не дает. 

В случае отчуждения участка сервитут переходит с ним к новому собственнику и перерегистрируется вместе с основным объектом. Держатель сервитута остается прежним.  

Что такое публичный сервитут на земельный участок и когда он устанавливается?

Административный сервитут

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях. Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.